Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛОТМАН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОТМАН

ЛОТМАН Юрий Михайлович (28 февраля 1922, Петроград - 28 октября 1993, Тарту) - специалист в области теории литературы и эстетики, истории русской литературы и культуры, семиотики и культурологии; д-р филологических наук, профессор. В 1939 поступил на филологический ф-т Ленинградского государственного университета. С 1940 - в Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. С 1950 по 1954 работал в Тартуском учительском институте, а с 1954 - в Тартуском ун-те, в 1960-77 - зав. кафедрой русской литературы. С нач. 60-х гг. разрабатывает структурносемиотический подход к изучению произведений культуры, создает "Тартуско-Московскую школу семиотики". Работы Лотмана по семиотическому анализу различных текстов культуры объединены идеей "вторичных моделирующих систем", т. е. текст интерпретируется как единство модели объективной и субъективной действительности, а также в качестве знаковой системы, вторичной по отношению к знакам естественного языка - "первичной моделирующей системы". Возглавлявшаяся им "тартуская школа" семиотики продолжала традиции русской "формальной школы", особенно Ю. Тынянова, учитывая опыт развития семиотического структурализма в различных странах, но не ограничивалась изучением формальной структуры художественных произведений, уделяя первостепенное внимание семантике знаковых структур (Структура художественного текста, 1970; Анализ поэтического текста, 1972). Семиотический предмет, согласно Лотману, можно адекватно осмыслить не как отдельный знак, а как текст, существующий в культуре, - текст, представляющий собой "сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности" (Избр. статьи, т. 1, Таллин, 1992, с. 132). Исходя из этого, Лотман рассматривает и саму культуру в семиотическом ее аспекте, в многообразии ее коммуникативных связей ("Статьи по типологии культуры", т, I-HI. Тарту, 1970-73). Вводит понятие "семиосфера" (1984), характеризующее границы семиотического пространства, его структурную неоднородность и внутреннее разнообразие, образующее структурную иерархию, компоненты которой находятся в диалогическом отношении. Теоретические воззрения Лотмана учитывают развитие современного научного знания, особенно теорию информации, кибернетику, теорию систем и структур, учение о функциональной асимметрии мозга, идеи синергетики (Культура и взрыв. М., 1992), и в то же время они опираются на богатейший материал мировой культуры, в первую очередь России.

Соч.: Радищев и Мабли.- В сб.: XVIII век, сб. 3. М.-Л., 1958; Руссо и русская культура XVI II - начала XIX века.- В кн.: РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969; Структура художественного текста. М., 1970; Искусствознание и "точные" методы в современных зарубежных исследованиях.- В кн: Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973; Культура и взрыв. М.. 1992; Избр. статьи в 3 т., т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992; т. 2: Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века. Таллин, 1992; т. 3: Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкле заметки [Список трудов Ю. М. Лотмана]. Таллин, 1993.

Л. Н. Столович

В начало энциклопедии