Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ (Лу Сяншань, Лу Цзыцзин) (26 марта 1139, Цзиньси провинции Цзянси - 10 января 1193, Цзинмэнь провинции Хубэй) - китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве - Лу Цзююаня] - Ван [Янмина] школы, или, неточно, синь сюэ ("учение о сердце"). Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. Был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве - Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16-17 вв. доктрине Ван Янмина (хотя сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать свою связь с учением Лу Цзююаня). Парадоксальное совпадение гонений в 1529-67 на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня (в 1530 он был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев) отразило конкретноисторическую ситуацию идейного торжества их школы, которое во 2-й пол. 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.

Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: "Вселенная - это мое сердце, мое сердце - это вселенная". Поскольку психика ("сердце" - синь) любого человека содержит в себе, по Лу Цзююаню, все "принципы" (ли) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность - автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктриналъной ученостью: "Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?" Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм (см. Чань школа). Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки "Великого предела" (таи цзи) с даосской доктриной "Беспредельного/предела отсутствия" (у цзи).

Соч.: Сяншань цюань цзи (Поли. собр. соч.), в изд.: Сы бу бэй яо, Цзы, № 59. Шанхай, 1934; Лу Сяншань вэнь цзи (Собр. литературных творений), ред. Фукуда Сигэру. Токио, 1972; Лу Цзююань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1980; Chan Wing-tsit, A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N.J.), 1963, p. 572-77.

Лит.: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 73-81 и др.; Ху Чмсэфу. Лу Ван чжэсюэ бянь вэй (О тонких различиях между философиями Лу [Цзююаня и] Ван (Янмина]). Тайбэй, 1966; Чжан Ливэнь. Лу Цзююань. - В кн.: Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая), т. 3, кн. 1. Цзинань, 1981; Ся Чжэньтао. Лу Цзююань дэ "синь сюэ" поуси (Разъяснение "учения о сердце" Лу Цзююаня). - "Чжунго чжэсюэ ши яньцзю", 1981, № 4: Инь Сели. Лунь Лу Цзююань юйчжоугуань дэ тэдянь (Об особенностях космологии Лу Цзююаня). - Там же. 1982, № 2; Чэнь Гаохуа. Лу сюэ цзай Юань дай (Учение Лу [Цзююаня] в эпоху Юань). - В кн.: Чжунго чжэсюэ (Китайская философия), в. 9. Пекин, 1983; Ciidy L. V. L. The Philosophy of Lu Hsiang-shan, a NeoConfucian Monistic Idealist. - "Union Theological Seminary D. Th.", v. 1,2. N. Y, 1939 (typescript); Huang Siu-chi. Lu Hsiang-shan: a Twelfth Century Chinese Idealist Philosopher, New Haven, 1944.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии