Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЙОГА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЙОГА

ЙОГА (санскр. yoga - сопряжение) - философская традиция Индии, "надстраивающаяся" над особой иерархизированной системой психотехники и теснейшим образом связанная с основполагающими принципами философии саикхьи.

Первый период истории йоги (5 в. до н. э. - 1 в. н. э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды Алара Калама, был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее праксиса: предварительный нравственно-аскетический тренинг и поэтапное достижение "продвинутых состояний сознания". Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, "средних" Упанишад и дидактических текстов "Махабхараты", развивается в континууме учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует "практической" части, кореллированной с "теоретическими" калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где очень настойчиво внушается мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, уже свидетельствует о начале обособления последней.

В 1-4 вв. можно констатировать "выходы" в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (типа взаимодействия духовного начала и менталитета), так и общефилософских тем; они свидетельствуют и о полемике с вайшешиками.

В 4-5 вв. был создан базовый текст йоги - "Йога-сутры", атрибутируемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йоги - йогачары.

О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса в 6 в. составляет нормативное толкование к сутрам (см. "Йогасутра-бхашья"), энциклопедист Вачаспаmii Мчшра комментирует толкование Вьясы в своей "Таттвавайшаради" (9 в.), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам "Раджамартанда", также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджняна Бхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы "Йога-варттика" и отдельное "резюме" учения йоги - компендиум "Йогасанграху", отражащие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.

Основные отличия философского наследия йоги от санкхьи: 1) введение концепции менталитета-таотпы, в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов "внутреннего инструментария" (антахкарана) - ингеллекга-буддха, эготизма-аханкары и уми-манаса; этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (ччтта-бхуми); 2) иная типологизация состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, "корневые" аффекты, определяющие сансарное существование индивида (см. Клеши); 3) признание божества - Ишвары, который, правда, является лишь "первым среди равных" духовных субъектов- Пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем "семени всеведения". Среди философских тем йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) "реалистическая" (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности - различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, "презентации" объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.

Лит.: Dasgupla S. Yoga as Philosophy and Religion. L., 1924; Idem. Yoga Philosophy in Relation to Other Systems of Indian Thought. Calcutta, 1930; Eliade M. Le Yoga, Immortalité et liberté. P., 1954; HauerJ. B. Der Yoga. Ein indischer Weg zum Selbst. Stuttg., 1958; Feuerstein G. The Philosophy of Classical Yoga. Manchester, 1980.

В. К. Шохин

В начало энциклопедии