Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛОПУХИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОПУХИН

ЛОПУХИН Иван Владимирович [24 февраля (6 марта) 1756, село Воскресенское (Ретяжи) близ Кром, Белгородская губерния - 22 июня (4 июля) 1816, там же] - русский философ, писатель. Из дворян. С 1775 служил в армии. С 1782 советник, затем председатель московской уголовной палаты. В нач. 1780-х гг. сблизился с масонским кружком Н. И. Новикова. В 1784 - глава ложи "Блистающая Звезда". В 1785 вынужден был уйти со службы из-за начавшихся преследований масонов правительством Екатерины II. Занялся литературной и филантропической деятельностью в рамках новиковского кружка. При Павле I - статс-секретарь, позже - тайный советник, переведен сенатором в Московский департамент. Выступал за смягчение приговоров по делам старообрядцев и сектантов. В 1812 вышел в отставку Во 2-й пол. 70-х гг. Лопухин увлекся просветительской философией, особенно ценил и переводил Гольбаха, но уже в работе "Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями..." (1787) дал с религиозных позиций развернутую критику философии Просвещения и в дальнейшем критиковал рационализм, религиозный скептицизм просветителей, теории общественного договора и естественного права. Лозунгам Французской революции 1789 противопоставил внутреннюю свободу верующего человека. Под влиянием идей русских мистиков и мистических сочинений Бёме, Сен-Мартена, Арндта и др. стал убежденным масоном, приверженцем мистического христианства. В нравоучительном "Катехизисе истинных франк-масонов..." (1790) излагал религиозно-этические принципы масонства, главный из которых - необходимость нравственного самосовершенствования личности как взаимосвязанный процесс познания Бога и себя самого. Подробное описание масонского ритуала, а также изложение главных положений "популярного" и научного герметизма содержится в соч. "Искатель премудрости, или Духовный рыцарь" (1791). В основном его произведении "Некоторые черты о в!гутренней церкви..." (1789-98) рассмотрены ведущие идеи русского масонства. Истинный масон, в понимании Лопухина, тот, кто достигает возрождения во Христе через нравственное преображение, преодолевая в самом себе ветхого человека. Жизнь, построенная на христианских заповедях, при напряженной внутренней работе над собой ведет человека к Царству Божию, к мистическому слиянию с Богом, к созиданию церкви внутри себя. Философ подчеркивал свою верность православию, но, будучи приверженцем идеи внутренней церкви, воспринимал официальную религию как "внешнюю церковь", "внешнее богослужение". Лопухин - убежденный монархист, противник социального равенства. В работах "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Благость и преимущество единоначалия" (1795), "Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечания на известную книгу Руссову "Du Contrat social"" (1809) обосновывал установленное Богом "естественное неравенство". Критикуя отдельные стороны государственной жизни, в целом Лопухин выступал за сохранение русской культурноисторической традиции и не видел противоречия между личным масонством и принадлежностью к православию.

Соч.: Масонские труды Лопухина. М., 1913; Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели. СПб., 1789; Излияние сердца... М., 1794; Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел, 1814; Записки сенатора И. В.Лопухина. М., 1990.

Лит.: Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867; ДубчцкийА. И. В.Лопухин. Казань, 1889; Лопухин Иван Владимирович (Барское Я. Л.}. - Русский биографический словарь, т. 10. СПб., 1914; Никсонов Н. К. И. В. Лопухин. - В сб. Масонство u его прошлом и настоящем. М., 1994, т. 1.

И. Ф. Худушина

В начало энциклопедии