Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛИ-ШИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИ-ШИ

ЛИ-ШИ (кит., принцип - дела, сущность - явления) - категории китайской буддийской философии, разрабатываемые в основном Хуаянь школой и Чань школой. В данном контексте термином «ли» обозначается некая единая непроявленная основа всех вещей и явлений, а термин «ши» служит обозначением этих последних как феноменов чувственно воспринимаемого мира во всем их видимом многообразии. В этом смысле в учении школы Хуаянь «ли» и «ши» как понятия образуют оппозиционную пару, что, впрочем, всячески подчеркивает их взаимозависимость. Основные положения учения о ли - ши сводятся к следующим тезисам: 1) ли относится к сфере ноуменального, сущностного, тогда как ши - к сфере феноменального, миру явлений. В силу этого ши не может существовать без ли, подобно тому как «золотой лев» не может существовать, если не существует «золота»; 2) хотя ли представляет собой нераздельное единство, а ши - бесконечное разнообразие отдельных феноменов, во всех этих последних ли всегда присутствует во всей свой полноте. Так, «золото» обретает феноменальное существование во множестве «золотых львов», не утрачивая своей единой сущностной «золотости», и в каждой мельчайшей шерстинке каждого «золотого льва» содержится вся полнота этой «золотости»; 3) реально существует только ли, ши - иллюзорны. Изображения «золотых львов» создаются из золота, но сами по себе они - лишь «пустая» (измышленная) форма, тогда как золото, из которого изготавливаются эти «львы», - реально вне зависимости от воображения изготовителя; 4) ли и ши взаимодополнительны и не отменяют друг друга, т.к. ли служит онтологическим основанием для всех ши, без которого они не могли бы «существовать», а ши - проявлениями ли в феноменальном мире, без которых затруднительно суждение о реальности ли-принципа. Напр., в паре «золото» (ли) и «золотой лев» (ши) первое - реально, второй - иллюзия, но «золотость» не препятствует восприятию «льва» как иллюзии, равно как и иллюзорность изображения льва не препятствует восприятию золота, из которого оно изготовлено, как реального. Последователи школы Хуаянь настаивали на том, что в учении о ли - ши содержатся основные положения буддийского миросозерцания в целом.

Г.А.Ткаченко

-------------------

-----------------------------------

ЛИ-ШИ (кит., принцип - дела, сущность - явления) - категории китайской буддийской философии, разрабатываемые в основном Хуаянь школой и Чань школой. В данном контексте термином "ли" обозначается некая единая непроявленная основа всех вещей и явлений, а термин "ши" служит обозначением этих последних как феноменов чувственно воспринимаемого мира во всем их видимом многообразии. В этом смысле в учении школы Хуаянь "ли" и "ши" как понятия образуют оппозиционную пару, что, впрочем, всячески подчеркивает их взаимозависимость. Основные положения учения о ли - ши сводятся к следующим тезисам: 1)ли относится к сфере ноуменального, сущностного, тогда как ши - к сфере феноменального, миру явлений. В силу этого ши не может существовать без ли, подобно тому как "золотой лев" не может существовать, если не существует "золота"; 2) хотя ли представляет собой нераздельное единство, а ши - бесконечное разнообразие отдельных феноменов, во всех этих последних ли всегда присутствует во всей свой полноте. Так, "золото" обретает феноменальное существование во множестве "золотых львов", не утрачивая своей единой сущностной "золотости", и в каждой мельчайшей шерстинке каждого "золотого льва" содержится вся полнота этой "золотости"; 3) реально существует только ли, ши - иллюзорны. Изображения "золотых львов" создаются из золота, но сами по себе они - лишь "пустая" (измышленная) форма, тогда как золото, из которого изготавливаются эти "львы", - реально вне зависимости от воображения изготовителя; 4) ли и ши взаимодополнительны и не отменяют друг друга, т. к. ли служит онтологическим основанием для всех ши, без которого они не могли бы "существовать", а ши - проявлениями ли в феноменальном мире, без которых затруднительно суждение о реальности ли-принципа. Напр., в паре "золото" (ли) и "золотой лев" (ши) первое - реально, второй - иллюзия, но "золотость" не препятствует восприятию "льва" как иллюзии, равно как и иллюзорность изображения льва не препятствует восприятию золота, из которого оно изготовлено, как реального. Последователи школы Хуаянь настаивали на том, что в учении о ли - ши содержатся основные положения буддийского миросозерцания в целом.

Г. А. Ткаченко

В начало энциклопедии