Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛОП"-"ЛЯН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛОП"-"ЛЯН")

ЛОПАТИН

ЛОПАТИН Лев Михайлович [1(13) июня 1855, Москва- 8(21) марта 1920, там же] - русский философ и психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1879). Магистр (1886) идоктор (1891) философии. Профессор Московского университета по кафедре философии (с 1892). С 1896 один из редакторов, в 1905-18 единственный редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Председатель Московского психологического общества (1899-1918).

Философское учение Лопатина - "система конкретного спиритуализма". Поскольку "мировое целое" может быть объяснено только средствами метафизики, необходимы (вопреки эмпиризму и материализму) трансцендентные непосредственному сознанию и индивидуальному опыту допущения: о реальности нашего собственного *я", реальности чужого одушевления, независимого от нас физического мира, о внутренней связи во всем существующем, независимой от нашей мысли и субъективного сознания, о присутствии в природе универсальных законов. Такие допущения позволяют достичь познания истинного бытия, утвердиться в нравственном характере миропорядка и сформулировать представления о нравственности и смысле человеческой жизни. Их логическое обоснование дает рациональная онтология, исходящая из показаний чистого опыта и безотчетной веры. Познание истинного бытия опирается на непосредственные переживания нашего внутреннего "я", ибо дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Универсальные признаки субъекта и мира - единство и самоопределение, т. е. свобода и творческий характер всех процессов. Абсолютное начало мира - творческий разум, производящий свободные субстанции (силы); каждая из них - "деятельная основа собственных проявлений", имманентное своим явлениям сверхвременное бытие.

Соч.: Положительные задачи философии, ч. 1-2.М., 1886-91;Философские характеристики и речи. М-, 1911; 1995; Аксиомы философии. М„ 1996.

Лит.: Рубинштейн М. М. Очерк конкретного спиритуализма Л. М.Лопатина. - "Логос", 1911-12, кн. 2-3; Огнев А. И. Лев Михайлович Лопатнн. Пг., 1922.

И. В. Борисова ЛОПАТИНСКИЙ Ф. Л. -см.Феофилакт.

ЛОПАТИНСКИЙ Ф. Л.

ЛОПАТИНСКИЙ Ф. Л. - см. Феофилакт.

ЛОПУХИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОРЕНЦ

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад (7 ноября 1903, Вена - 27 февраля 1989, Альтенберг) - австрийский биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Окончил Нью-йоркский и Венский университеты. С 1940 профессор Кенигсбергского университета, с 1950 - руководитель Института физиологии поведения (Зевизен, ФРГ). Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. В 1941 опубликовал статью "Кантовская концепция a priori в свете современной биологии", в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori Канта, можно объяснить на основе достижений генетики и биологической теории эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Априоризму Канта может быть дана эмпирическая интерпретация. Априори существует в силу наследственной дифференциации центральной нервной системы, специфичной для разных видов и определяющей наследственную предрасположенность мыслить в определенных формах. "Априорные" формы мысли - следствие адаптации и развиваются в ходе эволюции.

С кон. 50-х гг. Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.

Соч.: Агрессия: так называемое зло. М., 1994; Кантовская доктрина априори современной биологии. - "Человек", 1997, № 5; Das sogtnannte Böse. Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963; Die Acht Todsünden der zivilisierten Menschheit. Münch., 1971; Die Rückseite des Spiegels. Münch.-Zürich, 1973; Der Abbau des Menschlichen. Münch.-Zürich, 1983.

Лит.: Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

E, А. Гороховская

ЛОРЕНЦЕН

ЛОРЕНЦЕН (Lorenzen) Пауль (род. 1915) - немецкий математик, логик и философ. В 1946-62 работал в Боннском и Кильском университетах. В 1962-80 - в Эрлангенском университете. Основатель (вместе с В. Камлахом) т. н. эрлангенской школы в философии науки и главный представитель немецкой конструктивной теории науки. Конструктивизм Лоренцена представляет собой философское обобщение построенной им концепции оперативной (конструктивной) логики и математики. При исследовании проблем конструктивного обоснования геометрии Лоренцен, опираясь на идеи Г. Динглера, первоначально считал, что, поскольку в геометрии речь идет об анализе не фигур, а природных объектов, она является не частью математики, а разделом протофизики. Впоследствии он изменил свою т. зр. и стал трактовать геометрию как теорию форм математических фигур, в которой из исходных форм по принятым правилам конструирования получаются производные формы фигур. Построенная Лоренценом в 1962 общая теория абстракций охватывает т. н. математику структур, конструктивную теорию множеств, конструктивную теорию вероятностей и общую семантику. Формулируя программу эрлангенской школы и разрабатывая принципы философского конструктивизма, или конструктивного метода, Лоренцен подчеркивает роль языка при построении специальных научных дисциплин и человеческой практики в целом. Наука как высшая форма обобщения повседневной практики должна, по его мнению, быть сведена к "жизненному миру", т. е. к множеству человеческих и ценностных ориентиров. В этом контексте практику предваряет логическая пропедевтика, которая дает конструктивное обоснование практической философии на основе исследования типов моральных поступков, норм и форм аргументации.

Соч.: Einfuhrung in die operative Logik und Mathematik. B.-Gott.- Hdlb„ 1955; Konstruktive Wssenschaftheorie. Fr./M., 1974; Grundbegrrfie der technischen und politischen Kultur. Fr./M., 1985.

B. H. Садовский

ЛОСЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич [25 мая (7 июня) 1903, Петербург - 7 февраля 1958, Париж] - русский православный богослов. Сын философа Н. О. Лосского. В 1920-22 студент Петербургского университета, в 1922 эмигрировал сначала в Прагу, где занимался в семинаре Н. П. Кондакова, затем в Париж. В 1928 стал членом Православного братства св. Фотия. В сер. 1930-х гг. выступил с критикой софиологической концепции о. С. Булгакова в т. н. "споре о Софии". Во время 2-й мировой войны - участник Сопротивления. С декабря 1944 вел курсы догматического богословия и церковной истории во французском Православном институте св. Дионисия. С 1945 член редколлегии журнала "Живой Бог", с 1947 участник ежегодной конференции англо-русского Со

дружества св. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1953 преподавал на Пастырских курсах при Западноевропейском Патриаршем экзархате, принимал активное участие в богословских и философских конференциях. Основной труд - "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" (опубликован в 1944 на франц. яз., в 1958 переведен на англ. яз.). Интеллектуальные предпочтения (Дионисий Ареопагит, св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Палама, Мейстер Экхарт) свидетельствуют об основных направлениях богословского творчества - соотношение между апофатическим и катафатическим богословием, тринитарная проблематика, проблема творения, раскрываемая в терминах православного энергетизма. Для Лосского характерно доскональное знание восточной и западной святоотеческих традиций, исследовательская добросовестность. Оказал большое влияние на представителей современной православной мысли.

Соч.: Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; По образу и подобию. М., 1995; Боговидение. М., 1995; Спор о Софии. Статьи разныхлет. М., 1996. Лит.: Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие. - "Богословские труды". Сб. 8. М., 1972.

А. И. Резниченко

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОТМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОТЦЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУ ЦЗЯ

ЛУ ЦЗЯ [216 до н. э., царство Чу (современные провинции Хунань и Хубэй) -172 до н. э.] - китайский мыслитель, положивший начало синтезу доктрин древних философских школ, нацеленному на создание идеологической системы централизованной империи. Сановник при дворе нескольких императоров династии Западная Хань (206 до н. э. - 8 н. э.), в т. ч. ее основателя Лю Бана (Гао-цзу). Основное философское сочинение - "Синь юй" ("Новые речи"). Название выражает идею активного новаторства в противовес конфуцианской абсолютизации подражания "древности". Выдвинул тезис о "единстве древнего и современного" (гу цзинь тун и), который подразумевает связь обновления с восприятием сущности древних традиций, выраженной в "письменности/культуре" (вэнь). Не отрицая необходимости юридического закона (фа), Лу Цзя делал упор на "(взаимное) дополнение культуры (вэнь) и воинственности (у)" (см. Вэнь-у) как "искусства долголетия [государственной власти]". Гордыне, эгоизму и корысти Шихуана, правителя империи Цинь (221-210 до н. э.), Лу Цзя противопоставил пример государей древности, следовавших принципам "гуманности" (жэн") и "долга/справедливости" (и). Выполнение этих конфуцианских требований, по Лу Цзя, характеризует метод правления, обозначаемый даосским термином "недеяние" (у вэй). В русле взглядов Лу Цзя поиск идеологических средств поддержки централизованной власти продолжили Цзя И (2 в. до н. э.) иДун Чжуншу, а его концепция "обновления" находила отклик у антиавторитарных мыслителей и реформаторов разных поколений. Соч.: Синь юй (Новые речи). - В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 7. Шанхай, 1956; "Синь юй" Лу Цзя (главы 1, 4, 8, 10), вступительная статья и пер. Е. П. Синицыиа. - В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

А. Г. Юркевич

ЛУБКИН

ЛУБКИН Александр Степанович [1770 или 1771-30 августа (11 сентября) 1815] - русский философ. Из духовного сословия. Обучался в Костромской семинарии. В 1792 окончил Александровскую главную духовную семинарию (будущая Петербургская духовная академия). Преподавал философию в Костромской (1797-1801) и Петербургской армейской (1801-06) семинариях. В 1806 вышел из духовного звания. Служил в Петербургском педагогическом институте. С 1810 - директор училищ Оренбургской губернии. В 1812-15 профессор кафедры "умозрительной и практической философии" Казанского университета. Лубкин - первый в России исследователь Канта. С сенсуалистических позиций выступил как критик априоризма и субъективизма кантовской философии. Исходя из объективности внешнего мира, доказывал адекватность реакции органов чувств на внешнее воздействие. В то же время видел ограниченность чувственного познания, поэтому большую роль в постижении сути ("внутренней природы") вещей отводил рациональным формам познавательного процесса, выяснению их специфики, Лубкин критиковал агностицизм Канта, его понимание "вещи в себе" ("Письма о критической философии", 1805). Обосновывая познаваемость мира, исходил из практической ценности познания, напр., полагал, что философия как система сведений необходима человеку "для снискания благополучия". С позиции потребностей личности ("самолюбия") упрекал Канта в том, что он отделял нравственность от естественных, "чувственных побуждений", от религиозных чувств. Вольнодумной была мысль Лубкина о том, что уважение к закону зависит от того, благо или зло несет он человеку. Противоречивый и непоследовательный деизм фи

лософа к концу жизни сменился глубоким религиозным мироощущением. Правда, в своей последней (запрещенной к публикации) работе "Начертание метафизики", пытаясь согласовать веру и разум, Лубкин по сути развел богословие и философию, что означало отрицание основного онтологического принципа деизма, подчеркивало антиклерикальную тенденцию его взглядов.

Соч.: Примечания к "Начальному курсу философии Снелля". Ч. 1,2, 4, 5. Казань, 1813; Начертание логики... СПб., 1807 (опубликована также в кн.: Русские просветители, т. 2. M., 1966).

Лит.: Булич Н. Из первых лет Казанского университета (1805-1819), ч. 2. СПб., 1904; Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

И. Ф. Худушина

ЛУКАСЁВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУКАЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУКИАН

ЛУКИАН (Λουκιανός) из Самосаты (ок. 120-180) - античный ритор и сатирический писатель, представитель т. н. "второй софистики", близкий к воззрениям киников. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов, сделал философов главным предметом своих сочинений (в основном это диалоги; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки). Ряд текстов Лукиана представляет интерес как свидетельство о пользовавшихся популярностью в его время философах ("Жизнеописание Демонакта", "Нигрин") и религиозно настроенных проповедниках ("Александр, или Лжепророк", "Смерть Перегрина"), а также об особенностях рецепции классической философской традиции в Римской империи ("Пир", "Распродажа жизней", "О выборе философии", "Разговоры в царстве мертвых" и др.). Другая излюбленная тема Лукиана - сатирическая критика религии ("Разговоры богов", "Собрание богов", "Прометей", "Об астрологии", "О сирийской богине").

Лукиан был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, которые помогли Европе узнать об античных киниках и скептиках.

Соч.: Luciani Opera, ed. M. D. Macleod, 1.1-3. Oxf., 1972-80; Lucian, greek text with engl. transi., eds. A. M. Harmon, K. Kilburn, M. D. Macleod, vol. 1-8. Cambr. (Mass.), 1960-72; Собр. соч. в 2 т., под ред. и с комм. Б. Л. Богаевского. М.-Л., 1935; Избранное. М., 1987.

Лит.: Clay D. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis). - ANRW II 36, 5, 1992, p. 3406-3450; Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians "Hermotimos".- Ibid., S. 3451-3482; Macleod M. D., Baldwin B. Lucianic studies since 1930.- Ibid., 34, 2, 1994, p. 1362-1421; Anderson G. Lucian: tradition versus reality,- Ibid., p. 1422-1447; Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organisé au Centre d'études romaines et gallo-romaines les 30 sept. - 1 oct. 1993, éd. par Alain Billaut. Textes rassemblés avec la collaboration d'André Buisson. Lyon- R, 1994.

M. A. Солопова

ЛУКРЕЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУЛЛИЙ

ЛУЛЛИЙ (Lull, Lullius) Раймонд (1235, Майорка - 1315, Тунис) - испанский богослов и миссионер, философ, логик, алхимик, писатель, один из родоначальников европейской арабистики. Учился в Париже, в тридцать лет оставил светскую жизнь, поэзию и куртуазные произведения и обратился к теологическим, философским, логическим трудам. Написал на каталанском, латыни и арабском языках около трехсот произведений. Испытал влияние арабских ученых (ал-Араби, ал Газали), вместе с тем резко выступал против аверроизма и учения о двойственной истине. В главном труде "Великое искусство" (Ars magna, 1308, опубликован в 1480) предложил своего рода "логическую машину", позволяющую механически моделировать логические операции мышления - специальный алфавит (понятия обозначались буквами), сочетания фигур, систему семи концентрических кругов, вращение которых давало новые комбинации терминов, исчерпывая все субстанции и акциденции, абсолютные предикаты мира. Эта попытка формализации логических операций пользовалась успехом до сер. 18 в. Лейбниц в диссертации о комбинаторике (1666) подверг се критике как "слабую тень настоящего искусства комбинаторики". Благодаря конкретным рецептам поиска философского камня и получения золота и серебра "Ars

458

magna" и другие труды Луллия в этой области стали настольными для алхимиков. Литературные труды - "Книги о Любящем и Возлюбленном", "Книги о рыцарском ордене" и "Книги о животных" переведены на русский язык (1997).

Соч.: Tractatus. ed. J. Mangel, t. 1-2. Genevae, 1702 (Bibliotheca chemica curiosa); Obres essencials, vol. 1-2. Barcelona, t. 1-2, 1957-60 (Biblioteca perenne...); в рус. пер.: Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб., 1997.

Лит.; Меиер Э. История химии с древнейших времен до настоящих дней. СПб., 1899; Rynka B. Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull. Modling bei Wien, 1960.

Л. А. Микешина

ЛУНАЧАРСКИЙ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (псевдонимы А. Анютин, В. Воинов и др.) [11(23) ноября 1875, Полтава - 26 декабря 1933, Ментона, Франция] - русский политический деятель, теоретик искусства, публицист, переводчик. По окончании Киевской гимназии (1895) изучал философию в Цюрихском университете. С 1896 профессиональный революционер, 8 раз сидел в тюрьмах. С 1917 нарком просвещения; с 1922 член ВЦИК; с 1933 посол в Испании. Академик (1930). Еше в гимназии увлекся философией и пытался "создать эмульсию из Спенсера и Маркса". Отстаивал материалистические позиции в споре с идеалистами, в гносеологии соединял материализм с эмпириокритицизмом. В биосоциальной эволюции человека отмечал огромную роль физической трудовой деятельности, концепция которой составляет основные принципы воспитания и обучения. Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Луначарский считал марксизм "новой, глубоко критической... синтетической религиозной системой", находя в ней стремление к совершенствованию человека и общества. Гуманизм Фейербаха развил до обожествления человека будущего. Свои богостроительные идеи назвал символом "беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни". Идею развития человека положил в основание "науки об оценке" - эстетики.

Соч.: Собр. соч., т. 1-8. M., 1963-67; От Спинозы до Маркса. Очерк по истории философии как миросозерцания. М., 1925; Неизданные материалы. - "Литературное наследство", т. 82. M., 1970; Избр. статьи по эстетике. М., 1975; Очерки по истории русской литературы. М.. 1976: Об искусстве, т. 1-2. М., 1982. Лит.: Северикова Н. М. Луначарский о воспитании. М., 1990; Ефимов В. В. Летопись жизни и деятельности А. В. Луначарского (1917-1933), т. 1-3. Душанбе, 1992; Angres D. Die Beziehungen Lunatscharskijs zur deutschen Literatur. B., 1976. Архивы: РГАЛИ. φ. 279; ΓΑΡΦ, φ. 5146.

H. M. Северикова

ЛУНИН

ЛУНИН Михаил Сергеевич [29 декабря 1787 (9 января 1788), Петербург - 3(15) декабря 1845, Акатуй, Иркутская губ.] - русский социальный мыслитель, декабрист. Из дворян, получил домашнее образование. В 1803-15 - на военной службе, участвовал в войне 1812-14. В 1816 вошел в Союз спасения, выступил с идеей установления конституционной монархии. В 1816-17 проживал во Франции, где принял католичество. В Париже встречался с Χ де Местром, А. Сен-Симоном, увлекся утопией построения общества, основанного на принципах христианской морали. 1817-21 - один из создателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Северного и Южного обществ. В восстании 14 декабря не участвовал. В 1826 Лунин был арестован и осужден на 15 лет каторжных работ. В 1836 вышел на поселение в село Урик Иркутской губернии. В 1841 вновь арестован и сослан в крепость Акатуй.

Вероятна насильственная его кончина. В урикский период (1836-41) создал основные историко-политические сочинения. Агитационные по характеру "Письма из Сибири" (1836-40) содержат критику различных сторон российской действительности, и прежде всего крепостного права. В работах "Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год"

(1838), "Разбор донесения тайной следственной комиссии"

(1839) анализировал цели, программу, причины неудачи декабристского движения. В "Розыске историческом" (1838) и "Общественное движение в России" (1840) проследил предпосылки возникновения его как движения политического. В сочинениях Лунина продолжился принципиальный спор декабристов с Карамзиным о роли самодержавия и движущих силах истории. Отрицая самодержавие по причине его надзаконности, он подчеркивал роль народа и сознательно делал акцент на народном характере дела декабристов. Лунин определил движение декабристов как "нравственное и умственное", а самих декабристов назвал "апостолами свободы". Есть основания полагать, что мыслитель намеревался написать труд по всеобщей истории, главная идея которого (судя по фрагментам) заключалась в том, что с развитием общества растет и свобода личности. Лунин оставался сторонником конституционного политического устройства. В соответствии со своим деистическим мировоззрением он полагал, что любая власть, взаимные обязанности и права равным образом исходят от Бога. Лунин убежден, что "вера превышает наш разум" - философия служит к обозначению пределов человеческого ума, тогда как Писание беспредельно. В "Записных книжках" он подчеркивает важную культурно-историческую роль католичества, которое способствовало установлению гражданственности и законности: "Католичество повсюду было источником конституционных принципов" (Соч. и письма. Пг., 1923, с. 211). Лунин не принимал православие, ибо подчиненная государству православная церковь, по его мнению, является "орудием политической власти" (там же, с. 181 ). Критиковал протестантизм как религию, граничащую с атеизмом.

Соч.: Письма из Сибири. М., 1988. Лит.: Гессен С. Я., Коган М. С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926; Эйдельмач Н. Я. Лунин. М., 1970; Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л.,1985.

И. Ф. Худушина

"ЛУНЬ ЮЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЬЮИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЬЮИС ДЖОРДЖ

ЛЬЮИС (Lewes) Джордж Генри (18 апреля 1817, Лондон - 28 ноября 1878, там же) - английский философ-позитивист, журналист и литературный критик. Занимался также исследованиями в области психологии и физиологии. С 1838 в течение нескольких лет изучал философию в Германии. Первоначально был сторонником позитивизма О. Конта (Comte's Philosophy of the Sciences, 1853). Считал, что предмет философии - широкие обобщения, делаемые на основе данных конкретных наук; связывал метафизику, занимающуюся высшими причинностными законами, с естественно-научным методом. Впоследствии испытал влияние эволюционизма Г. Спенсера (хотя и не принял его учение о Непознаваемом). Критикуя механистические объяснения органических процессов, рассматривал чувствительность как особое свойство нервной ткани. Подчеркивал значимость социального фактора в эволюции сознания. Предложил термин "эмерджентный", которым обозначал принципиально новые явления, не выводимые из предшествующего состояния. Автор фундаментальной истории философии, которую трактовал как историю заблуждений, лишь постепенно подводящую к истинному позитивистскому учению ("Biographical History of Philosophy", v. 1-4, 1845-46; рус. пер.: "История философии от начала ее в Греции до настоящего времени", 1865). Соч.: Aristotle: a Chapter from the History of Science. L., 1864; The Physical Basis of Mind. L., 1877; в рус. пер.: Вопросы о жизни и духе, т. 1-2. СПб., 1875-76; Античная философия, т. 1-2. Минск, 1997-98. Лит.: Волков Н. П. Д. Г.Льюис. Владикавказ, 1904.

А. Ф. Грязное

ЛЬЮИС КЛАРЕНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЭЙНГ

ЛЭЙНГ (Laing) Рональд (7 октября 1927, Глазго - 23 августа 1998, Сен-Тропез, Франция) - британский психиатр и философ, один из основателей "антипсихиатрии". Получил медицинское образование в Глазго. После службы в армии и работы в психиатричекой клинике в Глазго с 1957 работал в Тавистокской клинике. В 1962-65 возглавлял клиникуЛэнгхем (Лондон). В эта годы выходят первые книги Лэйнга, принесшие ему широкую известность за пределами медицинского сообщества. Первая его книга (Разделенное Я, 1959) содержала наряду с описанием нескольких конкретных случаев экзистенциально-феноменологическую теорию психозов; в работе "Я и другие" (1961) проводится феноменологический анализ межличностного общения. Уже в этих произведениях Лэйнг ставит под сомнение теории и методы традиционной клинической психиатрии, ортодоксального психоанализа, бихевиоризма и интеракционизма в психологии. Он подвергает критике натуралистические теории, объясняющие психические заболевания наследственностью, биохимическими процессами и т. п. Естественные науки не могут служить фундаментом для психиатрии, имеющей дело с личностью. Некоторое время Лэйнг находился под влиянием экзистенциализма Ж.-П. Сартра: вместе с другим основоположником "антипсихиатрии" Д. Купером он написал книгу "Разум и насилие. Декада философии Сартра 1950-60" (1964). Другим источником "антипсихиатрии" Лэйнга стали исследования группы ученых из Пало Альто, возглавляемой Г. Бэйтсоном. Вслед за ними Лэйнг стал рассматривать психические нарушения как результат "двойных связей" (double bind) в общении и даже пытался применять логическую теорию типов Б. Рассела для объяснения генезиса психических проблем. Возникающие у индивида трудности (Лэйнг отвергает сам термин "психическая болезнь") связываются сначала с межличностным общением в семье (в написанной совместно с А. Истртоном работе "Здоровье, безумие и семья"), а затем и с организацией общества в целом. В принесшей Лэйнгу широкую известность книге "Политика опыта" (1967) психические проблемы индивидов однозначно увязываются с политической и экономической системой, с основными чертами западной цивилизации. Психиатрия оказывается карательной инстанцией общества, которое калечит своих членов с раннего детства, а затем наклеивает на не выдержавших такого воздействия психиатричские ярлыки. Постепенно само "безумие" в работах Лэйнга приобретает характеристики мистического опыта трансцендентного, а социальная критика в духе "новых левых" все в большей мере соединяется с восточными религиозными учениями.

Соч.: The Divided Self. An Existential Study in Sanity and Madness. L., 1959; Seifand Others. L., 1961; The Politics of Experience. N.Y, 1967; Knots. N.Y, 1969; The Facts of Life. An Essay in Feelings, Facts, and Fantasy. L., 1976; Conversations with Children. L., 1978.

A. M. Руткевич

ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ

ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ (Лю Цзыхоу, прозвище Лю Хэдун - <Лю из Хэдуна") [773, уезд Цзесянь округа Хэдун (современный Цзечжоучжэнь уезда Юньчэн провинции Шаньси) - 819] - китайский литератор и философ. Состоял на государственной службе по ведомству ритуалов. Входил в дворцовую реформаторскую группировку, после ее поражения сослан в провинцию. Основные сочинения - "Тянь дуй" ("Обращение к Небу"), "Тянь шо" ("Слово о Небе"), "Да Лю Юйси тянь лунь шу" ("Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе"), "Фэй Го юй" ("Против "Речей царств""). Исходил из существования предвечной мировой субстанции - "изначальной пневмы" {юань ци). Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) - безграничный универсум, который никого не наказывает и не награждает, а природные начала не обладают волей ("Тянь шо").

Утверждал, что развитие общества следовало не "замыслам совершенномудрых", а человеческим потребностям, регулируемым силой власти. Взгляды Лю Цзунъюаня на исторический процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума: в глубокой древности для того, чтобы продукты и вещи "собирались для [распределения] на всех" и не было столкновений между людьми, появились "войска и добродетель (дэ)", т. в. аппарат насилия и моральные нормы. Активно поддерживая движение за "возрождение древности", рассматривал конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу учения, выдвинул тезис о "единении конфуцианства и буддизма".

Соч.: Лю Цзунъюань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1979; Хань Юй, Лю Цзунъюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979.

А. Г. Юркевич

ЛЮБИЩЕВ

ЛЮБИЩЕВ Александр Александрович (5 апреля 1890, С.-Петербург - 31 августа 1972, Тольятти) - русский биолог и философ. Окончил физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета (1911). Профессор зоологии (1927). Доктор сельскохозяйственных наук (1936). Работы в области зоологии, систематики, теории эволюции, философии, биологии, общей методологии науки, литературоведения, педагогики.

Сторонник позднего Платона (пифагореизма), противник "линии Демокрита", под которой понимал традицию смутных объясняющих фраз обо всем вместо признания - это я умею объяснить, а вот это - нет. Мысли Платона пережили века потому, что включали "признание Космоса как целого и математизацию науки. Эти положения отсутствовали в демокритовском наследстве" ("Линии Демокрита...". M., 1997, с. 60). Образцом "линии Демокрита" считал дарвинизм, который критиковал с 1925 до конца жизни. Призывал начинать всякое исследование с понятийного анализа и уяснения альтернативных точек зрения. В теории эволюции принимал номогенез, отвергал идею родства как основу систематики. Отрицал примитивный биологический подход к социальным проблемам, признавал определяющую роль религий в исторической судьбе наций. Один из первых критиков лысенковщины (с 1953). В годы господства эмпиризма и догматизма оставался носителем классической гуманитарной культуры. Соч.: Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. M., 1982; В защиту науки. Л., 1991; Расцвет и упадок цивилизаций. Ульяновск-Самара, 1993; Линии Демокрита и Платона в развитии культуры. M., 1997; Мысли о многом. Ульяновск, 1997; Философия и наука. - В сб.: Любишевские чтения 1997 года. Учьяновск, 1997.

Лит.: Александр Александрович Любишев. Л., 1982; Теоретические проблемы эволюции и экологии. Тольятти, 1991 (К столетию Любишева).

Ю. В. Чайковский

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛЮБОМУДΡЫ"

«ЛЮБОМУДΡЫ» - участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», образованного в кон. 1823 в Москве. В него вошли В.Ф.Одоевский (председатель), Д.В.Веневитинов, И.В.Киреевский, А.И.Кошелев, Н.М.Рожалин, В.П.Титов. Собирались тайно. После восстания декабристов в 1825 Одоевский сжег устав и протоколы, объявил о роспуске общества, но еще некоторое время любомудры объединялись вокруг «Московского вестника» М.П.Погодина. В 1827 основные участники кружка, Веневитинов и Одоевский, переехали в С.-Петербург, а в 1830 с закрытием «Московского вестника» общество любомудров прекратило свое существование.

Печатным органом общества был альманах «Мнемозина», издававшийся Одоевским и В.К.Кюхельбекером; в 1824-25 вышли четыре выпуска. Альманах отразил основные направления философских воззрений любомудров на природу, человека и общество. Это, во-первых, критика французской просветительской философии и классической эстетики, которым противопоставлялись немецкая идеалистическая философия и романтическая эстетика. Во-вторых, популяризация немецкой идеалистической философии и гл. о. философии Шеллинга, с освоением которой связывались перспективы просвещения России вообще и развития русской философской культуры в частности. В плане выполнения этой задачи «Мнемозина» публиковала натурфилософские этюды русских шеллингианцев И.И.Давыдова и М.Г.Павлова, формально не принадлежавших к обществу. В-третьих, создание самобытной философии в России. Идейные лидеры любомудров, Одоевский и Веневитинов, теоретический интерес которых был сосредоточен на философии духа, поднимали проблемы философии, истории и эстетики. Наконец, разрабатываемые любомудрами теоретические основы эстетики романтизма, где подчеркивался самостоятельный статус эстетики как науки, основанной на философии, идейно близкие йенской школе, непосредственно были связаны с шеллингианской эстетикой. Идеалистическая романтическая эстетика любомудров легла в дальнейшем в основу принципа «искусство для искусства».

Литература:

Кошелев А.И. Записки (1812-1883). М., 1991;

Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1. М., 1913;

Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969;

Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980.

И.Ф.Худушина

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ" (Ludwig-Feuerbach und der Ausgang der Klassischen deutschen Philosophie; рус. изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269-317) - работа Ф. Энгельса написана в 1886, посвящена проблеме отношения немецкой философской классики к марксистской философии. Первоначально была издана в виде серии статей, как и большинство работ Ф. Энгельса. Брошюра не является целостно-конституальным произведением, представляет собой отдельные критические очерки философии Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха, общую характеристику видов философии (гл. 1-3), а также популярное изложение основ марксизма (гл. 4).

Особое значение имело проведенное Энгельсом различение (типология) философий в зависимости от решения т. н. основного вопроса философии - об отношении мышления и бытия. Идеализм и материализм, согласно Энгельсу, не только резко различны, но и состоят относительно друг друга в состоянии борьбы, аналогичной классовой борьбе в истории. Вся эта конструкция, имеющая довольно слабое отношение к реальной истории философии, тем не менее позволила марксистски ориентированным идеологам 19-20 вв. не только оценивать историю философской культуры сквозь призму "борьбы идеологий", но и, связав представления об идеализме с религиозными типами сознания, начать активное наступление на различные формы христианства, ввести лозунг "воинствующего материализма". Последнее типично в особенности для марксистской традиции в России, идущей в данном вопросе от Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Длительное время эта работа Энгельса служила одним из главных источников для изучения истории возникновения марксистской философии. Впервые издана отдельной брошюрой в 1888 (Штутгарт). В 1892 опубликован русский перевод, сделанный Г. В. Плехановым (Женева). Лит.: Марксистская философия в 19 веке, кн. 2, гл. 14. M., 1979.

А. Б. Баллаев

"ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ"

"ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ" - важнейший памятник китайской натурфилософской мысли, традицией относимый к жанру философской "эклектики" (цза щзя). Авторами "Люй-ши чунь цю" считают представителей нескольких философских школ, умышленно собранных при своем дворе циньским сановником Люй Бувэем (ум. в 235 до н. э.), стремившимся согласовать различные точки зрения и выработать системный взгляд на мир, который мог бы быть положен в основу имперской идеологии. Согласно фактам, изложенным Сыма Цянем (ок. 145-86 до н. э.) в "Исторических записках" ("Ши цзи"), Люй Бувэй, будучи богатым торговцем и находясь по делам в столице царства Чжао, познакомился с внуком циньского правителя, жившим там в качестве заложника. Последнему при содействии Люй Бувэя удалось стать циньским царем, а затем и императором всего Китая, а Люй Бувэю - его первым министром. После этого Люй Бувэй собрал при себе свыше трех тысяч ученых, которые должны были под его руководством изложить "по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности" ("Ши цзи", гл. 85). После завершения труд получил название "Люй-ши чунь цю" (буквально "Хроника Люя"), содержавшее намек на другую знаменитую "хронику" - "Чунь цю" Конфуция. Авторы считали свой труд исчерпывающим и, согласно легенде, объявили награду в тысячу золотом любому, кто сможет добавить к тексту хотя бы один иероглиф. В современном виде "Люйши чунь цю" представляет собой произведение в трех частях, первую из которых составляют 12 "записей", вторую - 8 "обзоров", третью - 6 "трактатов". Каждая из частей включает определенное число глав, причем все эти числа нумерологически значимы и образуют символические комплексы, репрезентирующие различные части космоса и протекающие в них процессы [напр., эти числа могут символизировать: 12 лунных месяцев, а также 60-летний цикл (12х5), 8 сторон и полусторон света, а также триграммы и гексаграммы (см. Гуа) "Чжоуи" (8х8), 6 полюсов мира (запад, восток, север, юг, зенит и надир), а также 36 округов-цзюнь империи Цинь Шихуана (6х6) и т. д.]. Всего, т. о., в "Люй-ши чунь цю" 26 книг и 160 глав, а общий объем текста - более ста тысяч иероглифов. В целом в "Люй-ши чунь цю" можно видеть одну из ранних попыток создания целостной натурфилософской модели мира. Мировая система (космос) как некое единство, подчиненное всеобщему закону гармонии, обозначается в памятнике как "великое единое" (тай и); последнее служит и метафорой дао как универсального закона живого мироздания. Повышенное внимание к общекосмическим процессам и фундаментальным законам универсума позволяет рассматривать "Люй-ши чунь цю" в т. ч. и как источник по истории даосской философии. Основной комментарий к памятнику, принадлежащий Гао Ю (нач. 3 в.), был расширен Би Юанем (1730-97). Среди многочисленных изданий текста в последние десятилетия выделяются работы Сюй Вэйюя (1933) и Чэнь Цию (1984).

Г. А. Ткаченко

ЛЮКСЕМБУРГ

ЛЮКСЕМБУРГ (Luxembourg) Роза (15 марта 1871, Замосць, Польша - 15 марта 1919, Берлин) - деятельница польского и германского рабочего движения, теоретик т. н. революционного марксизма. В 1897 закончила Цюрихский университет со степенью доктора государственного права. С 1898 жила в Германии, возглавляла вместе с К. Либкнехтом левое течение СДПГ. Одна из основателей КПГ. Убита после подавления восстания берлинских рабочих.

В своей теоретической деятельности исходила из единства марксистской философии, политэкономии и учения социализма. Выступила с критикой Э. Бернштейна, считая, что он вновь возвращает социализм из науки в утопию. В работе "Социальные реформы или революция" (Socialrefonnen oder Revolution, 1890, рус. пер. 1904) подчеркивает противоречивую сущность явлений капитализма, считает неприемлемой теорию эволюционного врастания капитализма в социализм путем реформ. Наибольшую известность получила ее работа "Накопление капитала" (Die Akkumulation des Kapitals, рус. пер. 1921). Основной акцент она делает на объективных моментах развития, уделяя большое внимание стихийности рабочего движения. Революцию она понимает как стихийный взрыв масс, сознательное руководство социал-демократической партии играет незначительную роль. Основные расхождения с Лениным были связаны с трактовкой организационных вопросов партийного строительства, а также с различным пониманием свободы и демократии (Die russische Revolution, 1920, рус. пер. в журнале "Коммунист", 1979, № 1).

M. А. Хевеши

ЛЮТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮТЕРАНСТВО

ЛЮТЕРАНСТВО - одно из основных направлений протестантизма, воплотившее в церковной практике учение М. Лютера. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает "апостольские и пророческие" книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф. Меланхтона). Всякое посредничество церкви в деле спасения ("оправдания") отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия. Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам; из семи таинств церковных оставлены лишь крещение и причащение, истолкованные в свете sola fide: как традиционные церковные обряды. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы (ординация), влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555), закрепившим право князей определять религию подданных по принципу "чья земля, того и вера". Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных. Лютеране наряду с Библией считают священной "Книгу согласия", в которую вошли "Большой" и "Малый катехизис" Лютера. В наст. время в мире насчитывается ок. 80 млн лютеран, преимущественно в Германии и соседних странах (Австрия, Венгрия, Франция, Скандинавские страны), а также в Северной Америке, Эстонии, Литве и др. странах. В России число последователей Лютера невелико. См. лит. к ст. Лютер М.

Л. Н. Митрохин

ЛЯН ЦИЧАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЯН ЧЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЯН ШУМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница