Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛОТЦЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОТЦЕ

ЛОТЦЕ (Lotze), Рудольф Герман (25 мая 1817, Баутцен- 1 июля 1881, Берлин) - немецкий философ, психолог и физик. В 1934 закончил Лейпцигский университет по специальностям медицины и философии. С 1842 - экстраординарный профессор в Лейпциге. С 1844 - зав. кафедры философии в Гегтингене. Автор книг "Метафизика" (Metaphysik, 1841), "Логика" (Logik, 1843), "Общая патология" (1842), "Микрокосм" (Mikrokosmos, Bd. l, 1856; Bd. 2, 1858; Bd. 3, 1864), "Основные вопросы психологии" (Grundzüge der Psychologie, 1881). В философии и психологии Лотце продолжал традиции Лейбнице и Гербарта, восприняв отдельные идеи Платона (учение об идеях), Канта (схематизм) и Гегеля (диалектика). На его мышление оказали также влияние труды А. Фолькмана, которому Лотце посвятил работу "Медицинская психология. или Физиология души" (1854) и Г. Фехнера. В целом он попытался соединить традиции немецкого идеализма с естественно-научными воззрениями.

В противовес Шеллингу, полагавшему, что законы механики действуют только в неорганическом мире и подчиняются более высокой телеологической причинности, Лотце одним из первых заговорил о "механизме" в биологии, считая "органическое" определенной комбинацией "механического". Воздействие разума как нематериальной сущности на тело (как и тела на разум) имеет исключительно механический характер. Решая проблему пространственной определенности чувств, Лотце выдвинул идею "локального знака" (1852); каждое ощущение, помимо своей качественной определенности, обладает собственной интенсивностью, что связано с его локализацией. Контакт кожной поверхности с предметом вызывает пояаление локального знака, который тем не менее не является пространственным. Восприятие пространства возникает из связи между локальным знаком и движением, создаваемым опытом. В "Микрокосме" Лотце ставит задачу создания "механики общества", которая расширила бы психологию за пределы индивидуума. Задача науки заключается в каузальном объяснении по общим законам, критерии должны быть взяты из философии. Противоречия философских систем являются кажущимися и могут быть представлены как аспекты единого предмета метафизики. Метафизика - формальная наука, поэтому истинно сущее невозможно определить только понятийными средствами. Необходимо разделить различные понятия бытия: 1) бытие алогическом смысле (логическое бытие); 2) реальное бытие (подчиняющееся каузальным законам); 3) трансцендентное бытие (телеологическое). Соответственно этим трем родам бытия выделяются три мира: 1) истины; 2) действительности и 3) ценности (понятие, ставшее затем одним из центральных в неокантианстве). Эти три мира отделены друг от друга только в человеческом мышлении, но не в реальности, осуществление ценностей связано с миром каузальным (действительностью), а истинно сущее есть цель, реализованная через каузальные средства. Истинным может быть только то, что отвечает требованию "желать быть ради себя самого", а значит, является чем-то большим, нежели логическая необходимость; единство фактов и ценностей явлено в Боге. Понятие "бытие" должно быть прояснено сначала в языковом плане (разведение бытия, существования (Dasein) и действительности). В соответствии с диалектическим принципом Лотце развивает ступенчатую последовательность понятий бытия. Необходимо возвращение к "целостному духу", который уже присутствует в философии, причем он скорее вспоминает о своей истине, обладает ею и практикует ее, нежели знает ее (идея анамнезиса Платона). Каждый из трех родов бытия занимает свое место в системе знания.

Последовательно продумывая идею отношения (Beziehung или Relation), Лотце приходит к разложению понятия субстанции в понятии закономерности (Gesetzbegriff). "Субстанция", носитель отношений, есть всего лишь понятие рефлексии, возникшее из необходимости построить допущение о чем-то, что охватывает разнородные типы отношений. Именно эти многообразные отношения вызывают видимость субстанциальности, "закон видимости и есть субстанция". То, что объективно значит, предполагает нечто, по отношению к чему оно значит, т. е. мир действительности. Так, миру значащего или "царству возможной необходимости" противостоит "царство свободной действительности". Бытие в третьем смысле - действительность, которая каузально взаимосвязана, однако не так. как это представляет себе рационализм (что все сущее находится между собой в постоянном взаимодействии). То, что сводит воедино действующие причины, есть бытие как побуждающая цель. Целеопределенная действительность (zweckbestimmte Wirklichkeit) есть по своей природе долженствуюшее быть (Seinssollende); т. е. обладает моральной необходимостью. На онтологии Лотце основывается его космология и логика.

Космология представляет принципы науки о природе в системе категорий: время, пространство, движение, материя, масса, сила, притяжение и др. Если различные роды бытия, т. н. "онтологические формы", показывали "формы сущего как оно есть само по себе, то категории космологии являются формами явления, в которых сущее становится для нас объектом". В теории познания Лотце толкует являющийся субъекту мир как осуществление (Erfüllung) самого по себе (des Ansich) в субъективности и как осуществление ценностей. Рассматриваемая Лотце проблема объективной значимости логических форм оказалась важной для последующего развития немецкой философии (в особенности для феноменологии Гуссерля). Любая специфическая область исследования наряду с методами своей науки требует также и философского исследования, обращающегося к смыслу (Sinn) и значению (Bedeutung) явлений. Лотце отказывается от теории параллелизма между природой и духом, а также телом и душой. Единство самосознания, охватывающее различные аспекты, делает необходимым допустить существование самостоятельной души, одной из главных характеристик которой является то, что она деятельна.

Соч.: Geschichte der Ästhetik in Deutschland. Munch., 1868 (Rep.: 1913); Mikrokosmos. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Anthropologie, 3 Bde, 1856-64; в рус. пер.: Микрокозм, ч. 1-3. M., 1866-67; Основание практической философии. СПб., 1882; Основание психологии. СПб., 1884.

Лит.: Hartmann E. Lotzes Philosophie. Lpz., 1888.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии