Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИЛ")

ГЕРМЕНЕВТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМЕНЕВТИКА ФИЛОСОФСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Различные модификации герменевтического круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания - с другой; для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот. В отчетливой форме - как круг "целого и части"-представлен в герменевтике 18-19 вв. (Ф. Шлейермахер, А. Бёк): для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Чтобы понять некоторый текст, надо понять отдельные предложения, но для понимания каждого предложения надо уже располагать пониманием текста; чтобы понять предложение, надо понять отдельные слова, но для правильного понимания их смысла надо понимать предложение и т. д. Слово есть часть относительно предложения, предложение-часть относительно текста, текст - часть относительно творческого наследия данного автора, тексты данного автора - часть определенной жанровой совокупности и т. д. Шлейермахер, различавший "грамматическую" и "психологическую" интерпретации письменных документов, столкнулся со следующей модификацией герменевтического круга: текст есть фрагмент целостной душевной жизни некоторой личности, и понимание "части" и "целого" здесь также взаимно опосредовано. На другой аспект герменевтического круга обратил внимание В. Дильтей: понимание текста как "проявления жизни" творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой "жизнепроявлений". В философии М. Хайдеггера герменевтический круг связывается не с формальными условиями понимания как метода познания, а с онтологическими его условиями как основного определения человеческого существования. Поскольку герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования, постольку задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Герменевтический круг имеет, т. о., не методологический, а онтологический характер. В философской герменевтике Гадамера эта трактовка герменевтического крута развивается путем конкретизации хайдеггеровского учения о понимании. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. С проблемой своего рода герменевтического круга сталкивается философия науки: факты, из которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать. См. ст. Герменевтика, Герменевтика философская и литературу к этим статьям.

В. С. Малахов

ГЕРМЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ГЕРМИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (1-я пол.-сер. 5 в. н. э.) -философ-неоплатоник, ученик Сириаиа, соученик Прокла. Из Афин возвратился в Александрию, благодаря чему там стали известны развитые формы афинского неоплатонизма. Сведения о Гермии уДамаския (V. Isid. 74) и "Суды" (ν. 'Ερμείας, Αίδεσία, Παμπρέπιος). Гермию принадлежит комментарий к "Федру" Платона-образец записанных "с голоса" (από φωνής) школьных толкований платоновского диалога, читанных Сирианом Гермию и Проклу. То, что Прокл (In Parai., p. 244, 17 Cousin, 1864) говорит о толковании Сириана, совпадает с имеющимся в комментарии Гермия. Вероятно, преподавал философию в Александрии.

Соч.: Hermiae Alexandrini in Platonis Phaedrum Scholia, ed. P. Couvreur. P., 1901.

Лит.: Bielmeier A. Die neuplatonische Phaidros-Interpretation. Paderbom, 1930.

Ю. А. Шичалин

ГЕРМИН

ГЕРМИН (Έρμΐνος) (2 в. н. э.) - греческий философ-перипатетик, комментатор Аристотеля, ученик Аспасия и учитель Александра Афродисийского. Автор комментария на "Категории" (упоминается Порфирием, Симпликием и Элиасом), вероятно, также комментировал "Топику" и "Первую Аналитику" (ссылки в комментариях Александра). Из арабского источника следует вероятность также того, что трактат Галена против аристотелевского учения о перводвигателе был направлен прямо против Гермина. Лит.: Schmidt B. De Hennino Peripatetico, Diss. Marburg, 1907; Moraux P. Aristotelismus bei den Griechen, Bd 2. В., 1984.

M. А. Солотва

ГЁРРЕС

ГЕРРЕС (Gцrres) Иоганн-Йозеф (25 января 1776, Кобленц - 29 января 1848, Мюнхен) - немецкий историк, литературовед и публицист, общественный деятель. Прошел через сильное увлечение Французской революцией; едва окончив школу, начал издавать газету "Красный листок", проповедовавшую свободу, равенство и республиканские идеи. Когда газета была запрещена, туг же начал издавать другую, вскоре также запрещенную. В 1799 направляется в Париж с политической миссией к Директории, однако диктаторские планы Наполеона и революционный террор вызывают охлаждение к идеям революции. Отказавшись от политики, занялся философией, увлекся философией Шеллинга. В 1801 -учитель гимназии Кобленца, в 1806-08-доцент в Гейдельбергском университете, где сотрудничал с К. Брентано и А. фон Арнимом в издании "Газеты для переселенцев" (Zeitung fьr Einsiedler). B 1814 вновь включается в политическую деятельность, начинает издание одного из влиятельнейших органов того времени (Наполеон называл ее "пятой вражеской державой") - газеты "Рейнский Меркурий" (Rheinischer Merkur), основное направление которой-идея национальности. В 1816 прусское правительство запретило и это издание. В 1820 прусской цензурой запрещается также труд Герреса "Германия и революция" (Teutschland und die Revolulion, 1819). Спасаясь от ареста, бежит в Страсбург. В 1827-48-профессор истории в Мюнхене; там же появляется его обширный четырехтомный труд "Христианская мистика" (Die christliche Mystik, Bd 1-4, 1836-42). В последние годы жизни сближается с консервативными католическими кругами, основывает "Исторически-политические листки" (Historisch-politische Blдtter), которые, правда, вскоре перестают быть только церковно ориентированным изданием. К столетию со дня смерти Герреса было основано общество, названное его именем (Gцrresgesellschaft).

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-9. Munch., 1854-74; Ausgewählte Werke, Bd 1-2. Freiburg, 1978; Glauben und Wissen. Münch., 1805; Athanasius. Regensburg, 1838; в рус. пер.: Афоризмы об искусстве. Афоризмы об органомии.-В кн.: Эстетика немецких романтиков. М., 1987, с. 58-345.

Лит.: Borinski ]. Görres und die deutsche Parteibildung. Lpz., 1927; Burke G. Vom Mythos zur Mystik, l. v. Görres mystische Lehre und die Romantische Naturphilosophie. Einsiedeln, 1958; Hebel R. J. Görres: Studien über den Zusammenhang von Natur, Geschichte und Mythos in seinen Schriften. Wiesbaden, 1960.

И. А. Михайлов

ГЕРСОНИД

ГЕРСОНИД (Gersonides) рабби Леви бен Гершом (1288, Баньоль-сюр, Сез, департамент Гар-1344, Перпиньян)- еврейский философ, математик ("Книга числа", "О синусах, хордах и дугах"), астроном, библейский экзегет, комментатор ("Органон" Аристотеля), врач. В своей главной "Книге войн Господа" (Milhamot Adonay) следовал магистральной линии восточного аристотелизма и мистического неоплатонизма, соединяя их с библейской верой. Как Ибн Гебчроль и Бар Хиййа, но в отличие от Маймонида учил, что первоматерия, субстрат форм, не имея собственных действий, не является вещью, а потому надвременна и в этом смысле предшествует миру. В акте творения водящая мысль создателя придает хаотической и злой материи порядок-благо. Разум человека потенциален (возможен) и отличен от действующего разума ангелов. Универсалии просвечивают в индивидах, без этого все наше знание о родах оказалось бы ложным, что немыслимо. Род объединяет индивиды не по любым признакам, а "в аспекте бытия, или истинного познания". Влияние номинализма можно видеть в тезисе Герсонида, что логика не есть познание, поскольку не раскрывает истину вещей, "а лишь обозначает их".

Сот.: Die Kämpfe Gottes, übers. B. Kellermann. В., 1914-16; Aristotelis Organum, Averrois Cordubensis in eum commentaria... Lev" Gersonidis in nonnullos Aristotelis et Averrois libros annotationes; Venetiis, 1562.

Лит.: Renan E. Les écrivains juifs français du XIV siècle. P., 1893; Bertola E. Levi Gersonide e la logica arabo-giudaica.-йг/п. II pensier ebraico. Padova, 1972.

В. В. Бибихин

ГЕРЦЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРШЕНЗОН

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (Мейлих Иосифович) 1(13) июля 1869, Кишинев-19 февраля 1925, Москва]- русский историк общественной мысли, философ, публицист, переводчик. Окончил хедер и гимназию, провел два года в Германии, занимаясь в Политехникуме и посещая лекции по истории и философии в Берлинском университете, в 1889-94 изучал историю под руководством профессора П. Г. Виноградова на историко-филологическом факультете Московского университета. Студенческие работы Гершензона "Аристотель и эфор" (1894) и ""Афинская политая" Аристотеля и "Жизнеописания" Плутарха" (1895) были опубликованы университетом как представляющие большую научную ценность. Сотрудничал в "Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат", работал в журналах "Русская мысль", "Критическое обозрение", "Научное слово" и "Вестник Европы", издательстве "Путь". В 1912-13 печатал публицистические статьи в газетах "Русская молва" и "Биржевые ведомости". После социалистической революции, которую принял сочувственно, видя в ней возможный путь разрешения кризиса культуры, стал соорганизатором и первым председателем Всероссийского союза писателей, преподавал в Высшем литературно-художественном институте, работал в Академии художественных наук, Наркомпросе, Центрархиве, журнале "Записки мечтателей".

На Гершензона оказали влияние учение Т. Карлейля о героической личности, философия истории Л. Толстого, философии жизни А. Бергсона. Изучаемую область культуры Гершензон выделил в особый предмет-историю умонастроения эпохи, совокупности личных судеб, требующую углубленного изучения внутреннего духовного опыта "героев времени". Результатом историко-литературных исследований явился цикл статей о А. С. Пушкине, издание сочинений П. Я. Чаадаева, И. В. Киреевского, Н. П. Огарева, А. И, Герцена, А. И. Эртеля и др. Гершензон - инициатор и участник сборника "Вехи" (1909); в статье "Творческое самосознание" призвал к возрождению творческого самосознания личности как условию дальнейшего общественного созидания и сохранения духовной цельности русского общества. Основные философские сочинения Гершензона посвящены проблемам религии и культуры: "Тройственный образ совершенства" (1918), "Переписка из двух углов" (1921, совм. с Вяч. Ивановым), "Ключ веры" (1922), "Гольфстрем" (1922), "Судьбы еврейского народа" (1922). Вслед за Руссо и Ницше выступил с критикой современных форм культуры, утративших свободу непосредственного переживания, пораженных рефлексией и зараженных фетишизмом, против довления культуры над верой.

Соч.: История колодой России. М., 1908; Жизнь В. С. Печерина. М., 1910; Мечта и мысль И.С.Тургенева. М., 1919; "Русские пропилеи", т. 1-4, 6. M., 1915-19; "Новые пропилеи", т. 1. М.-Пг., 1923; Статьи о Пушкине. М., 1926; Письма к брату. М., 1927; Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.

Лит.: Белый А. Гершензон. - "Россия", 1925, № 5 (14); Шестов Л. О вечной книге (Памяти М. О. Гершензона).-"Современные записки", 1925, Ns 24; БерманЯ. 3. M. 0. Гершензон: Библиография. Одесса, 1928; Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоминания. Париж, 1976; Проскурина В. Ю. Творческое самосознание Михаила Гершензона.-"Литературное обозрение", 1990, № 9.

К>. В. Синеокая

ГЕСС

ГЕСС (Hess) Мозес (21 июля 1812, Бонн-б апреля 1875, Париж) - немецкий литератор и социалист, один из создателей доктрин коммунизма и сионизма. Формирование воззрений Гесса проходило под влиянием Спинозы, Гегеля и Фейербаха. В своей первой работе "Божественная история человечества, написанная спинозистом" (Die heilige Geschichte der Menschheit von einem Jьnger Spinozas, 1837) Гесс заявил себя сторонником философских идей Гегеля. Он первый выдвинул тезис о том, что синтез немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма следует считать идеологической основой коммунистического движения на Европейском континенте, прежде всего в Германии и Франции.

В эпоху европейских'революций 1848-49 Гесс был представителем Немецкого рабочего союза в Париже; позже примкнул к социалистической группе Виллиха - Шаппера, а в 1861 -к лассальянскому течению в рамках немецкой социал-демократии. Участвовал в работе 1-го Интернационала.

Гесс известен также как один из главных идеологов сионистского движения. В трактате "Рим и Иерусалим: последний национальный вопрос" (Rom und Jerusalem, die letzte Nazionalitдtsfrage, 1862), публикация которого прошла практически не замеченной современниками, но впоследствии оказавшем большое влияние на отца-основателя сионизма Т. Герцля, Гесс утверждал, что до тех пор, пока евреи не обретут свою государственность на "земле обетованной", они всегда будут оставаться притесняемым и гонимым народом.

Соч.: Die europäische Triarchie. Lpz., 1841; Sozialistische Aufsätze, 1841_ 47, hrsg. von T. Zlocisti. B., 1921 ; Ausgewählte Schuften, ausgew. und eingel, von H. Lademacher. Köln, 1962; Ökonomische Schriften, hrsg. und eingel, von D. Horster. Dannstadt, 1972.

Лит.: Silberner E. Moses Hess. Geschichte seines Lebens. Leiden, 1966. T. А. Дмитриев

ГЕССЕН

ГЕССЕН Сергей Иосифович [16 (28) августа 1887, УстьСысольск Вологодской губ.-2 мая 1950, Лодзь, Польша] - русский философ, публицист, соредактор журнала "Логос". После окончания 1-й Петербургской гимназии изучал философию в университетах Гейдельберга и Фрейбурга у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта, под руководством последнего защитил докторскую диссертацию "Об индивидуальной причинности" (1909). С 1913 преподавал философию в университетах Петербурга, Томска, Праги, Варшавы. Как философ Гессен сформировался в неокантианской атмосфере журнала "Логос", пропагандируя баденское неокантианство. Философское значение теории Риккерта видел в выработке гносеологического монизма формы, единственно способного обеспечить свободу и полноту эмпирических наук и согласовать требования эмпирии с требованиями философии. В статье "Мистика и метафизика" сформулировал понимание "метафизического мистицизма" как вида метафизики, возникающего там, где "нарушенные границы суть последние границы, которые отделяют область философии и культуры от сферы иррационального переживания и мистики" ("Логос", 1910, № 1, с. 131). В 1925 в Праге была предпринята попытка возрождения "Логоса", вышел один номер, но философские интересы Гессена сместились в область философии права, философии воспитания. Педагогика рассматривается им как прикладная философия. Цель образования - не только приобщение к культуре человечества, но и формирование нравственной, свободной и ответственной личности. Хотя Гессен строит теорию нравственного и правового образования в отличие от теоретико-научного, однако различные виды образования объединены в системе национального образования. Педагогика Гессена движима целью показать практическую ценность философии и могущество личности, проникающей в духовные ценности культуры. Соч.: Философия наказания. М., 1913; Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Крушение утопизма,-"Современные записки". Париж, 1924, кн. 19; Проблемы правового социализма,-Там же, 1925, кн. 23; Евразийство.-Там же, 1925, кн. 25; Монизм и плюрализм в систематике понятий,-"Труды Русского Народного университета в Праге", 1928, т. 1; Мировоззрение и идеология.-"Современные записки", 1935, кн. 57; Мое жизнеописание.-"ВФ", 1994, № 7-8; Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М„ 1995. Лит.: Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ.-"Новый журнал". Нью-Йорк, 1951, № XXV; Сапов В. В. Сергей Гессен-русский философ.-"Вестник Российской Академии наук", 1993, Ns 6.

А. И. Абрамов

ГЁТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ (от греч. έτερος - разнородность) - составляемость из различных по своей природе или происхождению частей; противоположность-гомогенность (от греч. ?σος-ξднородность). Если у гомогенной системы ее свойства одинаковы во всех частях или меняются непрерывно, без скачков, то гетерогенная система состоит из различных по свойствам, разграниченных частей. Гетерогенность концептуальной системы проявляется в сочетании в ее рамках разнородных, несовместимых принципов, что ведет к ее противоречивости.

Б. Г. Юдин

ГИЕРАКС

ГИЕРАКС (Ίέραξ) (вероятно, сер. 2 в. н. э.)-философплатоник. Автор сочинения "О справедливости" (эксцерпты-у Стобея), посвященного разработке этической проблематики. Основная мысль Гиеракса: справедливость как совокупная добродетель связана с прочими добродетелями и невозможна без них (ανακολουθία - ср. Alcin. Didasc. 29, 3). Развивая этот тезис в платоновском духе, Гиеракс использует также аристотелевские (напр., определение мужества как "середины" между трусостью и безрассудством) и стоические положения (справедливость понимается в духе стоической "исправленности", διόρθωσις), однако строит свое изложение в виде полемики против тех и других.

Лит.: PraechterK. Hierax der Platoniker.- "Hermes", 1906, 41, S. 593-618.

Ю. А. Шичалин

ГИЕРОКЛ

ГИЕРОКЛ (Ιεροκλής) (2-я пол. 1 в. н. э.)-греческий философ, представитель поздней Стой, автор трактата "Философумены" (Φιλοσοφούμενα) в трех книгах, задуманного как систематическое (но вместе с тем популярное и полемически-антиэпикурейское) изложение стоической этики. К 1-й части (кн. 1-2) относится отрывок текста под названием "Основы этики" (Ηθική οτοιχείωσις), излагающий учение о "самоощущении", "первичной склонности" и т. д. 2-я часть трактата (кн. 3) посвящена прикладной этике (15 фрагментов у Стобея; авторство Гиерокла-стсика в отношении этих фрагментов впервые доказал К. Прехтер (их приписывали Гиероклу-платонику). Трактат Гиерокла является важным источником для реконструкции этической теории ранней Стой; значительное внимание к практической этике характерно для позднего периода Стой.

Фрагм.: Ethische Elementarlehre (Papyrus 9780) nebst den bei Stobaeus erhaltenen ethischen Exzerpten aus Hierokles, bearb. von H. Amim. B., 1906 (переизд.: Codici e papiri filosofici. Firenze, 1992). Лит.: Frachter K. Hierokles der Stoiker. Lpz., 1901; InwoodB. Hierodes. Theory and argument in the second century A. D.- "Oxfords Studies in ancient philosophy", 1984, 2, p. l51-lS3;Badalamer4lG. lerocle stoic e il concetto di συνα(σβηο ις.-"ΑηηΒϋ del Dipart. di filos. del Univ. Firenze", 1987, 3, p. 53-97; Isnardi Parente Af. lerocle stoico. Oilceiosis e doveri sociali, ANRW II, 36, 3, 1989, p. 2201-2226.

А. А. Столяров

ГИЕРОКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ГИЕРОКЛ (Ιεροκλής) Александрийский (4 в. н.э.)- представитель Александрийской школы платонизма, ученик Плутарха Афинского. Как преподаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, "Горгия", ср. Damasc. V. Isidori 54); сохранился комментарий Гиерокла к пифагорейским "Золотым стихам". Благодаря изложению и ряду эксцерптов у Фотия (cod. 214, 251) известен его трактат "О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством". За преподавание языческой философии был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность. В комментарии к "Золотым стихам", составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Гиерокл в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума - ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Гиерокла. Как и у Порфирия, материя у Гиерокла-не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе послеямвлиховского платонизма Гиерокл учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримировыми богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических, добродетелей Гиерокл помещал богослужебные (то τελεσηκόν), освобождающие душу от вещественных представлений (ϋλικας φαντασίας). Наряду с промыслом, роком и случаем он признавал свободу выбора и воли (το εφ' ήμΐν), выдвигая при этом концепцию человеческой души как единственного разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием.

Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Гиерокла был Эней из Газы, "Теофраст" которого повлиял на Захария из Митилены (Захария Схоластика). Гиерокл оказал также значительное влияние на философию Возрождения.

Соч.: In Aureum pythagoreorum carmen commentarius, rec. F. G. Koehler. Stuttg., 1974; в рус. пер.: "Золотые стихи" пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа, пер. под ред. Г. В. Малеванского-"Вера и разум", 1897, № 16, с. 130-158; № 17, с. 177-206; № 18, с. 224-254; № 20, с. 335-360; № 23, 429-490; Пифагорейские "Золотые стихи" с комментариями Гиерокла, пер. И. Петер. М., 1995.

Лит.: Kobusch Th. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Mьnch., 1976; ьadot l. Hierodes et Simplicius. P, 1979.

Ю. А. Шичалин

ГИЗО

ГИЗО (Guizot) Франсуа-Пьер-Гийом (4 октября 1787, Ним-12 сентября 1874, Париж) - французский политический деятель, историк, в области политической философии-представитель школы доктринариев, по своей ориентации близкой к либерализму. Автор ряда работ по политической философии: "О правлении во Франции, начиная с эпохи Реставрации и современных министерств" (Du gouvernement de la France depuis la Restauration et de ministиre actuel, 1820), "О средствах правления и об оппозиции в современной Франции" (Des moyens de gouvernement et d'opposition dans l'йtat actuel de la France, 1821), "О смертной казни как политической проблеме" (De la peine de mon en matiиre politique, 1822), a также крупных исторических сочинений: "История английской революции" (1826-27, рус. пер. т. 1-3. СПб., 1860), "История цивилизации во Франции" (т. 1-5, 1829-32, рус. пер. т. 1-4. M., 1877-81), "История цивилизации в Европе" (1828, рус. пер. СПб., 1891), "История представительного правления" (в 5 т.) и др. Член Французской академии (1836) и Академии моральных и политических наук.

В центре социально-философских размышлений Гизо- соотношение власти и общества. Настаивая на четком разграничении и взаимозависимости этих сфер общественной жизни, Гизо считает, что власть не существует вне общества или над обществом: "средства правления" сосредоточены в самом обществе и не могут быть отделены от него. Общество - это мир жизни и разума, главньм является здесь движение человеческого духа, поэтому принцип суверенитета власти должен быть заменен принципом суверенитета Разума. Цивилизация-важнейшее понятие исторической концепции Гизо - характеризуется им как синтез социального и морального развития человечества. В европейской цивилизации он отмечает два основных момента: образование национальных государств (прогресс централизации и принцип единства) и освобождение человеческого духа (прогресс свободы и принцип равенства). Соч. Méditationes sur l'essence de la religion chrétienne. P., 1864 (рус. пер.: 1864); Méditation sur l'état actuel de la religion chrétienne. P., 1S65. Лит.: Rosanvallon P. Le moment Guizot. P., 1985.

M. M. Федорова

ГИЛЕМОРФИЗМ

ГИЛЕМОРФИЗМ (от греч. ΰλη- материя и μορφή- форма)-термин, возникший в конце 19 в. для обозначения восходящего к Аристотелю учения о форме и материи как основных принципах бытия.

ГИЛОЗОИЗМ

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ΰλη-вещество, материя и ζωή-жизнь)-философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р. Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т. к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д. Бруно. "Нет вещи не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом" ("О природе, начале и едином", М., 1934, с. 107). Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу.

В Новое время галозоистические идеи наличествуют у Б. Спинозы, считавшего мышление атрибутом субстанции, в философских воззрениях И. В. Гёте, полагавшего, что в природе существуют лишь постепенные переходы, вследствие чего духовное не противоположно материи, а коренится в ней в качестве его потенции, многообразно проявляющейся во всех природных явлениях. Приверженцами гилозоизма были также французские материалисты 18 в.-Д. Дидро, Д. Дешан, Ж. Робине. Признание "чувствительности как общего свойства материи" Дидро принимал в качестве "все объясняющего предположения" ("Разговор д'Аламбера и Дидро", см. Дидро Д. "Атеистические произведения". М., 1956, с. 117). Дешан, признавая наличие двух первоначал-материального и духовного, утверждал, что вселенная, или Целое, представляет собой их взаимопроникающее единство ("Истина, или истинная система", рус. пер. 1973, с. 311).

Достижения биологии в 19 в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевленности материи.

Г. И. Ойзер.шн

ГИЛЬБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ (Guislebertus Porretanus) Жильбер из Порре (Пуаре) (1076, Пуаре, Вандея1154, Пуатье) - христианский философ и богослов, ученик Бернарда Шартрского, с 1124-канцлер Шартрской школы. В 1141 преподавал в Париже, с 1142-епископ Пуатье. Обвиненный Бернардом Клервоским в признании божественности Христа лишь человеческим понятием, объяснялся перед папой Евгением III в Париже (1147) и на Реймсском соборе (1148), но не был осужден. До 16 в. был в употреблении комментарий Гильберта к Боэцию, особенно "О Троице"; долго служила учебником упоминаемая Лейбницем интерпретация аристотелевских категорий "Книга о шести началах" (атрибуция спорная); известны комментарии Гильберта к Псалмам, к посланиям апостола Павла. Философия для Гильберта - инициация в таинства, намек на мистический опыт ("не веруем, познав, а познаем, веруя").

"Первое совершенство" Бога - единственное и простейшее бытие (essentia), безусловная данность, то, чем (quo) все существует. Натуральное (рациональное) познание неотделенных (материализованных) форм через математическое (disciplinaris) познание неподвижных типов восходит к теоретическому (в чистой интуиции) познанию первообразов, первоматерии и Бога.

Соч.: Commentana in Boethium, MPL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse. Mьnster, 1953; в рус. пер.: Комментарии к трактату Боэция "Против Евтихия и Нестория".-"ВФ", 1998, № 4, с. 105-121.

Лит.: Неретина С. С. Гильберт Порретанский: искусство именования.-"ВФ", 1998, № 4, с. 94-105; Rovighi S. Studi di filosofia mйdiйvale. Mil., 1978, p. 176-247 (библиогр.).

В. В. Бибихин

ГИЛЬДЕБРАНД

ГИЛЬДЕБРАНД (Hildebrandt) Дитрих фон (12 октября 1889, Флоренция - 26 января 1977, Нью-Йорк)-философ, представитель Мюнхенской (или: "реалистической") школы феноменологии. С 1906 изучал философию в Мюнхенском университете под руководством А. Пфендера и Т. Липпса. С 1909-в Геттингене у Э. Гуссерля, у которого в 1913 защитил диссертацию (тема-идея нравственного поступка). В 1914 принял католичество, в последующие годы ведет активную церковную деятельность и занимается разработкой теологических проблем. В 1933 бежит из Германии в Вену. В основанном им журнале "Христианское сословное государство" выступает против тоталитаризма, отстаивает идею единства западноевропейской христианской культуры. В 1938 переезжает в Италию, а затем в США. С 1949-профессор в Фордхам-университете (Нью-Йорк).

Основную задачу феноменологии видел в исследовании и анализе "сущности" объективных феноменов, доступных нам в чувственном восприятии и интеллектуальной интуиции. Личность человека раскрывается только в Боге, только предавая себя Богу, человек по-настоящему становится самим собой. В развитой им в 40-50-х гг. 20 в. концепции этики Гильдебранд продолжает традицию материальной этики ценностей М. Шелера. Ценность есть изначальная, не сводимая ни к чему иному данность. Любой объект, будучи выделенным из "ничто", обладает ценностью существования и индивидуального бытия. Духовные ценности - высшими среди них являются моральные и религиозные - присущи только человеку. Каждой морально значимой ценности соответствует ценностный ответ (Wertantwort), который может воплощаться в восхищении, любви и деятельности, реализующей или сохраняющей эту ценность. Абсолютно достоверное знание о них дает интеллектуальная интуиция.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-9, 1971-84; Die Idee der sittlichen Handlung.-"Jahrbuch für Phänomenologie und phänomenologische FoKchung", hrsg. v. E. Husseri, Bd 3, 1918; Sittlichkeit und ästhetische Werterkenntnis.-Ibid., Bd 5, 1922; Metaphysik der Gemeinschaft, 1930; Sittliche Grundhaltungen, 1933; Die sittlichen Grundlagen der Völkergemeinschaft, 1946; Der Sinn des philosophischen Fragens und Erkennens, 1950; Christian Ethics, 1953 (на нем: яз.: 1959); True Morality and its Counterfeits, 1955 (на нем. яз.: 1957); Graven Images: Substitutes for True Morality, 1957; Troyan Horse in the City of God, 1967 (на нем. яз.: 1968); Что такое философия? СПб., 1997; Новая Вавилонская башня. СПб., 1998; Метафизика любви. СПб., 1999; Метафизика коммуникации. СПб., 2000.

И. А. Михайлов

ГИЛЬОМ

ГИЛЬОМ из Шампо (Guillaume de Champeau, Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена и Марна - 1121, Клерво) - логик, ритор, богослов. Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбаха, богослова Ансельма Ланского и Росцелина; друг Бернарда Клервоского; учитель, затем противник Абеляра. В начале 12 в. - архидиакон Парижа, магистр кафедральной школы, к которому стекаются студенты всех «наций», в т.ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет богословскую школу при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев; с 1113 - епископ Шалон-сюр-Марн. В главном споре своего времени учил, что универсалии существуют до вещей (ante rem) и воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр и Павел тождественны в качестве разумных и смертных, нумерическое различие между ними акцидентально. В споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом смягчил крайности своего реализма: человечность не тождественна (non est eadem) в Петре и Павле, поскольку они разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузанского о «неином»). В малоизученных из-за интерференции Абеляра «Сентенциях» и «Вопросах» Гильома наметился стиль зрелой схоластики («обычно спрашивают... на это следует ответить... но кто-то возразит... решение вопроса таково...»). Аргументируя, Гильом допускает «воздержное пользование разумом» и отдает предпочтение авторитету. При разбросе тем («О происхождении души», «О существе зла», «О различии добродетелей», «О супружестве») Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых источниках часто стоят рядом, - «колыбель систематики схоластической теологии» (М.Грабман).

Сочинения:

Sententiae vel Quaestiones XLVII. - Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Étude suivie de documents originaux. Lille, 1898;

в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере. - «Человек», 1998, № 3-5.

Литература:

Абеляр. История моих бедствий. М., 1959;

Michaud E. Guillaume de Champeau et les écoles de Paris au 12 siècle. P., 1867;

Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136-168.

В.В.Бибихин

ГИЛЬОМ ИЗ КОНША

ГИЛЬОМ из Конша (Guillaume de Conches, Guilelmus de Conchis) (ок. 1080, Конш, Нормандия-ок. 1150)-средневековый французский философ и гуманист. Ученик Бернарда Шартрского, преподавал философию и теологию, возможно, в Шартре. Для Иоанна Солсберийского он уважаемый учитель, Еиднейший логик века и лучший после Бернарда грамматик. Компендий Гильома "Философия мира"-свод знаний эпохи, по-видимому, введение в лекционный курс; "Dragmaticon" ("Вязание снопов")-диалог о первосущностях природы; спорят, принадлежат ли ему "Учения нравственных философов". Обширные глоссы Гильома, которые он отличал от более вольных комментариев, включают детальное толкование "Тимея" (до 53с), "Утешения философии", "Комментария на "Сон Сципиона"", грамматики Присциана, сатир Ювенала.

Чтение филосоЭфов было главным видом учебной работы у Гильома, во главу ставилось изучение "элоквенции": в жажде постижения мы раздираем на лоскуты платье философии; нагая, она кричит о помощи, и мы обязаны вновь сшить клоки ее одежды. Слово как начало и носитель знания понималось во всем богатстве его смыслов, причем навык аллегорического толкования священных текстов распространялся на античную классику, где Гильом учил заглядывать за символический покров (integumentum). К Библии он иногда подходил с мифологическим толкованием. Признавая авторитет отцов Церкви в доктринальных, но не в философских вопросах, Гильом рекомендовал не спешить с провозглашением чуда в ущерб естественному познанию и "сжигать сомнения в огне веры" призывал лишь тогда, когда они безысходны.

В философию Гильом, называвший себя "физиком", т. е. натуралистом и врачом (он знал Галена и арабов в переводе Константина Африкана, 11 в.), включал весь корпус мыслимого знания: это "истинное понимание вещей, которые существуют и не кажут себя, и вещей, которые существуют и кажут себя" ("Philosophia mundi" l). От диалектики божественных начал мира Гильом переходил к космологии и астрономии, метеорологии, географии, к строению живых существ, человеческого тела, мозга и возвращался таким путем к познавательной способности. Все формулировки этой философии были открыты для символического и аналогического осмыслений. В основу природы полагались неощутимые, "понимаемые лишь через дробление разумом", но не совечные Богу атомы. Смелость философского синтеза Гильома навлекала на него упреки католических охранителей.

Соч.; Philosophia mundi, MPL, t. 172, 41-102; Dragmaticon. Strasbourg, 1567; Glosae super Platonem, ed. E. Jeauneau.-Textes philosophiques de Moyen Age, n. XIII. P., 1965.

Лит.: Ромм Б. Гильом из Конша.-В кн.: Французский ежегодник. М., 1959, с. 37-75; Gregory Т. Anima mundi. La filosofia di Guglieim di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, 1955; Garin E. Studi sul platonismo médiévale. Firenze, 1958.

В. В. Бибихин

ГИЛЬОМ ИЗ ОВЕРНИ

ГИЛЬОМ из Оверни, Гильом Овернский (Guillaume d'Auvergne, Guilelmus Alvemus) (ок. 1180, Овернь-30 марта 1249, Париж) - французский богослов и церковный политик. В 1223-магистр теологии в Париже, к 1225- каноник собора Парижской богоматери, с 1228-епископ Парижа, духовник королевы-матери. Притеснением "искусств" (философских) спровоцировал исход магистров и студентов из Парижа в 1229 и пригласил на богословские кафедры монахов нищенствующих орденов, в числе которых оказались Александр Гэлыжай и (позднее) Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура. Среди соч. Гильома "О первом начале", "О вселенной" (ок. 1230-36), "О бессмертии души", догматика, аскетика, экзегетика, проповеди. Полемически-дидактический пафос сочетается у Гильома с мистико-этическим настроем. Следуя за Авицеброном (Нбн Гебиролем), якобы христианином, Гильом учил о том, чтосущность совпадает с бытием только в Боге; прочие вещи далеки от божественной простоты, но так или иначе полнятся бытием от творящей первопричины ("как душа жизнь тела, так Бог бытие всего"); самостоятельной причинности внутри мира нет, вещи лишь "проходы и окна" для потока первобытия. Универсалии (прообразы, идеи) совпадают с творческой волей создателя и тем самьм абсолютно реальны; материя, или возможность унтерсума, есть божественное слово. Знакомый с арабским аристотелизмом, Гильом задал тон хотя и критического, но свободного отношения к внехристианским авторитетам, что подготавливало последующую ассимиляцию Аристотеля католическим богословием. Учение о Боге как бытийной основе всех вещей продолжается у Экхарта, а замена вещной причинности отношениями следования ставит вопрос о возможном влиянии Гильома на Д. Юма.

Соч.: Opera omnia, t. Ι-Il. Р., 1674. Лит.: îùlois N. Guillaume d'Auvergne-sa vie et ses ouvrages. P., 1880; hiasnovo A. Da Guglielrno d'Auvergne a S. Tommaso d'Aquino, vols. l-III. Mil., 1945-46.

В. В. Бибихин

ГИЛЬОМ ИЗ ШАМПО

ГИЛЬОМ из Шампо (Guiîlaume de Champeau, Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена и Марна-1121, Клерво)- логик, ритор, богослов. Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбахи, богослова Ансельма Ланского и Росцелина; друг Бернарда Клервоского; учитель, затем противник Абеляра. В начале 12 в.-архидиакон Парижа, магистр кафедральной школы, к которому стекаются студенты всех "наций", в т. ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет богословскую школу при основанном им Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев; с 1113-епископ Шалон-сюрМарн, В главном споре своего времени учил, что универсалии существуют до вещей (ante rem) и воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр и Павел тождественны в качестве разумных и смертных, нумерическое различие между ними акцидентально. В споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом смягчил крайности своего реализма: человечность не тождественна (non est eadern) в Петре и Павле, поскольку они разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузанского о "неином"). В малоизученных из-за интерференции Абеляра "Сентенциях" и "Вопросах" Гильома наметился стиль зрелой схоластики ("обычно спрашивают... на это следует ответить... но кто-то возразит... решение вопроса таково..."). Аргументируя, Гильом допускает "воздержное пользование разумом" и отдает предпочтение авторитету. При разбросе тем ("О происхождении души", "О существе зла", "О различии добродетелей", "О супружестве") Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых источниках часто стоят рядом, - "колыбель систематики схоластической теологии" (М. Грабман).

Соч.: Sententiae vel Quaestiones XLVÏl.-Lefèvre G. Les variations de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Étude suivie de documents originaux. Lille, 1898; в рус. пер.: Диалог между Иудеем и Философом о католической вере.-"Человек", 1998, № 3-5.

Лит.; Абеляр История моих бедствий. М., 1959; Michaud E. Guillaume de Charnpeau et les écoles de Paris au 12 siècle. P., 1867; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2. В., 1957, S. 136-168.

S. Я. Бибихин

"ГИЛЬОТИНА ЮМА"

См. Юма принцип.

ГИЛЬФЕРДИНГ

ГИЛЬФЕРДИНГ (Hilferding) Рудольф (10 августа 1877, Вена-февраль 1941, Париж) - австро-немецкий социальный ученый и политик, видный теоретик австромарксизма. Совместно с М. Адлером организовал издание "MarxStudien", в котором были опубликованы важнейшие труды Гильфердинга. В 1907-16-редактор центрального органа германской социал-демократии "Vorwдrts". В 1918-22-редактор "Freiheit". B 1923 и 1928-29-министр финансов в коалиционных правительствах Германии. После эмиграции работал в Швейцарии, затем во Франции, где погиб в гестаповской тюрьме. В работе "БемБаверк, как критик Маркса" (Bцhm-Bawerks Marx-Kritik.- Marx-Studien, Bd l. Wien, 1904) Гильфердинг поставил задачу опровергнуть нападки австрийского экономиста на трудовую теорию стоимости Маркса. При этом он, подобно другим австромарксистам (и в отличие от Маркса), считал, чтомарксизм должен истолковываться как "чисто научная" теория, не имеющая отношения к идеологии. Главное сочинение Гильфердинга - "Финансовый капитал" (Das Finanzkapital. Wien, 1910)-посвящено анализу новейшей фазы в развитии капитализма и переосмыслению "Капитала" Маркса применительно к новым условиям. В противоположность Марксу, считавшему, что стоимость товара создается только трудом, затраченным на его производство, Гильфердинг объявил закон стоимости законом не производства, а сферы обращения. Из этого он выводил "организующую" роль финансового капитала как господствующей силы в развитии общества эпохи империализма. Исследуя процесс образования монополий, Гильфердинг впервые в экономической науке проанализировал новую категорию "учредительной прибыли", раскрыл механизм образования фиктивного капитала и др. Концентрация и централизация капитала, рост трестов и картелей приводят к устранению конкуренции, анархии производства, кризисов. В рамках "организованного капитализма" чрезвычайно усилится экономическая роль государства, исчезнет товарный фетишизм, наступит "сознательно регулируемое общество", что, по Гильфердингу, будет способствовать переходу к социалистическому принципу планового производства, постепенному перерастанию финансового капитала в социализм. Предпосылками цивилизованного перехода к социализму являются коалиция социал-демократической партии с буржуазными партиями и парламентский реформизм. Роль идеологии либерализма, по Гильфердингу, нуждается в переоценке: если в эпоху промышленного капитала она была прогрессивна, то в эпоху финансового капитала - утрачивает свое значение, ибо вступает в противоречие с интересами "организованного капитализма" и сознательного регулирования.

Соч.: Бем-Баверк, как критик Маркса. М., 1923; Финансовый капитал. Новейшая фаза в развитии капитализма. М., 1959. Лит.: Марксистская философия в международном рабочем движении в кон. 19-нач. 20 в. М„ 1984, с. 323-324, 336-345.

А. Г. Мысливченко

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница