Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛОЙОЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОЙОЛА

ЛОЙОЛА (Loyola) Игнатий (1491, Лойола, Кастилия31 июля 1556, Рим) -испанский мистик, основатель монашеского ордена иезуитов. До 30 лет вел жизнь обычного испанского дворянина. Будучи тяжело ранен во время осады Памплоны в 1521, пережил духовный кризис, в результате которого стал глубоко верующим христианином. Оставшуюся часть жизни посвятил христианской проповеди, написанию мистико-аскетического сочинения "Духовные упражнения" и созданию "Общества Иисуса" (ордена иезуитов). Канонизирован в 1622.

Как философ-мистик Лойола ближе к восточной аскетической традиции. Не случайно его сочинение "Духовные упражнения" было в кон. 18 в. переведено на Афоне на греческий язык и включено в одно из изданий сборника аскетических трудов, известного под названием "Добротолюбие". Существует несколько переводов "Духовных упражнений" на русский язык. Они состоят из четырех частей, соответствующих четырем неделям (поскольку курс духовных упражнений обычно длится один месяц). Тема упражнений или медитаций 1-й недели - грех и покаяние, 2-й - борьба со злом, 3-й - страдания Христа, 4-й - Воскресение Христа. Помимо медитаций в "Духовных упражнениях" приводятся правила различения духов и послушания Церкви. Во введении Лойола кратко формулирует цель христианской жизни и принципы отношения человека к тварному миру, а также дает некоторые советы тем, кто руководит духовными упражнениями. Благодаря Лойоле восточная практика медитаций широко распространилась в Европе; влияние ее ощущается в "Размышлениях о первой философии" Декарта. Соч.: Духовные упражнения. - "Символ". Париж, 1992, № 26.

Лит.: Антонио Сикари. Портреты святых, т. 3. Милан-?., 1998.

И. В. Лупандин

Л ОКА (санскр. loka - мир, вселенная, мироздание) - в индийских религиозно-философских системах вселенная или ее составная часть. Индийские мыслители представляли мироздание как иерархическую конструкцию миров, служащих местом морального испытания живых существ в зависимости от их деяний (карма, сансара).

В джайнизме вселенная, состоящая из трех миров (нижнего, среднего и высшего), являющихся местом соответственно наказания (мир существ ада, имеющий в свою очередь семь уровней), наказания-вознаграждения (мир людей) и вознаграждения (мир богов), отделяется от не-мира (алока), служащего обителью "освобожденных" душ.

Хотя Будда объявил вопросы о конечности или бесконечности мира не имеющими отношения к спасению, буддизму свойственна тенденция увеличивать количество мирозданий до бесконечности. Каждое из них составлено из трех миров - мира чувственных желаний (кама-лока), состоящего из семи небес и пяти нижних миров (людей, демонов, духов, животных, существ ада), мира формы (рупа-лока), разделенного на сферы, населенные богами, и мира не-формы (арупа-лока), разделенного на сферы в соответствии с четырьмя уровнями медитации (дхьяна): уровнем бесконечности пространства, бесконечности сознания, бесконечности небытия и бесконечности сознания и несознания. Каждое мироздание проходит свой цикл развития, разрушается и потом возрождается.

В космографии индуизма три-лока включают землю, небо и атмосферу, которые в свою очередь делятся на семь сфер. Иногда вместо три-лока перечисляются семь высших и семь нижних миров.

В. Г. Лысенко

В начало энциклопедии