Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ХЭ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХЭ

ХЭ (кит., гармония, а также гармоничность, согласование, мягкость, довольство, удовлетворение) - категория китайской философии, в общем смысле близкая западному понятию "гомеоапаз". Идея "гармонии" как условия космо- и онтогенеза оформилась в памятниках 5-2 вв. до н. э. Согласно "Ли цэв", хэ - "причина всех превращений вещей". В качестве наиболее адекватного выражения "гармонии" обычно рассматривалась музыка. В *Го юе" "гармоничная музыка" уподоблена "Единому" - дао, а "гармония реальности" (хэ ши) объявлена тем, что "порождает вещи". Там же впервые сформулировано противопоставление категорий хэ и тун ("единение", "объединение", "совместимость", "тождественность", см. Да тун). Они предстают соответственно выражениями динамической "уравновешенности" (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статическое единство - с другой: "гармония" означает прекращение состояния, определяемого как "тун". Дихотомия хэ - тун в "Лунь юе" спроецирована на социально-этическую сферу: "Благородные мужи (цзюнь цзы) в отличие от ничтожных людей пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун)" (XIII, 23).

В ранних конфуцианских памятниках идее социально-этической и социопсихолопической "гармонии" отводилось важное место. В "Чжун юне" понятие "хэ" истолковано как "срединная мера проявления всех [эмоций]", "не имеющий преград путь Поднебесной" (1,4). В "Чжоу ли" "гармоничность" в том же значении, что и в "Чжун юне", включена в перечень основополагающих "шести добродетелей" наряду с "разумностью" (чжи), "гуманностью" (жэнь), "совершенной мудростью" (шэн), "долгом/справедливостью" (и) и "верностью" (чжун). Наиболее подробно категория хэ рассматривается в даосском памятнике "Хуайнань-и^ы", где "гармония" определена как "взаимосоединение [субстанций] чньян" (IV, 91; VII, 216). Хэ субстанциальна: в "гармонии" "пневмы (ци) Неба и Земли не превышают друг друга", т. е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично - требует "разделенности дня и ночи", т. е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, которая и порождает "тьму вещей" (VII, 2). "Гармония инь ян" является условием обретения цзин - "семени", которое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание (VII, 216). Взаимосвязь "гармонии" с высшей природной силой - Небом знаменует понятие "небесная гармония" (тянь хэ) (VII, 21,147). Гармонизированы могут быть как "однородные" вещи и явления - звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр. струны одного инструмента. Второй вид "гармонии" требует согласования "внутреннего" с "внешним" (напр., рук и сердца мастера) при главенстве "внутреннего" и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование "внешнего" с "внешним") является ступенью ко второму (VII, 142, 265). Идеалом является "Великая (Высшая) гармония" (тай хэ) - отсутствие потребности во "внешнем" для постижения "Единого" (дао), достижение бессмертия сань-сердца, приобщающегося к вечности (VII, 90,92).

Термин "тай хэ", введенный в комментирующей части " Чжоу и", означал предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилософское, и антропологическое истолкование ("сбережение [себя] в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию"). Особое значение это понятие приобрело в неоконфуцианстве, тяготевшем к онтологизации этики. "Великая гармония" начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамического равновесия) и даже их источника. Так, в учении Чжан Цзая "гармония" предусматривает определенные количественные пространственно-временные соотношения: по "величине" (да) и "длительности" (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность - "совокупная Великая гармония" - прямо определяется как дао. Главный создатель неоконфуцианского "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си именовал "Великую гармонию" "[состоянием] пневмы [при] встрече и соедирешш пульсирующих и гармонизировавшихся (хэ) [субстанций] икь и ян" ("Чжоу и бэньи", цзюань 1).

Ван Фучжи вьгаелял две составляющие "Великой гармонии": ци - "пневму" и шэнь - "дух". Последний отождествлен со структурообразующим началом лв-принципом "чистого [взаимопроникновения двух пневм" (инь и ян) и не может быть выражен в "образе" (сян) - внешнем знаке. Зато "дух""принцип" пребывает внутри любого "образа", неотрывного от "пневмы". Соответственно "Великая гармония" - всеобъемлющая "гармония инь и ян, пневмы и духа... доведенная до предела". В то же время "Великая гармония" неотрывна от состояния первоначального "Хаоса" (хуньдунь), но уже при наличии в нем динамики "разделения и объединения инь и ян", представляя собой некое пограничное состояние.

Лит.: Chung-ying. Toward Constructing and Dialectics of Harmonisation: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy.- "Journal of Chinese Philosophy", 1977, ν. 4, Ν 3.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии