Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛЕОНТЬЕВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕОНТЬЕВ

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25) января 1831, с. Кудиново, Калужской губ. - 12(14) ноября 1891, ТроицеСергиева лавра] - русский философ, писатель, публицист. В 1850-54 обучался на медицинском факультете Московского университета. Участвовал в Крымской войне. В кон. 1850-х - 60-е гг. на дипломатической службе. В 1871 смертельно заболев, обратился к религии и оставил службу. С 1880 Леонтьев вновь на государственной службе в качестве цензора Московского цензурного комитета. В 1887 по состоянию здоровья вышел в отставку и обосновался в Оптиной пустыни. В 1891 тайно постригся в монахи; вскоре он покинул Оптину пустынь и переселился в Троице-Сергиеву лавру, но по дороге простудился, заболел воспалением легких и скончался.

Оригинальный характер философских воззрений Леонтьева определяется его учением об эстетике жизни, центральная идея которого - выделение двух основных родов бытия: восходящей жизни ("цветущей сложности") и нисходящей ("вторичное смесительное упрощение"). Развивая эту идею, Леонтьев утверждает, что надо всем сущим, в т. ч. и над историческими образованиями, властвует триединый закон фаз жизненного цикла от "первичной простоты" к "цветущей сложности" и "вторичному смесительному упрощению". Леонтьев дал оригинальную социально-философскую интерпретацию триединого закона, связав восходящую фазу жизненного цикла с деспотическими общественными формами ("принципом византизма"), а нисходящую - с торжеством демократических начал в общественной жизни. Выступая, подобно Ф. Ницше, за восходящую жизнь, против упадка жизни и разложения, Леонтьев, естественно, отдавал предпочтение деспотическим, а не демократическим формам общественной организации. Демократические общества - менее "красивые", менее "сложные" и "противоречивые" образования. чем общества деспотические. ПоЛеонтьеву, усложнение элементов, составляющих общество, требует особой деспотической интеграции.

Деспотический принцип общественной жизни, т. е. "принцип византизма". есть совокупность принудительных начал, характеризующихся в государственном отношении как самодержавие. в религиозном - как истинное византийское православное христианство, в нравственном - как отрешение от идей обретения земного благополучия и счастья. К византийским началам относятся также неравенство, иерархия, строгая дисциплина, смирение и послушание. Именно на фундаменте этих начал и возможно, по Леонтьеву, создание истинно прочных и "красивых" общественных форм.

Религиозные воззрения Леонтьева характеризовались противопоставлением истинного аскетического византийского православия и неистинного "розового" христианства. ПоЛеонтьеву все положительные (т. е. истинные) религии открыли и усвоили ту истину, что в жизни неизбежны зло, страдания, трагедия. Однако в новоевропейской культуре выработалось ложное представление о том, что "возможно улучшение жизни для всех", т. е. идея либерально-гуманистического прогресса, которая проникла в некоторые трактовки христианства, исказив тем самым его сущность. Как и идея прогресса, искаженная трактовка христианства ("розовое христианство") есть "ложный продукт демократического разрушения старых европейских обществ".

Политические воззрения Леонтьева в целом консервативноохранительные. Главную миссию России он видит в противодействии "исторической экспансии" Запада - ибо только в этом случае у России появляется шанс на самосохранение. В этой связи Леонтьев выдвигает идею культурно-политического союза России с Востоком против Запада (впоследствии эта идея оказала серьезное влияние на евразийцев). Российскому самодержавному государству Леонтьев в первую очередь предписывает охранительные цели во внутренней и внешней политике. Основные пункты внутриполитической программы: практическая и идеологическая защита самодержавия, авторитета государя. Православной церкви, борьба с западным просвещением, с либерально-гуманистической и социалистической идеологиями. Своих политических единомышленников Леонтьев призывает "учиться делать реакцию", "властвовать беззастенчиво".

Соч.: Соч., т. 1-9. M., 1912; Цветущая сложность. Избр. статьи. М., 1992; Восток, Россия и славянство. М., 1996.

Лит.: К. Н. Леонтьев: Pro et contra, кн. 1-2. СПб., 1995.

Архив: РФ ГЛМ, ф. 196, on. l.

С. И. Бажов

В начало энциклопедии