Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛОГ"-"ЛОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛОГ"-"ЛОН")

ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ВОПРОСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА МНОГОЗНАЧНАЯ

ЛОГИКА МНОГОЗНАЧНАЯ - см. Многозначные логики.

ЛОГИКА НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ-в широком смысле является синонимом логики науки, в узком используется для обозначения раздела логики науки, в рамках которого исследуется динамическая, процессуальная сторона получения и обоснования научного знания. Выражение "логика научного исследования" используется в русскоязычной философской литературе для перевода немецкого и английского названий книги К. Поппера "Logik der Forschung" и "The Logic of Scientific Discovery". Bo 2-й пол. 20 в. было предложено несколько специальных программ построения логики научного исследования ("генетическая эпистемология и лотка" Г. П. Щедровицкого, программа, выдвинутая группой киевских философов и логиков под руководством П. В. Копнина, М. В. Поповича и др.). Результаты, полученные при реализации этих программ, фактически не вышли за рамки проблематики философии и логики науки. См. также ст. Логика науки. Методология, Философия науки и лит. к ним.

В. Н. Садовский

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - 1. Раздел современной логики, рассматривающий отношения между объектами нек-рой предметной области (областей). Хотя отношения для логики - частный случай предикатов, а именно многочленные, или многоместные ("-местные, и > 2), предикаты (а свойства трактуются соответственно как одноместные отношения), изучение их составляет особую сферу логики, особенно когда исследуются двуместные (бинарные) отношения. Обычное обозначение последних имеет вид R {χ, у) или χ R у , где х, у - переменные, значениями которых являются предметы заданной области (областей), a R- какое-либо отношение ("раньше", >, "отличаться от" и т. п.); с объемной точки зрения бинарное отношение есть класс упорядоченных пар (для трехчленных, илитернарных, отношений - это упорядоченные тройки, для четырехчленных - четверки и т. д.) предметов данной предметной области (областей). В логике отношений изучаются свойства отношений, такие, как рефлексивность, симметричность, транзитивность и др. (напр., в приведенных примерах отношение "раньше" транзитивно, но не симметрично, отношение " S" " транзитивно и рефлексивно, а отношение "отличаться от" не транзитивно, но симметрично), а также операции над отношениями, в определенном смысле аналогичные операциям над классами (одноместными отношениями).

2. Возникшая в 19 в. логико-философская теория, трактующая суждения как форму мышления, выражающую отношения между предметами. В отличие от атрибутивного понимания суждения как приписывающего предмету (логическому подлежащему S) какие-либо свойства (логическое сказуемое, или предикат Ρ в смысле аристотелевской логики), в логике отношений схема χ Ry считается универсальной формой суждений, лежащей в основе всех умозаключений. В логике отношений последние различаются по характеру используемых в них отношений, причем умозаключения понимаются как перенос отношений с одних предметов на другие. Видными представителями логики отношений были Ж.Лашелье, Ш. Серрюс, в России Карийский, Рутковский, Поварнин. Ныне логика отношений как особое направление сохраняет лишь историческое значение.

Лит.: Иэбр. труды русских логиков XIX в. М., 1956; Поварнин С. И. Логика. Общее учение о доказательстве. П., 1915; Он же. Логика отношении. П.. 1917; Серрюс HI. Опыт исследования значения логики. М.. 1956; Шреидер Ю. А. Равенство, сходство, порядок. М., 1971.

Б. В. Бирюков

ЛОГИКА ПОР-РОЯЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА СИМВОЛИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ТРАДИЦИОННАЯ

ЛОГИКА ТРАДИЦИОННАЯ - см. Логика.

"ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ - см. Логика.

ЛОГИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ

ЛОГИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ - см. Логика высказываний. Логика предикатов.

ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

ЛОГИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС - см. Формализованный язык.

ЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗМ - философская доктрина, утверждающая, что из одних только законов (принципов) логики (см. Закон логический) следует, что все в мире предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Аргумент логического фатализма с целью его опровержения был изобретен Аристотелем в знаменитой 9-й главе трактата "Об истолковании". Сам аргумент можно представить в следующем виде. Предположим, сейчас истинно, что завтра будет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы завтра не было морского сражения. Следовательно, необходимо. чтобы завтра морское сражение произошло. Подобно этому, если сейчас ложно, что завтра будет морское сражение, то необходимо, чтобы морское сражение завтра не произошло. Но высказывание о том, что завтра произойдет морское сражение, сейчас истинно или ложно (логический принцип двузначности). Следовательно, или необходимо, чтобы оно завтра произошло, или необходимо, чтобы оно завтра не произошло. Обобщив этот аргумент, получаем, что все происходит по необходимости и нет ни случайных событий, ни свободы воли. В основе приведенного фаталистического аргумента лежат две посылки: ( 1 ) принцип необходимости, утверждающий, что "если истинно, то необходимо" и который безоговорочно принимался во всех эллинистических философских школах, и (2) принцип двузначности. Большинство комментаторов и исследователей считают, что Аристотель ограничивает применимость принципа (2) относительно высказываний о будущих случайных событиях и этим разрушает фаталистический аргумент.

Тема логического фатализма широко обсуждается в философской и логической литературе вот уже более 2000 лет, для чего потребовался строгий анализ таких понятий, как "свобода", "истинность", "время", "асимметрия времени", "случайность", "необходимость", "непредотвратимость" и т. д. Особое значение дискуссия по логическому фатализму имела для появления и развития различных направлений неклассических логик, таких, как многозначные, модальные, временные и модально-временные.

Лит.: Аристотель. Соч., т. 2, гл. 9. М., 1978; Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990; Gaskin R. The sea batle and the Master argument: Aristotele and Diodor Cronous on the metaphisics of future. Hanthorne, 1995.

А. С. Карпенко

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ - самоназвание логквдского позитивизма, получившее широкое распространение, начиная с 1930-х гг., особенно после переезда ведущих представителей австро-немецкого логического позитивизма в США. Сам термин "логический эмпиризм" призван был продемонстрировать независимость концепции его сторонников, претендовавших на радикальную "революцию в философии" и создание подлинной философии современной науки, от всех разновидностей прежней философии, не исключая и позитивизма, и подчеркнуть ориентацию на собственно научную эмпирию. Поздний логический эмпиризм 1950-х гг. вынужден был отказаться от ряда исходных принципов логического позитивизма Венского кружка, таких, как верификационизм, учение о безусловной достоверности базисных "предложений наблюдения" (см. Протокольные предложения), концепции сводимости теоретического языка науки к языку наблюдения, и принять ослабленные по сравнению с первоначальной доктриной последовательного логического позитивизма варианты, по существу являвшиеся замаскированным отходом от этой доктрины. В 1960-е гг. прекратил существование как самостоятельное течение, будучи вытесненным в философии науки на Западе т. н. постпозитивизмом (см. также Неопозитивизм).

В. С. Швырев

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОЖЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОЙОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОКА

ЛОКА (санскр. loka - мир, вселенная, мироздание) - в индийских религиозно-философских системах вселенная или ее составная часть. Индийские мыслители представляли мироздание как иерархическую конструкцию миров, служащих местом морального испытания живых существ в зависимости от их деяний (карма, сансара).

В джайнизме вселенная, состоящая из трех миров (нижнего, среднего и высшего), являющихся местом соответственно наказания (мир существ ада, имеющий в свою очередь семь уровней), наказания-вознаграждения (мир людей) и вознаграждения (мир богов), отделяется от не-мира (алока), служащего обителью «освобожденных» душ.

Хотя Будда объявил вопросы о конечности или бесконечности мира не имеющими отношения к спасению, буддизму свойственна тенденция увеличивать количество мирозданий до бесконечности. Каждое из них составлено из трех миров - мира чувственных желаний (кама-лока), состоящего из семи небес и пяти нижних миров (людей, демонов, духов, животных, существ ада), мира формы (рупа-лока), разделенного на сферы, населенные богами, и мира не-формы (арупа-лока), разделенного на сферы в соответствии с четырьмя уровнями медитации (дхьяна):уровнем бесконечности пространства, бесконечности сознания, бесконечности небытия и бесконечности сознания и несознания. Каждое мироздание проходит свой цикл развития, разрушается и потом возрождается.

В космографии индуизма три-лока включают землю, небо и атмосферу, которые в свою очередь делятся на семь сфер. Иногда вместо три-лока перечисляются семь высших и семь нижних миров.

В.Г.Лысенко

ЛОКАЯТИКИ

ЛОКАЯТИКИ (санскр. и пали lokäyata, букв. - распространенное в мире) - профессиональные диспутанты-эристы начального периода индийской философии, многие из которых были собеседниками Будды. Искусство локаяты занимало прочное место в куррикулуме дисциплин брахманских школ 5 в. до н. э. и позднее, однако палийские тексты свидетельствуют о наличии и профессиональных преподавателей искусства доказательства и опровержения любого тезиса, которые, подобно афинским софистам, давали платные уроки. Локаятики брались аргументировать в пользу того, что все существует и ничего не существует, что все едино и все множественно, что ворона белая ввиду того, что у нее кости белые, а журавль красный потому, что у него кости красные (диалектическая метафора: софизм является результатом того, чтосуждение о части переносится на целое). Среди локаятиков эпохи Будды были и именитые брахманы, преподававшие в Таксиле, напр., Поккхасаради, и пюшгркмы-паривраджака, напр., Пасура, который в каждом городке устанавливал на воротах ветку яблоневого дерева джамбу - снявший ее должен был вступить с ним в диспут. В числе локаятиков были целые семейства: сын Сабхии получил от матери 20 контровертивных тезисов, которые он мог предложить любым "эрудитам", а один из ранних джайнов Саччака, сын родителей, знавших 500 таких тезисов, странствовал со своими четырьмя сестрами, вызывая на диспут местных полемистов (Маджджхиманикая I. 227-237). О школах локаятиков как реальных училищах контроверсии свидетельствует "Ланкаватара-сутра" (3-4 вв.), которая воспроизводит дискуссии двух "партий", поочередно доказывавших взаимопротивоположные тезисы. Однако постепенно "локаятиками" стали называть уже не контровертистов, но атеистов, которые, вероятно, ассоциировались с мировоззренчески "беспринципными" профессиональными диспутантами.

В. К. Шохин

ЛОКК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМОНОСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНГИН

ЛОНГИН (Cassius Longinus, Λογγίνος) (210-273)- глава платоновской кафедры в Афинах (Академии) ок. 250-267. Потомок ритора Фронтона. Много путешествовал; вероятно, в Александрии учился у Аммония и Оригена (соответственно учителя и соученика Плотина), а также изучал философию в Афинах. Учившийся у Лонгина Порфирий обязан ему своей разносторонней ученостью. В 267/68 отправился по приглашению царицы Зенобии (Зейнаб) в Пальмиру, где был придворным преподавателем философии; после поражения Зенобии, которую Лонгин поддерживал в ее стремлении к политической автономии, был казнен императором Аврелианом. Автор комментариев к Гомеру, а также сочинения "Был ли Гомер философом". Сохранились фрагменты его учебника риторики. Занятия Платоном также, по-видимому, сводились к толкованию его языка и стиля. Плотин сказал о нем: "Филолог, но никак не философ" (Porph. V. Plot. 14,19-20); Порфирий называл его самым серьезным современным критиком (Ibid. 20, 1-2); Прокл сохранил ряд толкований Лонгина к введению "Тимея" (In Tim. I 14. 7-12; 322. 24 Diehl). Очевидно, от Лонгина Порфирий усвоил учение о том, что идеи (парадигмы) находятся вне ума. Получив от Амелия список сочинений Плотина, Лонгин не понял их; написал сочинение "Против Плотина и Амелия Гентилиана, О цели" (Ibid. 20, 14-15), в предисловии к которому (воспроизведенному Порфирием в V. P1. 20, 17-104) дает интересный очерк современного состояния философии. Остается спорным вопрос о принадлежности Лонгину сочинения "О возвышенном".

Фрагм.: 'Ρητορική τέχνη in: Spengel L.. Rhetores Graeci, Bd. 1,2 Aufl. Lpz., 1894, p. 179-207.

Лит.: Brissofi L. Λογγινος-Longin. - Porphyre, Vie de Plotin, vol. l. R, 1982.

Ю. А. Шичалии

ЛОНЕРГАН

ЛОНЕРГАН (Lonergan) Бернард (1904-84) - канадский философ и теолог, представитель трансцендентального неотомизма. Преподавал теологию в Грегорианском университете в Риме, ряде католических учебных заведении США и Канады. Воззрения Лонергана связаны с попыткой рефлексивного осмысления многообразия расширяющегося поля человеческого опыта на основе анализа феномена озарения - инсайта. В своих построениях он опирается на философию Канта и Ж. Марешаля, взгляды Кассирера, идеи экзистенциализма, Фрейда, Юнга, Тойнби, а также на теоретические осмысления достижений классической и постклассической науки. Озарение Лонерган рассматривает как априорный и синтетический процесс, позволяющий подняться над сферой эмпирически данного и расширяющий горизонт человеческого знания. Озарение противоположно механизму кантовского схематизма воображения, ибо позволяет проникнуть в ткань сущего, ведет к постижению бытия. Лонерган предлагает собственную интерпретацию роли озарения в кумулятивном развитии математики и естествознания, в искусстве и практической деятельности. Поднимаясь над миром индивидуальных вещей, человеческое знание в финальной инстанции устремлено к тотальности бытия. Любое суждение человека о мире, по Лонергану, связано с утверждением бытия, а знание в целом устремлено к постижению его целостности. Понятие бытия первично по отношению ко всем концепциям и возвышается над ними, задает динамику познавательного процесса. Отсюда Лонерган выводит необходимость существования метафизического знания, которое должно учитывать реалии культуры, науки и здравого смысла. Метафизика ориентирована на постижение бытия как такового, и в ее свете вырисовывается также универсальная этическая перспектива, которая может по-разному расшифровываться в несхожих культурных контекстах. Тяготение человека к сфере трансцендентного ведет к гармоничному сочетанию знания и веры.

Соч.: Insight: A Studv of Human Understanding. L., 1957; Method in Tneology. N. Y, 1972.

Б. Л. Губман

Предыдущая страница Следующая страница