Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЧЖАН ЦЗАЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧЖАН ЦЗАЙ

ЧЖАН ЦЗАЙ (Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцюй, Чжан-цзы) 1020, Хэнцюй уезда Фэнсянмэй (современная провинция Шэньси) - 9 января 1078] - китайский философ, один из основоположников ведущего направления неоконфуцианства - "учения о принципе" (ли сюэ). Занимал должность редактора в Академии литературы, преподавал в Гуаньчжуне (современный уезд Линбао провинции Хэнань), поэтому его последователи именуются сторонниками Туаньчжунской школы (сокращенно - гуань сюэ). Основные сочинения - "Си мин" ("Западная надпись"), "Дун мин" ("Восточная надпись"), "Чжэн мэн" ("Наставление непросвещенным"), "Цзин сюэди ку" ("Бездонность принципов изучения канонов"), "И шо" ("Учение "[Канона] перемен"), Чжан Цзай связал понятие мировой <(ввпневмы" с космологическими категориями у цзи ("Беспредельное", см. Тай цзи) и тай сюй ("Великая пустота"). Последняя является основой неуничтожимой "пневмы", тождественной абсолютной "пустотности" (сюй кун) и одновременно "рассеянной" в ней. "Концентрация" и "рассеяние" "пневмы", сравниваемые Чжан Цзай с застыванием и таянием лвда в воде, образуют все многообразие вещей. "Рассеянное" состояние "пневмы" тождественно "Великой гармонии" (тай хэ), в которой потенциально присутствуют "две крайности (противоположности)", проявляющие себя в вещном мире как "превращения (хуа) Неба и Земли". Взаимодействие этих противоположных тенденций выражается в наличии двух видов мировых трансформаций: резкие ("грубые") "изменения" и постепенные ("едва различимые", "тонкие") "превращения". Последние в определенный момент предстают как явное "изменение", после чего вновь вдет процесс постепенных "превращений".

Чжан Цзай постулировал зависимость знания от чувственных "восприятии/ощущений", для возникновения которых необходимо существование познаваемой вещи. Сам по себе человек "не обладает сердцем", т. е. сознанием и психикой, "сердце появляется благодаря (внешним] вещам". Это парадоксальное утверждение основано на положении об универсальности "духа" (шэнь) как всеобщей потенции взаимовосприятия. Данная потенция полнее всего реализуется человеком благодаря наличию у него органов чувств, способности к обучению и особого характера его знания. Оно рождается как результат контакта "духовной" субстанции человека и вещи. Специфичность человеческого знания прежде всего в его двуединстве: оно состоит из "знания увиденного и услышанного", а также из "совокупного знания природы благодати/добродетели", источник которого Чжан Цзай усматривал в надопытном "благом (врожденном) знании небесной благодати/добродетели".

Противопоставление двух видов знания, восходящее к Мэнцзы (кон. 4 - нач. 3 в. до н. э.) корреспондирует с введенной Чжан Цзаем оппозицией "природы Неба и Земли", т. е. всеобщей совершенной "природы", с одной стороны, и "природы телесной сущности пневмы", в которой реализуются индивидуальные качества человека, в т. ч. дурные, - с другой. Сознательно преодолевая "природу сущности пневмы", в первую очередь посредством "учебы", можно добиться "изменения и превращения сущности пневмы", возвращения к исконной "природе Неба и Земли". Чжан Цзай подверг резкой критике даосскую трактовку "пустоты" (сюй) и буддийские представления о сознании как источнике феноменального мира. Взгляды Чжан Цзая получили продолжение в основных течениях неоконфуцианства (ли сюэ и синь сюэ).

Соч.: Чжан-цзы цюань шу (Поли. собр. соч. Чжан-цзы). Шанхай, 1935; Чжан Цзай цзи (Собр. соч. Чжан Цзая). Пекин, 1978; Натурфилософские воззрения; О познании, пер. М. Л. Титаренко.- В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии