Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛИОТАР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИОТАР

ЛИОТАР (Lyotard) Жан-Франсуа (10 августа 1924, Версаль - 24 апреля 1998 - Париж) - французский постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции постмодернизма и постнеклассической науки. Преподавал философию в университетах Парижа, в 1972-87 - профессор университета Сент-Дени, преподавал также в различных университетах США и Канады. В книге "Состояние постмодерна. Доклад о Знании" (La condition postmodeme, 1979) он выдвинул гипотезу об изменении статуса познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального общества. Научный, философский, эстетический и художественный постмодернизм связывается им с неверием в метаповествование, кризисом метафизики и универсализма. Темы энтропии, разногласия, плюрализма, прагматизма языковой игры вытеснили "великие рассказы" о диалектике, просвещении, антропологии, герменевтике, структурализме, истине, свободе, справедливости и т. д. Прогресс современной науки превратил цель, функции, героев классической и модернистской философии истории в языковые элементы, прагматические ценности антииерархической, дробной, терпимой постмодернистской культуры с ее утонченной чувствительностью к гетерогенно

сти объектов. Специфика состояния постмодерна заключается в разочаровании в недавнем идеале научности, связанном с оптимизацией систем, их мощью и эффективностью. Соотнесение научных открытий с вопросами этики и политики высветило опасность превращения нового знания в информационный товар - источник наживы и инструмент власти. В этой связи оценки истинности и объективности научного познания дополняются ценностно-целевыми установками не только на эффективность, но и на справедливость, гуманистичность, красоту.

Введение эстетического критерия оценки постнеклассического знания побудило сконцентрировать внимание на ряде новых для философии науки тем: проблемное поле - легитимация знания в информатизированном обществе; метод - языковые игры; природа социальных связей - современные альтернативы и постмодернистские перспективы; прагматизм научного знания и его повествовательные функции. Научное знание рассматривается как своего рода речь - объект исследования лингвистики, теории коммуникации, кибернетики, машинного перевода. Признаком постмодернистской ситуации является отсутствие как универсального повествовательного метаязыка, так и традиционной легитимации знания. Особенно бурно этот процесс идет в эстетике. Постмодернистская эстетика отличается многообразием правил языковых игр, их экспериментальностью, машинностью, антидидакгичностью: корень превращается в корневище, нить - в ткань, искусство - в лабиринт. Правила эстетических игр меняются под воздействием компьютерной техники.

Постмодернистский этап развития искусства Лиотар определяет как эру воображения и экспериментов, время сатиры. Солидаризируясь с Адорно и Джойсом, он провозглашает единственно великим искусством пиротехнику - "бесполезное сжигание энергии радости". Подобно пиротехнике, кино и живопись производят настоящие, т. е. бесполезные, видимости - результаты беспорядочных пульсаций, чья главная характеристика - интенсивность наслаждения. Если в архаических и восточных обществах неизобразительное абстрактное искусство (песни, танцы, татуировка) не препятствовало истечению либидозной энергии, то беды современной культуры порождены отсутствием кода либидо, торможением либидозных пульсаций. Цель современного художественного и научного творчества - разрушение внешних и внутренних границ в искусстве и науке, свидетельствующее о высвобождении либидо.

В книге "О пульсационных механизмах" (1980) Лиотар определяет искусство как универсальный трансформатор либидозной энергии, подчиняющийся единственному правилу - интенсивности воздействия либидозных потоков. Ядром его "аффирмативной либидозной экономической эстетики" - прикладного психоанализа искусства - является метафизика желаний и пульсаций, побуждающая исследовать функционирование механизмов влечения применительно к литературе, живописи, музыке, театру, кино и другим видам искусства.

Лиотар считает постмодернизм частью модернизма, которая спрятана в последнем ("Постмодернизм для детей", 1986). В условиях кризиса гуманизма и традиционных эстетических ценностей (прекрасного, возвышенного, гениального, идеального) мобильная постмодернистская часть вышла на первый план, обновив модернизм плюрализмом форм и технических приемов, а также сближением с массовой культурой.

Соч.: Des dispositifs pulsionnels. P., 1980; Le postmoderne expliqué aux enfants. P., 1986; Dérive à partir de Marx à Freud. P., 1994; Ответ на вопрос: чтотакое постмодерн? - В кн.: Ad Marginem'93. M., 1994; Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме.- "Ступени. Философский журнал" (СПб.), 1994, № 2(9); Переписать современность.- Там же; Заметки о смыслах "Пост".- "Иностранная литература", 1994, № 1; Состояние постмодерна. СПб., 1998. Лит.: J. F. Lyoiard. Cuxhaven, 1989.

Η. Б. Маньковская

В начало энциклопедии