Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
"ЛИ ЦЗИ"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ЛИ ЦЗИ"

"ЛИ ЦЗИ" ("Записки о правилах благопристойности", "Книга ритуалов") - одно из главных произведений канонической литературы конфуцианства. Авторство приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в 3-1 вв. до н. э. Во 2 в. до н. э. трактат "Ли цзи" включен в состав конфуцианского "Пятикнижия" (см. "Уцзин"). В 12 в. две главы "Ли цзи" - "Да сюэ" ("Великое учение") и "Чжун юн" ("Срединность и постоянство") - в качестве самостоятельных произведений вошли в "Четверокнижие" ("Сы шу") - базовый конфуцианский канонический свод.

В "Ли цзи" представлена идеальная модель социального механизма, якобы реализованная в эпоху Западного Чжоу (11-8 вв. до н. э.), - от основ политической администрации, включая номенклатуру чиновничества, функции ведомств и протокольные церемониальные формы, до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях. Основой указанного механизма являются нормы ди-благопристойности. Разные их аспекты спроецированы на типизированные жизненные ситуации. Содержание "благопристойности" выражает, в частности, принцип сяо ("сыновней почтительности") - основа семейной жизни и эталон отношения подданных к правителю. Опирающаяся на этот принцип система отношений накладывается на всю Поднебесную. Универсальность ли воплощается в двух типах устройства общества: идеальной модели Да тун ("Великое единение") и приемлемой Сяо кан ("Малое процветание"), описание которых вложено в уста Конфуция.

Гармонизация общества и природы осуществляется через их взаимокоординацию посредством правителя. Сына Неба. Средства такой гармонизации - ритуал, согласованный с календарным циклом, и указы, ограничивающие вмешательство в природную среду (охоту, рубку деревьев и т. п.), поощряющие своевременную хозяйственную и иную деятельность. Т. о. Сын Неба осуществляет правление посредством "недеяния" (у вэй) - невмешательства в единственно должный ход событий.

Путь к овладению ритуальной "благопристойностью" - "учение" (сюэ). Этот термин совмещает значения "учение", "учеба", "изучение", "науки", "философия" и "научение". Процесс "учения" предписывается согласовывать с природным ритмом: весной и летом следует основное внимание уделять военной подготовке - сфере "воинственности" (у), осенью и зимой - изучать правила поведения, церемониал, тексты, историю, музыку, относящиеся к сфере "письменности/культуры" (вэнь). Основу "учения" должно составлять почитание древних "совершенномудрых", а учебный процесс следует контролировать регулярными экзаменами. Особую роль в обществе играют "ученые" (жу), которых отличает понимание недостаточности своих знаний и стремление к их реализации в политико-административной и ритуально-церемониальной сфере. Внешним регулятивным функциям "благопристойности" параллельны функции музыки как некоего внутреннего упорядочивающего эстетического начала. Музыка может быть нравственной (такова древняя ритуальная музыка, умеряющая страсти и пробуждающая благородные чувства) и аморальной, потворствующей распущенности.

Исторические сведения о политико-административном и социальном устройстве древнего Китая, ритуалах и обычаях, правовых нормах и идеологических ценностях скорректированы в "Ли цзи" в русле установок имперского конфуцианства 2-1 вв. до н. э.

Лит.: Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), т. 19-26. Пекин, 1957; Ли цзи (отдельные главы; пер. И. С. Лисевича, Р. В. Вяткина, В. Г. Бурова).- В кн.: Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973; Из "Ли цзи" (пер. И. Сухорукова),- В кн.: Из книг мудрецов. М., 1987; ВасшъевЛ. С. Этика и ритуал в трактате "Ли цзи",- В кн.: Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1987.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии