Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕВ"-"ЛОБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕВ"-"ЛОБ")

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП (Λεύκιππος) (5 в. до н. э.) - древнегреческий философ. Основоположник атомистики, учитель и α{ιγ[ Демокрита. О жизни Левкиппа ничего не известно; местом его рождения различные источники называют Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его сочинения "Большой диакосмос" и "О разуме", от второго до нас дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Левкипп создал свое учение, пытаясь примирить аргументы элейской школы о невозможности движения с данными чувственного опыта. В отличие от Парменида он допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы бытия (атомы). Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от друга лишь величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и сцепляясь друг с другом, атомы образуют многообразные вещи.

Детали космогонической концепции Левкиппа сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте, бесчисленные множества атомов порождают вихри, из которых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как бы оболочкой, препятствующей отдельным атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы разделяются по принципу "подобное стремится к подобному": более крупные из них собираются в середине и образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Некоторые скопления атомов воспламеняются из-за скорости движения - так возникают видимые нами небесные светила. Процесс космообразования, как и все, что совершается в мире, закономерен и подчинен необходимости. В остальном взгляды Левкиппа практически неотделимы от дальнейшего развития атомистики в трудах Демокрита.

Уже в древности ставился вопрос о реальности Левкиппа. По свидетельству Диогена Лаэртия, Эпикур утверждал, что никакого философа Левкиппа вообще не было. В силу этого немецкий филолог Э. Роде выдвинул в 1879 тезис о том, что Левкипп был фиктивным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным противником ее был Г. Дильс; эта гипотеза отвергается большинством современных исследователей. Фрагм.:ОК II, 70-81.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1972,с. 161-64; Bokovnev P. Die Leukipp-Frage. Ein Beitrag zur Forschling nach der historischen Stellung der Atomistik. Dorpat, 1911.

И. Д. Рожанский

ЛЕВЫЕ

ЛЕВЫЕ - традиционное наименование парламентских фракций и политических партий антиклерикальных, либеральных, прогрессистских и революционных ориентации (демократических, социал-демократических, реформистских, коммунистических и рабочих и пр.). В странах буржуазной демократии левые составляют "красную" зону политического спектра, обычно оппозиционную по отношению к режиму и правящим силам.

Во 2-й пол. 20 в. в ряде стран левые нередко приходили к власти (социалисты во Франции, лейбористы в Великобритании). В бывших социалистических странах наименование "левые" по-прежнему остается за партиями социалистической ориентации.

История левых сил на протяжении 200 лет, начиная с возникновения организованного рабочего движения (чартистов), ознаменовалась рядом буржуазно-демократических, народноосвободительных и иных социальных и политических революций, борьбой за гражданские права и социальные гарантии, за новое трудовое законодательство и др. требования времени. Функции левых сил не исчерпаны и в настоящее время, в том числе и в постсоциалистических странах, в той мере, в какой они конструктивны и не выходят за рамки лояльной оппозиции. В противном случае левые переходят в правую, консервативную и антидемократическую часть политического спектра (см. Правые).

И. И. Кравченко

"ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ"

"ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ" - социально-политическое направление в российском либерализме конца 19 в., стремившееся обосновать неизбежность развития России по капиталистическому пути, используя в той или иной степени учение Маркса, особенно идеи закономерной смены феодальной формации капиталистической и исторической прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом. Возникло в 90-е гг. 19 в., когда главные его представители- П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. - стали выступать в легальной печати против народничества, опираясь на те марксистские положения, которые они признавали научными. Самым заметным сочинением эпохи "легального марксизма" стала книга Струве "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" ( 1894). Признавая социализм в далекой перспективе возможным, Струве в качестве непременного условия его реализации выдвигал необходимость капиталистического этапа развития России. Поэтому он призывал "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму". Публикация работ "легальных марксистов" способствовала распространению в России идей марксизма. Социологию марксизма "легальные марксисты" истолковывали в духе "экономического материализма", ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики. Поскольку эволюция общественных форм, по их мнению, детерминируется напрямую экономическими факторами, политико-социальные отношения классов, групп и партий теряют свое значение в историческом процессе. Более того, социальную революцию Струве вообще называл "теоретическим псевдопонятием". В сфере философии "легальные марксисты" ориентировались гл. о. на неокантианскую гносеологию и этику. Они так много писали о Марксе и марксизме, что в историографии со временем возникла ошибочная т. зр., согласно которой марксизм в России начался не с Плеханова, а со Струве. Как политическое движение и течение общественной мысли "легальный марксизм" существовал недолго. Около 1900 началась его эволюция к либерализму, у ряда его представителей - к либеральному консерватизму и религиозной философии.

Лит.: Ангарский Н. Легальный марксизм, вып. 1. M., 1925; Бармина Н. И. К вопросу о теоретических источниках идейной эволюции "легального марксизма".- В кн.: Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Ижевск, 996;Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). По поводу книги П. Струве: "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.- Поли. собр. соч., т. 1. M., 1958; Плеханов Г. В. Критика наших критиков.- Избр. филос. произв., т. 2. М., 1956; Kindersley R. The first Russian revisionists. A Study of "legal Marxism" in Russia. Oxf., 1962; Pipes R. Struve, liberal on the left, 1870-1908. Cambr., 1970.

В. Ф. Пустарнаков

ЛЕГГ

ЛЕГГ (Legge) Джеймс (20 декабря 1815, Хэртли, Эбердиншир, Шотландия - 29 ноября 1897, Оксфорд) - английский переводчик, комментатор классических произведений древнекитайской философии, первый профессор кафедры синологии Оксфордского университета (с 1876). С 1840 вел миссионерскую работу в Малакке, где возглавлял английский колледж для подготовки англиканских священнослужителей из числа китайцев. В 1843-68 работал в Гонконге (Сянгане). В своем изначальном философском мировоззрении Легг полностью находился в рамках англиканской теологической традиции, что нашло отражение в его ранних трудах по вопросам "китайской религии". В свете христианской европоцентричной модели истории религии Легг обосновывает присутствие раннего монотеизма в китайской религиозной идеологии, персонифицируя Тяньди (Небесного императора, владыкуНеба), ищет соответствия христианским морально-этическим установкам в учении Мэн-цзы и указывает возможности для использования его в миссионерской проповеди христианства. С 1861 по 1891 в рамках монументального серийного издания "Священные книги Востока", предпринятого выдающимся лингвистом-ориенталистом М. Мюллером, в переводе Легга выходило 7-томное собрание китайской классической литературы, содержащее тексты из "конфуцианского" "Тринадцатикнижия" (см. "Ши сань цзин"). Для этой же серии Легг выполнил перевод "Даосских текстов" (1895). Стремясь наиболее адекватно передать дух традиционного китайского мировоззрения, философской (и религиозно-философской) мысли, Легт проделал титанический труд по упорядочиванию философской терминологии, по согласованию разновременных комментаторских письменных традиций, по уточнению аутентичности древнейших нарративных письменных источников. В целях максимально точной передачи смыслового содержания интерпретируемой китайской классики Легг широко использовал разъяснения коллег, ученых-конфуцианцев, особенно знания и опыт своего постоянного помощника Ван Тао. В 1875 Легг получил премию, учрежденную в честь французского ориенталиста С. Жюльена.

Соч. и пер.: The Religions of China. L., 1880; The Chinese Classics, v. 1-7. Hong Kong, 1861-91; The Texts ofTaoism. Oxf., 1895.

П. М. Кожин

ЛЕГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ - законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т. е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность - это длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет множество интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское различение монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое время Д. Локк в анализе природы правления сместил источник легитимности, заменив божественное право королей на согласие народа.

Сегодня ни одно обсуждение концепции власти не может быть полным без ссылки на ее легитимность. В современных политических системах, в которых участие народа является критерием их политической ценности, легитимность стала фундаментально значимым понятием. Так, С. Липсет определяет легитимность как способность системы формировать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты являются наиболее адекватными для данного общества. Д. Истон связывает легитимность с диффузией поддержки режима в обществе. Наиболее известное определение легитимности было дано М. Вебером, который сформулировал идеальные типы легитимации власти, выявив традиционную, харизматическую и рационально-легальную форму легитимности. Хотя в веберовской типологии демократии не связаны друг с другом, исторически традиционный тип и харизматический тип обнаруживаются в авторитарных режимах. В демократических государствах особо важное значение имеет рационально-легальная легитимность, поскольку сохранение демократии в конечном счете зависит от поддержки большинства населения или по крайней мере от того, воспринимает ли большинство демократические институты в качестве легитимных. В диктатурах, хотя получение поддержки со стороны народа и является одной из целей, она не имеет столь важного значения, поскольку авторитет гл. о. опирается на силу принуждения. Авторитарные режимы не всегда обладают необходимой легитимностью, но, как правило, также испытывают потребность в ней. М. Вебер имплицитно признавал идею смешанной легитимности, когда власть опирается на поддержку народа, мотивированную разньми типами легитимности в каких-то пропорциях.

Т. А. Алексеева

ЛЕЙБНИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОНТЬЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕРУ

ЛЕРУ (Leroux) Пьер (17 апреля 1797, Берси, близ Парижа - 11 апреля 1871, Париж)- французский философ, один из первых последователей Сен-Симона. В 1824 основал газету "Глоб", ставшую органом сенсимонистов, но в 1831, после того как главенствующее положение в ней занял ученик СенСимона Анфантен, отошел от нее и попытался создать свою собственную социалистическую систему своеобразного христианского социализма, идеи которого он развил в серии статей и брошюр, опубликованных в рамках "Новой энциклопедии" (1841, 8 тт.), а также в книгах "О Равенстве" (De l'égalité,

1839), "Опровержение эклектизма" (Réfutation de l'éclectisme, 1838), "О Человечестве, его принципе и его будущем" (De l'humanité, de son principe et de son avenir, 1840). Леру говорит о человечестве как огромной живой ассоциации людей, которых от поколения к поколению объединяет вера и способность к совершенствованию. Между поколениями существует родство духа и тела, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках такого человечества не существует изолированного Я: каждый человек, обозревая свое прошлое, настоящее и предугадывая будущее, может сказать о себе Мы, каждый является тем, чтоон есть, только благодаря работе всего человечества, совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего - "мира равенства".

Идеи Леру оказали значительное влияние на становление и развитие католического социализма.

Лит.: Gob/of J.-J. Aux origines du socialisme français: P. Leroux et ses premiers écrits. Lyon, 1977.

M M. Федорова

ЛЕСЕВИЧ

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27) января 1837, с. Денисовка Полтавской губ. - 13(26) ноября 1905, Петербург] - русский философ и публицист. Обучался в Киевской гимназии, Петербургском инженерном училище и в Петербургской военной академии. За связь с революционным народничеством отбывал ссылку.

В философии выступил в роли последователя позитивизма. Критиковал О. Конта за недостаточное внимание к вопросам гносеологии, поддержал осуществленный рядом немецких позитивистов (Р. Авенариус, А. Риль и др.) поворот к исследованию гносеологической проблематики. Его собственная программа предусматривала анализ способов преобразования случайных представлений (обыденного опыта) в научный опыт - отчетливое, систематизированное знание. Считал, что гносеологически усовершенствованная позитивистская философия должна стать одной из частных наук, специализирующейся на синтезе научного знания. Фундаментом знания являются отдельные чувственные факты. Базирующееся на фактах абстрактное, опосредованное знание с необходимостью выходит за пределы фактической достоверности. Поэтому открываемые наукой "объективные законы" принадлежат не сфере природы, а являются плодом субъективного (но не субъективистского) конституирования. Основная задача научной философии, по Лесевичу, состоит в усовершенствовании "рутинных" отношений во всех сферах жизни общества путем изучения вопросов, решение которых способствует общечеловеческому благу. Соч.: Собр. соч., т. 1-3. М., 1915-17. Лит.: Кареев Н. Памяти В. В. Лесевича.- "Современность", 1906, № 1 ; Ганеизер Е. В. В. Лесевич в письмах и воспоминаниях.- "Голос минувшего", 1914. № 8.

С. И. Бажов

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22 января 1729, Каменц, Саксония - 15 февраля 1781, Брауншвейг) - немецкий философ-просветитель, писатель, литературный критик и теоретик искусства. Испытал влияние Лейбница, позже - Спинозы, способствовал пробуждению в Германии интереса к нему своей статьей "О действительности вещей вне Бога" (1763), где говорилось об идентичности понятий Бога вещам, в силу чего вещи имеют двоякое существование - в эмпирической реальности и в Боге как прообразы. После смерти Лессинга возникла дискуссия о том, был ли он спинозистом {Jakobi F. H. Über die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn, 1785). Большую роль в немецком Просвещении сыграли произведения Лессинга, где он выкупал поборником веротерпимости и свободного исследования религии (памфлет "Анти-Геце", 1778, философская драма "Натан Мудрый", 1779, утверждающая, что основу всех религий составляет нравственное чувство). Главную причину распространения христианства Лессинг видел в его проповеди всеобщей любви. Высоко оценивая роль лютеранства, Лессинг считал, что будущее принадлежит естественной религии. Философско-исторические взгляды Лессинга изложены в сочинениях "Воспитание человеческого рода" (1780) и "Эрнст и Фальк" (1780). Развитие человечества проходит те же стадии, что и развитие отдельного человека - детство, юношество и зрелость. Детство соответствует эпохе Ветхого Завета, юность - эпохе Нового Завета, а зрелость человеческого рода будет достигнута в будущем. Идеальное устройство общества предполагает отсутствие государства как особого социального института.

Теория искусства Лессинга явилась важнейшей ступенью в развитии немецкой эстетики 18 в. В "Лаокооне, или О границах поэзии и живописи" (Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766) Лессинг, полемизируя с трактовкой Лаокоона Винкельманам, отвергает тезис классицизма "ut pictura poesis" (поэзия как живопись) и показывает, что изобразительные искусства и поэзия отличаются как по предмету, так и по роду подражания. Предмет живописи и скульптуры - "тела", расположенные в пространстве. Предмет поэзии - "действия", совершающиеся во времени. Уступая живописи и скульптуре в яркости и полноте изображения видимого, телесного облика предметов, поэзия превосходит их в воспроизведении действий, глубинных пружин и страстей жизни. У поэзии больше возможностей в индивидуализации человеческих характеров, в изображении случайного и даже безобразного. В "Гамбургской драматургии" ставится вопрос об общественной и воспитательной функции искусства: театр должен быть "школой нравственного мира".

Соч.: Gesammelle Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd. 1-10, B.-Weimar, 1968; Собр. соч., т. 1-10. СПб, 1904; Избр. произв. M., 1953. Лит.: Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957; Егоров Н. В. Проблема времени и пространства в эстетике Аристотеля и Лессинга.- В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма, вып. 2. Куйбышев, 1977, с. 23-35; Лессинг и современность, сб. ст. М., 1981; Стадников Г. В. Лессинг. Л., 1987: Lessing und Spinoza, hrsg. von T. Hohl. Halle, 1982; Seifen S. Lessing-Bibliographie. B.-Weimar, 1973.

3. Г. Матюшенко

ЛЕССИНГ ТЕОДОР

ЛЕССИНГ (Lessing) Теодор (8 февраля 1872, Ганновер- 31 августа 1933, Мариенбад) - немецкий философ и публицист. Получив медицинское и философское образование, с нач. 1890-х гг. публикует ряд литературоведческих исследований, работы по психологии и философии. Основные философские труды Лессинга были опубликованы после 1-й мировой войны, оказавшей заметное влияние на его творчество. Лессинг становится одним из ведущих представителей "философии пессимизма", в которой сочетаются темы учений А. Шопенгауэра и Л. Клагеса (одно время близкого друга Лессинга). Написанная во время войны "История как придание смысла бессмысленному" (изд. в 1919) и "Проклятая культура" (1921) представляют собой приговор западной цивилизации, изначально вступившей на ложный путь технического покорения мира. Работа "Закат Земли в духе" является одним из наиболее пессимистичных произведений европейской мысли. Разум является заклятым врагом жизни и ведет ее к гибели, а человечество есть "стая хищных обезьян, впавших в манию величия по поводу своей так называемой духовности". Человечество есть тупик эволюции, планетарная болезнь жизни, а "дух" есть "необходимый суррогат" больной жизни. Если можно говорить о каком бы то ни было выходе из подобного тупика, то таковым являются аскетичные религии Востока, в первую очередь буддизм. Пессимизм сочетался у Лессинга с пацифизмом и феминизмом; т. к. Лессинг писал о необходимости отказа от технического насилия по отношению к природе, некоторые современные "зеленые" в Германии считают его своим предтечей.

В 1926 Лессинг публично резко критиковал избиравшегося на пост рейхспрезидента Гинденбурга. Тем самым он стал мишенью нападок всех немецких правых, демонстрации которых перед зданием Гамбургского университета привели к тому, что он лишился в нем места. Лессинг эмигрировал в Чехословакию, но вскоре после прихода нацистов к власти был застрелен неизвестными лицами, скорее всего нацистами.

Соч.; Studien zur Wrtaxiomatik. Lpz., 1914; Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen. Münch., 1919; Ницше, Шопенгауэр, Вагнер.- В кн.: Культурология. XX век. М„ 1995.

А. М. Руткевич

ЛЕСЬНЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЖЕЦА ПАРАДОКС

ЛЖЕЦА ПАРАДОКС - см. Парадокс логический.

ЛИ - БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИ - ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛИ ЦЗИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИБАНИЙ

ЛИБАНИЙ (Λιβάνιος) из Антиохии (314-393) - позднеантичный ритор; преподавал в Константинополе (342-43), Никомедии (344-49), Антиохии (354-93). Сохранились 64 речи Либания ( 1 -я речь - автобиография), 1544 письма и ряд учебных "образцовых" декламации. Взгляды, риторический стиль и образ жизни Либания отличались независимостью от господствовавших в 4 в. риторических и философских школ и религиозных течений и преданностью родной Антиохии, что снискало ему уважение среди как язычников, так и христиан. Собственный идеал Либаний видел во "второй софистике"; свою карьеру ритора и общественную деятельность рассматривал как вариант практической философии. Речи Либания содержат богатый материал о культурной жизни поздней Римской империи и являются ценным источником по массовому сознанию, популярной философии, организации философского и риторического образования в Афинах и Антиохии, социальному статусу философов и риторов в 4 в. Историко-философский интерес представляет также переписка Либания, среди адресатов которой император Юлиан, Фемистий, Василий Великий, Акакий.

Соч.: Libanii, Opéra, rec. R. Foerster, t. l-11. Lipsiae, 1903-22; Selected Works with engl. transi, by A. F. Norman, vol. 1-3. L., 1969-77; в рус. пер.: Либаний. Речи, пер. С. Шестакова.т. 1-2. Казань, 1912-16.

Лит.: Paul P. Libanius et la vie municipale à Antioche au IVe siècle après J.-C., 1957; Libanios, hrsg. v. G. Fatouros, T. Krischer. Darmstadt, 1983; Scholl R. Historische Beiträge zu den julianischen Reden des Libanios. Stuttg., 1994; Werner H.-U. Libanios und Julian. Studien zum Verhältnis von Rhetorik und Politik im vierten Jahrhundert n. Chr. Münch., 1995.

M. Л. Хорьков

ЛИБЕРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИБЕРТ

ЛИБЕРТ (Lieben) Артур (10 ноября 1878, Берлин- 5 ноября 1948, там же) - немецкий неокантианец, пытавшийся соединить критицизм с диалектикой неогегельянского толка в концепции "критической метафизики". Профессор универ

ситета в Берлине (1928-33) и Белграде (с 1934). Критикуя классический рационализм за подчинение действительности господству разума, Либерт стремится, с одной стороны, преодолеть односторонность формального рационализма, а с другой - исключить иррациональность потока жизни. Свою концепцию он называет диалектическим рационализмом или диалектическим идеализмом. Диалектика понимается им как условие обновления жизни, ее норм, оснований и целей. Поскольку"жизнь" как основополагающее понятие диалектики относится к области иррационального, то и основные ее категории экзистенциальны: страх, полнота жизни, мощь, творческая сила, всемогущий поток, неотразимый порыв и т. п. Само понятие "жизнь" у Либерта развивается в рамках культурно-исторического варианта философии жизни. Жизнь, действительность, бытие, реальность - все это синонимы понятия "историческая жизнь", которая выявляет диалектический характер человеческого существования.

Соч.: Das Problem der Geltung. Lpz„ 1920; Geist und Welt der Dialektik. B. 1929; Wie ist kritische Philosophie überhaupt möglich? Lpz., 1923; Die geistige Krisis der Gegenwart. B., 1925; Erkenntnistheorie, Bd. 1-2. В., 1930; Die Kritik des Idealismus. Z., 1946.

Φ. Η. Блюхер

ЛИБИДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИКОН

ЛИКОН (Αύκον) из Троады (ок. 300-225 до н. э.) - греческий философ-перипатетик, возглавлял Ликей на протяжении 44 лет (после Стратона из Лампсака, согласно его завещанию). Был скорее ритором, нежели философом: отличался "выразительностью и пышностью слога" (Diog. L. V 66), однако "в письменном слоге был недостоин сам себя" и сочинений никаких не оставил. Занимался политикой: "подавал афинянам советы, которые были им весьма полезны", а также гимнастикой, чем и запомнился современникам. Во времена Ликона перипатетическая школа как научное учреждение находилась в состоянии полного упадка.

Свидетельства: Wclirli F. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles: Texte und Konunentar, Hft. VI: Lykon und Ariston von Keos. Basel-Stuttg., 1969.

M. А. Солопова

ЛИКОФРОН

ЛИКОФРОН (Λυκόφρων) (1-я пол. 4 в. до н. э.) - греческий софист, ученик Горгия. Занимался проблемой соотношения высказывания и представления и характеризовал его как "общение" (συνουσία). Трудности в учении о бытии, на которые указывали элеаты, Ликофрон пытался преодолеть, изъяв из философских рассуждений глагол "быть" (ειμί). Считал, что законы и государство должны лишь защищать граждан от посягательств сограждан на их права, явившись предшественником современных либеральных теорий государства. Привилегии знатного происхождения отвергал. Стиль сочинений Ликофрона, которые не дошли до нас, Аристотель характеризовал как напыщенный. Фрагм. и свидетельства: DK 11, 307-308. Лит.: Hofmann H. Lykophron der Sophist ( 10), RE, Suppl. XIV, 1974, cols. 265-272; Guthrie W. K. С. A history of Greek philosophy, vol. 111. Cambr., 1969, p. 139-140; 313-314; Untersteiner M. Les Sophistes, т. 2. Р., 1993, р. 198-200.

А. И. Зайцев

ЛИЛА

ЛИЛА (санскр. Ша - игра) - в индийской религиозно-философской традиции лила обозначает обычно "космическую" игру Бога, т. е. акт творения мира, начавшийся "беспричинно", в спонтанном выбросе творческой энергии. В адвайтаведанте Шанкары лила сближается с представлением о творческой силе Брахмана (шакти) и манифестации "космической иллюзии" (майя). Майя никогда не выступает самостоятельным началом, это своего рода "оборотная сторона" самого высшего Брахмана, а потому и лила не несет в себе никакой необходимости: проявление "видимой", "миражной" вселенной по сути случайно и ничем не обусловлено. В религиозно-философских учениях тантристского толка, напр. в кашмирском шивачзме, акцент смещается на состояние безудержной радости, восторженного экстаза (улласа), сопровождающее такую "божественную игру". Соответственно и адепт, идущий к освобождению, обретает его внезапно, в изумленно радостной вспышке узнавания {пратьябхиджня} и соучастия в лиле. В этом смысле чисто теоретические изыскания смыкаются здесь с эротико-мистическим экстазом и художественно-литературным творчеством, которое рассматривается как отражение все той же божественной лилы, как перекличка с божественной креативностью.

Н. В. Исаева

ЛИНГА-ШАРИРА

ЛИНГА-ШАРИРА - см. Сукшма-шарира.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из направлений аналитической философии, получившее наибольшее распространение в Великобритании, США и некоторых других странах в 1930-60-е гг. Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан Муром. Другим важным источником для возникновения явилось учение позднего Л. Витгенштейна, его теория языкового значения "как употребления". В основном разделяя критическую антиметафизическую установку логических позитивистов в отношении "традиционных" способов философствования, представители лингвистической философии иначе объясняли причину возникновения философских заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации "метафизиками" неточностей и двусмысленных форм языка, а в самой его "логике", его "глубинной грамматике", порождающей парадоксальные предложения (типа предложения, на которое обратил внимание Мур: "Идет дождь, но я в это не верю") и всевозможные лингвистические "ловушки". Согласно Витгенштейну и некоторым его последователям из Кембриджского университета, философские заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способов употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации ("языковые игры"), введения в качестве критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое слово предполагало возможность своей антитезы, осуществления номиналистической критики тенденции к унификации различных случаев употребления слов и др. приемов. При этом, в отличие от логических позитивистов, сторонники лингвистической философии не призывали к "усовершенствованию" естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки.

Одна из школ лингвистической философии (Д.Уиздом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) разработала сугубо "терапевтическую" интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с психоанализом. Другая группа лингвистических философов - оксфордская школа "обыденного языка" - стремилась прежде всего к созданию позитивной концепции языковой деятельности. Ею были разработаны оригинальные идеи, введен в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации (теория "речевых актов" Остина), описания способов употребления психологических понятий (Райл), выявления "концептуальной схемы" языка и познания (П. Строссон), анализа моральных высказываний (Р. Хеар). Начиная с 60-х гг. происходит сближение проблематики и исследовательских подходов лингвистической философии и ряда направлений современной лингвистики (прежде всего в области лингвистической прагматики). Некоторые первоначально выдвинутые в лингвистической философии концепции получают формально-логическую трактовку (таковой, напр., является иллокутивная логика Д. Сёрла, навеянная идеями Остина).

Лит.: Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х годов. М., 1983; Философия. Логика. Язык. М„ 1987; Chariesworth M. J. Philosophy and Linguistic Analysis. Pittsburgh, 1959; Waismann F. The Principles of Linguistic Philosophy. L., 1965; Как J. J. Linguistic Philosophy. L., 1971; Rony R. (ed.). The Linguistic Turn. Chi.- L, 1975.

А. Ф. Грязнив

ЛИОТАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИПМАН

ЛИПМАН (lippman) Уолтер (23 сентября 1889, Нью-Йорк - 1974) - американский журналист и социолог, автор многочисленных работ по проблемам современного государства. В 1910 окончил Гарвардский университет. В 1917-19 занимал ряд постов в правительстве президента В. Вильсона. Липман был уверен в решающей роли политических факторов. В противовес идее "классовой борьбы" он мечтал создать "новую философию", способствующую предотвращению возможных социальных взрывов. Ограниченность демократии Липман видит в неспособности "среднего человека" разобраться в сложной общественной действительности. Люди находятся в плену стереотипов, и никакая избирательная система или распределение собственности не могут здесь ничего изменить. Излишняя свобода разрушает демократию, следовательно, необходимо найти "правильные границы власти народа". Критикуя недостатки и слабости западной демократии, Липмач вместе с тем утверждал, что экономическое планирование ведет к тирании, а процветание возможно лишь на пути господства рыночных отношений.

Соч.: Public Opinion. N. Y, 1922; The Method of Freedom. N.Y.-L., 1934; An Inquiry Into the Principles of Good Society. N. Y, 1937.

О. В. Суворов

ЛИППС

ЛИППС (Lipps) Ханс (22 ноября 1889, Пирна-на-Эльбе Ι 0 октября 1941, погиб во время войны в России) - немецкий философ. С 1911 - ученик Гуссерля в Гёттингене. Диссертация "О структурных изменениях растений в измененной среде" (1912). С 1913 изучал медицину, во время 1-й мировой войны - полковой врач. С 1920 вновь в Гёттингене. В центре внимания Липпса анализ языка как средства адекватного описания многообразия мира. Кроме "деловой" установки человека по отношению к миру, в которой связь с вещами опосредуется той или иной системой научного знания, существует "изначальное отношение": в трудах "К феноменологии познания" (1927-28) и "К герменевтической логике" (1938) Липпс анализирует формы речевого и мыслящего поведения человека в повседневной жизни, в непосредственном обращении с вещами, создавая т. н. "герменевтическую" логику, рассматривающую связь логических форм с жизнью и выполняющую по отношению к ним функцию истолкования. Подход Липпса нарушает традиционную иерархию логических форм: основным становится умозаключение, возникающее в реальной жизни в тот момент, когда неопределенность ситуации требует незамедлительного решения, а вещи "недостаточно ясно говорят сами за себя"; слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или положения вещей, оно активно взаимодействует с ситуацией, проясняя и тем самым изменяя ее. Вследствие изменения аспекта - вместо "истинности" анализируются "правильность" и "соответствие" (правильным является вообще всякое "целесообразное поведение") -Липпс обращается к таким формам речи, которым традиционная логика, по его мнению, уделяла недостаточное внимание: просьба, вопрос, ответ, обещание. Co4:\\ferke, Bd. 1-5. Fr./M., 1976-78. Лит.: BolInowO.-Fr. Studien zur Hermeneutik, Bd. 2. Freiburg-Munch., 1983. „ . „

И. А. Михаилов

ЛИТТРЕ

ЛИТТРЕ (Littré) Максимилиан-Поль-Эмиль (1 февраля 1801, Париж - 2 июня 1881, Париж) - французский философ, врач, писатель, филолог, политический деятель. Член Французской академии (187!), член .Академии изящной словесности ( 1839), член Французской медицинской академии (1858). С 1871 - член Национального собрания Франции, с 1875 - пожизненный сенатор.

Творческая деятельность Литтре многогранна. После блестящего окончания Лицея Людовика Великого он работает в больницах Парижа в качестве практикующего врача. Автор "Медицинского словаря", работы "Медицина и медики" (1872) и полного перевода трудов Гиппократа (в 10 т., 1839-61). Одновременно изучает древние языки, в т. ч. восточные, пишет "Историю французского языка" (в 2т., 1863) и составляет "Словарь французского языка" (т. 1-2,1863-69).

В 1852 знакомится с О. Контом и увлекается его доктриной, выступает в качестве основателя журнала позитивной философии "Revue de philosophie positive" (1867-81). Он разделяет основные положения контовского позитивизма, считая, что "позитивным наукам не известно ни одно свойство вне материи, и не только потому, что у нас a priori есть предустановленная идея о том, что не существует никакой независимой духовной субстанции, но потому, что a posteriori мы никогда не встречали гравитацию без тела, имеющего вес, электричества - без электрического тела, сходства без комбинации субстанций, жизни, чувственности, мысли - вне живого существа, чувствующего и мыслящего" (Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine. R, 1876).

Вслед за Контом Литтре признает существование трех фаз исторического развития человеческого духа (теологической, метафизической и позитивной), но в отличие от Контовской в его концепции преобладает идея эволюции с постепенным и стадиальным развитием, тогда как у Конта существует разрыв при переходе от одной стадии к другой (анализу отличий своей концепции от Контовской Литтре посвятил работу "Огюст Конт и позитивная философия" - Auguste Comte et la philosophie positive, 1863). Литтре не разделял религиозно-политических мечтаний Конта, характерных для позднего периода его творчества (после 1845), чтоявилось причиной их разрыва.

В работах по политическим проблемам ("Применение позитивной философии к управлению обществ и, в частности, к нынешнему кризису", 1849 и др.) Литтре отстаивал антиклерикальные и либерально-демократические взгляды.

Соч.: La science au point de vue philosophique. R, 1873; École de la philosophie positive. P., 1876. Лот .: Cam E. Littré et le positivisme. R, 1883.

M. M. Федорова

ЛИФШИЦ

ЛИФШИЦ Михаил Александрович [10(23) июля 1905-20 сентября 1983, Москва] - теоретик и историк культуры, доктор философских наук. В 1923 поступил в Высший художественно-технический институт. Преподавательскую и научную работу по философии в вузах и научных учреждениях Москвы вел с 1925. Участник Великой Отечественной войны. С 1963 - ст. н. с. Института истории искусств. Действительный член Академии художеств СССР. Выступал против социологического вульгаризаторства и против модернизма. В 50-60-х гг. участвовал в дискуссиях о реализме, защищал его как образное выражение правды, общественного идеала, раскрываемого в конкретной форме. В дискуссии об идеальном (60 - нач. 80-х гг.) поддерживал и развивал социально-историческую концепцию. В трудах о Гегеле, Винкельмане, Лессинге. Толстом и др., в исследованиях об античной мифологии разрабатывал диалектическую концепцию культуры.

Соч.: Вопросы искусства и философии. М., 1935; Великий французский просветитель.- "Новый мир". 1953, № 6; "Философия жизни" И. Видмара.- Там же, 1958, № 12; В мире эстетики.- Там же, 1964, V12; Либерализм и демократия.- "ВФ", 1968, № 1; Эстетика Гегеля.- Там же, № 4; Интеллигенция и народ.- В кн.: Проблемы рабочего движения. М., 1968; Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972; Критические заметки к современной теории мифа.- < ВФ", 1973, № 8, 10; Искусство и современный мир. М., 1973; К спорам о природе искусства.- "Художник", 1974, № 11 ; Лессчнг и диалектика художественной формы.- "ВФ", 1979, № 9; Мифология древняя и современная. М., 1980; Об идеальном и реальном,- "ВФ", 1984, № 10; Эстетика Гегеля.- В кн.: Эстетика Гегеля и современность. М., 1984; Собр. соч. в Зт. М., 1984-1988; Современное искусство и фашизм (из неопубликованного).- "Изм", 1994, № 1; Сейчас нам кажется, что истины не... (из неопубликованных статей).- "Свободная мысль", 1992, № 6.

ЛИХТЕНБЕРГ

ЛИХТЕНБЕРГ (Lichtenberg) Георг Кристоф (1 июля 1742, Оберрамштадт - 24 февраля 1799, Геттинген) - немецкий писатель, критик, ученый. Учился в Геттингенском университете, профессор физики (с 1769), издавал журналы "Геттингенский карманный календарь" (1778-99) и "Геттингенский журнал науки и литературы" (1780-85). Автор "Афоризмов" (Aphorismen), проникнутых ярко выраженным духом свободомыслия и опубликованных уже после его смерти. Лихтенберг выступает здесь как защитник просвещения, наследник традиций Лессинга. В сфере его интересов проблемы познания, психологии личности, этики, истории, педагогики. В конце творческого пути испытал значительное влияние идей Канта.

Соч.: W-rke. Stung., 1947; Gesammelte Werke, Bd. 1-2. Fr./M., 1949; Aphorismen, Briete, Schriften. B., 1953; в рус. пер.: Афоризмы, пер. Г. С. Стободкииа. М., 1964.

Лит.: Гу.шгаА. В. Лихтенберг.- В кн.: Он же. Из истории немецкого материализма (последняя треть XVIII в.). М., 1962, с. 65-71; Тройская М. Л. Лихтенберг и Хогарт.- "Ученые записки ЛГУ", 1959, № 276; Dosial-WinklerJ. Lichtenberg und Kant. Problemgeschichtliche Studie. Lpz., 1924; HannP. Ch. Lichtenberg und die exakten Wissenschaften. Gott., 1927; DenekeO. Lichtenbergs Leben, Bd. l. Miinch., 1944; Shofßer. Lichtenberg. Gott., 1944.

3. Г. Матюшенко

ЛИХУДЫ

ЛИХУДЫ Иоанникий (1663-1717) и Софроний (16521730) - основатели и преподаватели философии в первом российском высшем гуманитарном учебном заведении - Славяно-греко-латинской академии. По происхождению греки, родились на о. Кефалония, учились в Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанникий занимал важную должность судьи духовных дед Кефалонитской епархии. В 1681, когда царь Феодор Алексеевич заявил о желании создать православную академию, Лихуды, по единогласному решению вселенских восточных патриархов, были направлены в Москву (1685); преподавали греческий язык в Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском монастыре, при котором была образована Славяно-греко-латинская академия. Заметное влияние на духовную жизнь России оказали диспуты, которые Лихуды вели с протестантским проповедником Яном Белобоцким и сторонником латинского образования Сильвестром Медведевым. В 1694 отстраняются от преподавания в академии по причинам политическим, гл. о. из-за конфликта с патриархом Иерусалимским Досифеем. Преемниками Лихудов в академии стали Николай Семёнов-Головин и Феодор Поликарпов, не окончившие курс студенты, к роли наставников подготовленные недостаточно. С 1706 по 1716 Иоанникий преподавал в Новгороде, где стараниями просвещенного митрополита Иова была учреждена духовная школа. Софроний с 1708 по 1722 был учителем в Типографской школе, с 1723 архимандрит Рязанского Солотчина монастыря.

В Славяно-греко-латинской академии, которая, согласно замыслам ее основателей, должна была соединить преимущества западноевропейского университета со строгой православной идеологией, Лихуды успели прочитать риторику, логику и остановились на курсе физики. Психологию и метафизику они прочитать не успели, так что основателями профессионального философского образования в России их в точном смысле слова считать нельзя. Первым полный философский курс в Москве прочитал ФеофилактЛопатинский. Иоанникий написал трактат "О душе по учению перипатетиков", выступал с активной критикой "латинского учения" Сильвестра Медведева, протестантов и старообрядцев. Софроний читал курс натурфилософии, основанный на "Физике" Аристотеля. В период гонений Лихуды создали ряд полемических сочинений: "Щит веры", "Остен" (направленные против католиков) и "Люторские ереси" (против протестантов).

Соч.: Мечен духовный. Казань, 1866; Ответ Софрония Лихуда.- В кн.: Историко-философский ежегодник. 1993. М., 1994, с. 228-255.

Лит.: Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986.

А. В. Панибратцев

ЛИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИ-ШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОББИЗМ

ЛОББИЗМ (от англ. lobby - кулуары, коридор, вестибюль) - оказание давления на органы государственной власти со стороны общественно-политических групп, коммерческих организаций или частных лиц с целью принятия выгодных им законодательных акюв, административных или политических решений. В кулуарах английского парламента представители заинтересованных групп вели переговоры с парламентариями относительно принятия того или иного закона, что нередко сопровождалось подкупом парламентариев. Постепенно лоббизм приобрел более цивилизованные формы: в 1946 в США был принят закон о лобби, согласно которому лоббист мог пройти официальную регистрацию и осуществлять свою деятельность на легальном основании.

Можно выделить три формы лоббизма: 1) открытое давление на органы власти путем организации массовых петиций, писем; обычно осуществляется общественно-политическими движениями и политическими партиями; 2) закрытая работа с чиновниками при участии большого числа экспертов и консультантов; 3) подкуп или шантаж чиновников с целью принятия ими выгодного лоббисту решения (имеет незаконный характер). В российской политической культуре лоббизм интерпретируется в негативном смысле, и до сих пор не приняты законы о лоббистской деятельности.

К. В. Симонов

Предыдущая страница Следующая страница