Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЧЖАН ДУНСУНЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧЖАН ДУНСУНЬ

ЧЖАН ДУНСУНЬ (ЧжанДуншэн) (1884 или 1886, уезд Усянь провинции Цзянсу - 1973) - китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель; ученик и последователь Лян Цичао. Президент Публичного университета Китая (1925-30), профессор философии пекинского Яньцзинского университета (1930-52); главный редактор еженедельника "Шиши синь бао" (1916-30), журналов "Цзефан юй гайцзао" (1919-20), "Цзайшэн цзачжи" (1932-46). В 1934-46 один из организаторов и руководителей Государственно-социалистической партии Китая (позднее Демократически-социалистической партии), один из лидеров Демократической лиги Китая. После образования КНР - член Центрального народного правительства. В феврале 1952 подвергся критике как "независимый" идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая судьба неизвестна. Главной проблемой философии Чжан Дунсунь считал природу и сущность познания, выработал теорию "гносеологического плюрализма", сочетавшую элементы "философии разума" в учении неоконфуцианства с идеалистическими идеями И. Канта, К. И. Льюиса, А. Н. Уайтаеда и А. С. Эддингтона. Исходя из позиции, близкой западной лингвистической философии, в частности общей семантике, он опирался на факт отсутствия в китайском языке (прежде всего вэньяне - языке традиционной китайской культуры) глагола-связки "быть" и производной от него субъекгно-предикатной структуры предложения, которая является лингвистически адекватной формой выражения логического закона тождества. Поэтому, согласно Чжан Дунсуню, "система китайской логики в той мере, в какой мы можем называть ее системой, не основана на законе тождества". Западная "логика тождества" - продукт европейской языковой среды, теоретически осмысленной Аристотелем. Необходимый элемент этой логики - понятие субстанции как субъекта отождествления, также производное от глагола "быть", необходимо предполагающего субъект лингвистической предикации.

Грамматическая структура китайского предложения знаменует собой лишь взаимосвязь описываемых в нем объектов, ничего не говоря о соотношении объемов их понятий. Более того, даже отрицания (фэй, бу) в этом языке двусмысленны, они не позволяют однозначно судить, идет речь о противоречии или противоположности, т. е. отношении А и не-А или А и В, что делает нерелевантным закон исключенного третьего. Отсюда проистекает неэксклюзивность китайских классификаций и традиция определений с помощью антонимов, а не через род и видовое отличие.

Логику мышления в таких лингвистических категориях Чжан Дунсунь называет коррелятивной, или "логикой противоположности", которой чужды понятия тождества, противоречия, субстанции и формально-логический закон противоречия.

Отталкиваясь от идей Канта, Чжан Дунсунь рассматривал мораль как "самоограничение", практикуемое разумным существом. Концепцию "общей (единой) воли" и "теорию народного согласия" Чжан Дунсунь заимствовал у Ж. Ж. Руссо. Вместе с тем Чжан Дунсунь не избежал воздействия традиционной веры китайцев в моральное развитие и "самосовершенствование", прежде всего характерной для неоконфуцианства.

Соч.: Жэнь-ши лунь (Теория познания). Шанхай, 1934; Чжи юй вэнь-хуа (Познание и культура). Чунцин-Шанхай, 1946; Chang Tungsun. A Chinese Philosopher's Theory of Knowledge.- "Review of General Semantics", 1952, v. 9; Id. La logique chinoise.- "Tel quel", 1969, t. 38; A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Chan Wmgtsit. Princeton (N. Y.)-L., 1963, p. 743-50. Лит.: Белоусов С. Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма.- "Проблемы Дальнего Востока", 1983, № 2; ? Дин. Чжан Дунсунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дунсуня). Шанхай, 1934.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии