Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРГ"-"ОЩУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРГ"-"ОЩУ")

ОРГАНИЦИЗМ

ОРГАНИЦИЗМ - философско-методологическая и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма.

Термин "органицизм" ввел в 1918 английский биолог Дж. С. Холдейн, создавший концепцию, направленную против господствовавших в теоретической биологии 20 в. механистических и неовиталистических взглядов. Однако концепции, лежащие в русле органицистских идей, выдвигались задолго до этого. В несколько более широком плане идеи органицизма в 1920-30-х гг. были конкретизированы Дж. Вуджером, давшим им формально-логическую интерпретацию. Органицистский принцип был развит Берталанфи в предложенной им общей теории систем. Вместе с тем органицизм испытал сильное влияние гештальтпсихологии, "органической философии" А Уайтхеда, эмерджентной эволюции С. Александера и К. Л. Моргана и холизма Я. Смэтса и А. Мейер-Абиха. Выступая против редукционизма и механистического подхода к феноменам биологической и социальной организованности, сторонники органицизма разрабатывали концепцию уровней организации И анализировали взаимоотношение части и целого (в особенности - обоснование примата целого перед частями и иерархии частей в органической целостности). Вместе с тем для органицизма характерно преувеличение роли фактора организованности и целостности в структуре объективной реальности и целостности в структуре объективной реальности. В последние десятилетия концепции, развивавшие идеи органицизма, практически прекратили существование, поскольку на первый план выдвигается исследование популяций и популяционистский способ мысли.

Лит.: Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М-, 1964; Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. М., 1969; Проблема взаимосвязи организации и эволюции в биологии. М., 1978; Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.. 1995, с. 31-316; Ritler W. E. Unity of the Organism, or the Organismal Conception of Life. 1-2. Boston, 1919; Glad D. D. "Mind" as an organic Integration.- Theories of the Mind. L.-N.Y, 1962.

Б. А. Старостин

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - вульгарно-социологическая концепция, популярная в России (П. Ф. Лилиенфельд и др.) и в Западной Европе (А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас и их многочисленные эпигоны на рубеже 19-20 вв.).

Уподобляя общество биологическому организму, а отдельные его части и функции - аналогичным органам и деятельности животного, последователи органической школы объективно стремились наукообразно оправдать существовавший тогда общественный строй, включая его социальную структуру, неравенство в распределении благ, привилегированное положение определенных слоев общества и т. п. тем соображением, что они выполняют жизненно важные функции, обеспечивающие выживание и процветание всего общественного организма.

Вообще говоря, сходные сопоставления человеческого общества с биологическими организмами имели место и прежде: в античной философии (Платон), в проводимых социальными философами Нового времени (Ф. Бэкон, О. Коит и Г. Спенсер} сопоставлениях социологических процессов с биологическими, когда процессы высших форм движения материи подвергались редукции, сводились к низшим. Однако, как правило, вплоть до появления органической теории все уподобления такого рода носили метафорический либо слишком абстрактный характер, вписывающийся в логику иерархии наук. Органическая же школа в социологии пыталась придать подобным сопоставлениям закономерный характер и перейти от общих сравнений общества с биологическим организмом к их подробному, псевдонаучному функциональному сравнению. Напр., пищеварение при этом уподоблялось промышленности, кровообращение - торговле и транспорту, финансовая система отождествлялась с передачей важной для общества информацией, а деятельность высшей нервной системы - с управлением всем обществом. В соответствии с таким распределением обязанностей выстраивалась и вся социальная иерархия, воспринимаемая как естественно предопределенное, вполне оправданное положение различных членов общества с их функциями и привилегиями.

Одним из вариантов органической школы было также уподобление функционирования общества с поведением, присущим естественным сообществам животных (стаям птиц, стадам и колониям определенных животных).

Однако все подобные сопоставления были лишены научного содержания, ибо примитивизировали и даже просто искажали как жизнедеятельность животных, так и сложную социальную организацию человеческого общества. В большинстве случаев постулаты органической школы социологии объективно носили апологетический характер по отношению к существующему строю.

Отрицание органической социологии, разумеется, не следует воспринимать как отрицание всякого организующего начала в любом обществе. Однако речь при этом идет о социальных, а не биологических формах организации.

Э. А. Араб-оглы

"ОРГАНОН"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИГЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРЛОВ

ОРЛОВ Иван Ефимович [1 (13) октября 1886, Галич, Костромской губ. - 13 октября 1936, Москва] - химик и философ, занимавшийся вопросами методологии науки и логики. Окончил в 1912 Московский университет (естественное отделение физико-математического факультета). В советское время работал в Научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте. Как философ стоял на позициях естественнонаучного материализма ("реализма"), после революции принял марксизм и печатался в таких изданиях, как журнал "Под знаменем марксизма". В дискуссиях того времени примкнул к т. н. механистам. В 1920-х гг. был сотрудником Социалистической академии и Государственного Тимирязевского научно-исследовательского института изучения и пропаганды естественнонаучных основ диалектического материализма; после идеологического разгрома "механицизма" сосредоточился на химических исследованиях.

"Логику естествознания" Орлов отождествлял с индуктивизмом, противопоставляя его идущему от Аристотеля дедуктивизму. Математическую логику рассматривал как модификацию аристотелевской, пригодную лишь для математики. Поиски неклассических подходов в логике привели его к разработке "логики изобретений" и к "околоинтуиционистским" представлениям. В построенном им исчислении совместности предложений Орлов видел формальное приближение к "брауэровской интуиционистской логике". Это логическое построение Орлова явилось исторически первой формой релевантной логики, а его полемика с А. Н. Щукаревым явилась предвестником последующих дискуссий об "искусственном интеллекте".

Соч.: Основные формулы принципа относительности с т. зр. классической механики.- "Журнал русского физико-химического общества", часть физическая, 1914, т. 46, вып. 4, с. 163-175; Реализм в естествознании и индуктивный метод.- "Вопросы философии и психологии", 1916, кн. 131 (1), с. 1-35; Классическая физика и релятивизм.- "Под знаменем марксизма", 1924, № 3, с. 49-76; Диалектика эксперимента.- "Вестник Социалистической академии", 1923, кн. 6; Логика формальная, естественнонаучная и диалектическая.- "Под знаменем марксизма", 1924, № 6-7; Математика и марксизм.- Там же, 1924, № 12; Логика естествознания. М.-Л., 1925; Логика бесконечности и теория Г. Кантора.- "Под знаменем марксизма", 1925, N" 3, с. 61-74; Логическое исчисление и традиционная логика.- Там же, № 4; Теория случайности и диалектика.- Там же, 1926, Ns 9-10; Рационализация умственного труда.- Там же, № 12, с. 72-93; Исчисление совместности предложений.- В кн.: Математический сборник. М., 1928, т. 35, вып. 3-4; Об объективном изучении синтетической деятельности мозга.- Там же, 1928, № 12, с. 179-195.

Лит.: Поваров Г. Н., Петров А. Е. Русские логические машины.- В кн.: Кибернетика и логика. М., 1978, с. 137-153; Бирюков Б. В., Шуринов Б. М. Спор И. Е. Орлова с А. Н. Щукаревым.- "Вестник Международного Славянского университета", 1998, вып. 4.

Г. Н. Поваров, Б. В. Бирюков

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВАНИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" - главное произведение Т. Гоббса, состоящее из трех частей ("О теле", "О человеке", "О гражданине") и написанное на латинском языке (Elementorum philosophiae sectio prima de Corpore. L., 1655; Elementorum philosophiae sectio secunda de Homine. L., 1658; Elementorum philosophiae sectio tertia. R, 1642). Последнее издание на языке оригинала: Hobbes Т. Malmesburiensis opera philosophica, quae latine scripsit omnia. Studio et labore G. Mollesworth, v. 1. L., 1839. Последнее полное издание на русском языке в издании: Соч., т. 1. М. 1989.

В первой части выражаются натуралистические и материалистические установки Гоббса, его понимание естественных и искусственных тел. Здесь же наиболее полно сформулированы его определение философии, представлены номиналистическая методология и учение о знаках. Характерно название первого раздела - "Исчисление, или Логика", где критически изложена аристотелевско-схоластическая логика. Онтология (первая философия) и ее проблемы - пространство и время, тело и акциденция, причина и действие, действительность и возможность - сформулированы как следствие методологии. Большое внимание уделено вопросам механики и физики (натурфилософии).

Вторая часть трактует человека как своеобразное физическое существо. Здесь с позиций механицизма трактуются физиология и психология - вопросы зрения, трактовка аффектов и т. п. В особой главе рассматривается проблема речи как специфического свойства познающего человека, а также зависимость науки от речи. Включена также глава о религии - как "естественной", так и "суеверной".

Третья часть (опубликованная первой), исходя из особенностей человека, рассматривает его какдообщественного индивида, создающего государство как "искусственное тело". Здесь определяются понятия естественного права и естественных законов общественного договора, вопросы частной жизни в связи с государственностью и христианской религией. В философии 17 в. наибольшее влияние имели социальные идеи последней части сочинения.

В. В. Соколов

ОССОВСКАЯ

ОССОВСКАЯ (Ossowska) Мария (16 января 1896, Варшава-13 августа 1974, там же) - польский философ, социолог, участница Львовско-Варшавской школы. Жена С. Оссовского.

Окончила философский факультет Варшавского университета, где училась у Т. Котарбиньского, В. Татаркевича и Я. Лукасевича. Активная участница польского Сопротивления во время 2-й мировой войны. Профессор Лодзинского университета (1945-48), Варшавского университета (с 1948). Руководитель отдела истории и теории морали Института философии и социологии Польской академии наук (1956-62).

В трактовке Оссовской наука о морали есть описание и анализ соотношения между реальными моральными отношениями и этическими системами, господствующими в различных обществах на различных исторических стадиях их развития; наука о морали занимается также изучением источников морали. ее функций и структуры. В связи с этим теоретическая этика сталкивается с тремя типами проблем: методологическими проблемами, связанными с природой, спецификой и обоснованием моральных норм и оценок; психологическими проблемами, связанными с мотивацией оценок, действий моральных чувств и моральной патологии; социологическими проблемами анализа социальных оснований морали в различные исторические эпохи и у различных социальных групп.

Исследование моральных норм Оссовская проводит в контексте "нормативного образца личности", т. е. нравственного идеала или образа, который данным обществом рассматривается как ориентир этического поведения, объект притязаний и подражаний. Личностные образцы меняются по мере развития человека и общества, типа социальных отношений. Напр., в общественном сознании добуржуазной эпохи превалирует аристократический личностный образец (стержневой основой личности является убеждение в том, чтоее честь и достоинство выше любых материальных благ и самой жизни), ав буржуазную эпоху - мещанский личностный образец (достоинство человека измеряется прежде всего жизненным успехом). Однако эти личностные образцы в любую эпоху сосуществуют в общественном сознании, находясь в состоянии постоянной полемики и борьбы. Превращение какого-либо из них в доминирующий связано с резкими переоценками ценностей, трагическими "перекосами" в ту или иную сторону.

Этическое исследование "личностных образцов" имеет не только теоретическую ценность, оно задает определенные ориентиры и модели поведения; тем самым проявляется прикладная, практическая функция этики. Недопустимо подчинение этики жестким идеологическим или политическим влияниям, превращающим мораль и науку о морали в орудия борьбы между социальными группами, партиями и другими общественными силами. Мораль является относительно автономным социальным явлением, способным ограничивать политику и идеологию в соответствии с фундаментальными представлениями о человеке и его месте в мире, определяющими исторический тип культуры.

Соч.: Podstawy nauki о moralnosci. Warsz., 1947; Oceny i normy. Wwsz., 1949; Motywy postepowania. Warsz., 1949; Opewnych przemianach etyki walki. Wirsz., 1957; Zagadnienia powszechnie uznanych norm moralnych. Warsz., 1957; Socjologia moralnosci. Warsz., 1963; Normy moraine. Proba systematyzacii. Warsz., 1970; Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

В. Н. Парус

ОССОВСКИЙ

ОССОВСКИЙ (Ossowski) Станислав (22 мая 1897, Липно, Польша - 7 ноября 1963, Варшава) - польский социолог, культуролог, методолог социального познания, представитель Львмско-Варшавской школы. Профессор Лодзинского университета (1945-47), Варшавского университета (с 1947), руководитель отдела культуры и общественных изменений Института философии и социологии Польской академии наук (1956-62), вице-президент Международной психологической ассоциации (1959-62), организатор и президент Польского социологического общества (с 1956). Был одним из участников семинара по этнологии в Лондонской школе экономики под руководством Б. Малиновского (1933-35).

Эстетические воззрения Оссовского основывались на идее возрастающей роли искусства в духовной жизни человечества. Теория культуры включает типологический анализ эстетических ценностей и оценок в их историческом развитии. Эта типология основывается на фундаментальном соотношении между понятиями красоты в природе и красоты, созданной человеком.

Оссовский подверг критике расово-антропологическое направление в социологии, раскрыв не только его методологические недостатки, но и порочную идеологическую мотивацию, ставшую особенно очевидной в годы 2-й мировой войны. Он показал социальные механизмы, при посредстве которых мифы "крови и расы" функционируют в обществе. Оссовский был активным участником общественных движений против антисемитизма, а во время войны участвовал в польском Сопротивлении. Общественно-политические взгляды Оссовского были близки социал-демократии. Он полагал, что плановая экономика должна сочетаться с частной инициативой, идеалы общественной справедливости не противоречат культурному и социальному плюрализму. Оссовский анализировал различные пути социальной стратификации и ее теоретического обоснования.

Общественные науки (в первую очередь - социология и культурология), согласно Оссовскому, суть науки с твердыми эмпирическими основаниями. Методология этих наук не может быть сведена к простейшим индуктивным процедурам, а требует широкой исторической и антропологической перспективы. Специфика общественных наук заключается в том, что их методологические проблемы должны рассматриваться сквозь призму гуманистического мировоззрения и психологических интуиции относительно человеческой природы и судьбы.

Соч.: Upodstaw estetyld. Warsz.. 1933; The Science of Science.- Minerwa: A Review of Science, Learning and Policy. 1936. Ы. 3, p. 72-82 (совм. с M. Ossowska); Wiez spoleczna i dziedzictwo krwi. Warsz., 1938; Ku nowym formom zycia spoleczncgo. Warsz., 1943; 0 osobliwosciach nauk spolecznych. Wirsz., 1962; Class Structure in the Social Consciousness. N. Y, 1963.

B. H. Порус

ОСТВАЛЬД

ОСТВАЛЬД (Ostwald), Вильгельм Фридрих (2 сентября 1853, Рига - 4 апреля 1932, Лейпциг) - немецкий химик и философ, преподавал в Рижском политехникуме, затем физическую химию в Лейпцигском университете. Доктор химических наук (с 1878); профессор (с 1881); член-корреспондент Петербургской АН (с 1896); лауреат Нобелевской премии по химии (1909). После смерти Геккеля возглавил немецкий атеистический "Союз монистов". Успехи термодинамики, основанной на рассмотрении различных процессов превращения энергии, и осознанная уже тогда большинством ученых несовместимость старых представлений о материи с новыми научными данными натолкнули его на мысль о том, что именно энергия, а не материя (вещество) является "единственной субстанцией мира", к изменениям которой должны быть сведены все вообще (в том числе психические и социальные) явления.

Против "энергетизма" Оствальда и попыток возрождения им натурфилософии выступали Л. Больцман, М. Планк, А Г. Столетов и др. Соч.: Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaften. Lpz., 1909; Die Philosophie der Werte. Lpz., 1913; Die Pyramide der Wissenschaften. Stuttg.-B., 1929; рус. пер.: Несостоятельность научного материализма. СПб., 1896; Философия природы. СПб., 1906; Энергетический императив. СПб., 1913. Лит.; Родный Н. И. и др. Вильгельм Оствальд. М., 1965.

ОСТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСТРАНЕНИЕ

ОСТРАНЕНИЕ - термин эстетики и философии искусства 20 в., фиксирующий комплекс художественных приемов (буффонада, гротеск, парадокс и др.), при котором выразительность изображаемого разрушает привычные стандарты восприятия. Введенное В. Шкловским и разработанное представителями русской формальной школы ОПОЯЗ (Р. Якобсон, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов) в 20-х гг. при исследовании внутренней формы и структуры слова, понятие остранения являло радикальную смену точки наблюдения и способа видения во всем пространстве выраженности художественного факта. Согласно Шкловскому, прием остранения переструктурирует поле восприятия: "не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не узнавания". Поскольку же цель остранения заключается в "выводе вещи из автоматизма восприятия", то сама процедура фактически изменяет вектор ннтенциональности воспринимающего сознания.

Замеченная В. Шкловским универсальность остранения как художественного приема фактически тождественна понятию "эффекта очуждения", которое было разработано в театральной эстетике и художественной практике Б. Брехта. Согласно Б. Брехту, очуждение не только ставит изображаемое в позицию неопознаваемости, но тем самым активизирует воспринимающую личность на преодоление собственной субъективности.

Остранение не только художественный прием, но и понятие философско-методологического порядка в современной эстетике и философии культуры. Остранение позволяет при рефлексивном анализе художественного текста вывести условность произведения искусства за скобки, тем самым разрушить субъективность непосредственного восприятия, разрушить "горизонт ожидания" и явить объектно-смысловую фактуру художественного текста. Вводя понятие остранения и расширяя его инструментальный смысл, Шкловский подчеркивал, что при анализе конкретной эстетической или другой ценности, которая известна нам до автоматической неразличимости, необходимо сделать очевидный предмет - странным, Мы можем хоть что-то понять в художественной ценности и усмотреть ее смысл, когда мы способны увидеть в привычности, в обычном - нечто необычное, нечто странное, неизвестное и непонятное.

Как инструмент анализа художественного факта остранение есть преображенная культурным материалом форма феноменологической редукции, т. к. является незаменимым ключом для обнаружения и представленности смысловой метаструктуры художественной реальности. В позиции остранения исследователь производит реальное редуцирование наличных смыслов из поверхности текста к его глубинным смыслам и тем, что определены контекстом.

Лит.: Шкловский В. О теории прозы. М., 1983; Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. Л., 1924; ГуссерльЭ. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994; ИчгарденР. Исследования по эстетике. М., 1962; Ingarden R. Odzile literasldm. Warsz., 1988; JaussH. R, Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft. Konstanz, 1967.

В. А. Кругликов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТКРОВЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТКРОВЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ

ОТКРОВЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ - см. Философия откровения.

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, используемое рядом западных социально-философских учений для обозначения демократических обществ античной древности и современности. Как правило, противопоставляется традиционным обществам, а также тоталитарным политическим режимам.

Возникло в 30-х гг. в философии А. Бергсона. В работе "Два источника морали и религии" открытое общество выступало аналогом некоего идеального общественного устройства, обладающего "динамическими" моралью и религией и состоящего из "моральных героев", гуманистически ориентированных религиозных деятелей, основной целью которых являются не проблемы воспроизводства, сохранения рода и т. п., а благо всего человечества.

Наибольшую известность и широкое распространение это понятие получило с выходом книги К. Патера "Открытое общество и его враги". В философии Поппера открытое обшество рассматривается в качестве антипода традиционного по своей сути "закрытого племенного общества". Оно наделяется набором черт, характерных для современной западной демократии, основано на инструментальной рациональности, десакрализации социальных и политических норм и процедур, возможности изменения социального статуса его членов. Вместе с тем Поппер находит примеры открытого общества не только в настоящем, но и в прошлом. Первым примером подобного типа общества, по его мнению, являются Афины времен Перикла, где впервые в истории социума оказались задействованы возможности рационального человеческого мышления, противопоставленные косности обычая и сакрализованной традиции. Наиболее важным отличием открытого общества от закрытого, по Попперу, выступает возможность рациональной рефлексии со стороны индивида по поводу встающих перед ним проблем, в то время как член закрытого общества вынужден действовать в соответствии с санкционированными и/или сакрализованными тем или иным образом предписаниями. Закрытое общество характеризуется верой в существование магических табу, а открытое общество представляет собой общество, в котором люди научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Наличие такой рационально-критической установки дает возможность членам открытого общества целесообразно и сознательно направлять развитие общества и, руководствуясь "технологией постепенных социальных преобразований", формировать государственные институты в соответствии с реальными потребностями граждан. По мнению Поппера, именно эта установка присуща современной западной цивилизации и является лучшим средством от рецидивов авторитаризма и тоталитаризма в современном мире. Концептуальные построения Поппера оказали существенное влияние на западную политическую философию (на трактовку открытого общества Дж. Соросом) и на критику тоталитаризма в общественно-политической мысли Запада.

Лит.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М-, 1994; Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1-2. M., 1992.

Э. Г. Соловьев

ОТКРЫТОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЛО

ОТЛО (ОТЛОХ) (Otloh) из Санкг-Эммерама (ок. 1010, Бавария-после 1070, Регенсбург) - церковный писатель. С 1032 монах монастыря св. Эммерама в Регенсбурге, в 1062-66 в Фульде, в 1067 вернулся в Санкт-Эммерам. Теологический трактат "О трех вопросах" (De tribus quaestionibus, ок. 1055) - о божественном промысле, Божиих суде и милости, мистическом значении чисел. Сочинения наставительного характера - поэма "О духовном учении" (De doctrina spirituali, OK. 1035) и лр. Самая большая работа - "О духовном беге" (De cursu spirituali): клирики, монахи и миряне на пути к Богу суть бегуны, которым нужно стяжать пальмовую ветвь. Автобиографические сочинения "О своих искушениях" (De suis temptationibus) и "Книга видений" (Liber visionum).

Соч.: MPL, t. 146. col. 27-434: Liber visionum, ed. P. G. Schmidt, Monumenta Germaniae Historica, Quellen zur Geistesgeschichte des Mittelalters 13. Weimar, 1989; в рус, пер.: Книга видений.- В сб.: Средние века 58.M., 1995.

Лит.: Maintins M. Geschichte der Lateinischen Literatur des Mittelalters, 2. Munch., 1923, S. 83-103; Bischoff B. Literarisches und künstlerisches Leben in St. Emnieram im frühen und hohen Mittelalter, Über unbekannte Handschriften und 'Werke Otlohs von St. Emmeram (Regensburg).- Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benedektiner rdens und seiner Zweige 51 (1933), 54 (1936); Misch G. Geschichte der Autobiographie III, 2/1. Lpz., 1931 ; Evans G. R. Studium discendi: Otloh f St. Emmeram and the Seven Liberal Arts.- "Recherches de théologie ancienne et médiévale" 44, 1977.

В. В. Петров

ОТЛО (ОТЛОХ)

ОТЛО (ОТЛОХ) (Otloh) из Санкт-Эммерама (ок. 1010, Бавария - после 1070, Регенсбург) - церковный писатель. С 1032 монах монастыря св. Эммерама в Регенсбурге, в 1062-66 в Фульде, в 1067 вернулся в Санкт-Эммерам. Теологический трактат «О трех вопросах» (De tribus quaestionibus, ок. 1055) - о божественном промысле, Божиих суде и милости, мистическом значении чисел. Сочинения наставительного характера - поэма «О духовном учении» (De doctrina spirituali, ок. 1035) и др. Самая большая работа - «О духовном беге» (De cursu spirituali): клирики, монахи и миряне на пути к Богу суть бегуны, которым нужно стяжать пальмовую ветвь. Автобиографические сочинения «О своих искушениях» (De suis temptationibus) и «Книга видений» (Liber visionum).

Сочинения:

MPL, t. 146, col. 27-434;

Liber visionum, ed. P.G.Schmidt, Monumenta Germaniae Historica, Quellen zur Geistesgeschichte des Mittelalters 13. Weimar, 1989;

в рус. пер.: Книга видений. - В сб.: Средние века 58. М., 1995.

Литература:

Manitius M. Geschichte der Lateinischen Literatur des Mittelalters, 2. Münch., 1923, S. 83-103;

Bischoff B. Literarisches und künstlerisches Leben in St. Emmeram im frühen und hohen Mittelalter, Über unbekannte Handschriften und Werke Otlohs von St. Emmeram (Regensburg). - Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benedektiner Ordens und seiner Zweige 51 (1933), 54 (1936);

Misch G. Geschichte der Autobiographie III, 2/1. Lpz., 1931;

Evans G.R. Studium discendi: Otloh of St. Emmeram and the Seven Liberal Arts. - «Recherches de théologie ancienne et médiévale» 44, 1977.

В.В.Петров

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - см. Истина.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ (в методологии физического познания) - 1) характеристика интегральных форм физических связей материального бытия, которые проявляются через разнообразные физические явления; 2) наиболее общее выражение исходного гносеологического отношения субъекта к объекту познания. В первом случае относительность в противоположность абсолютному, выражая всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность вещей и процессов, характеризует материальное единство мира (любая вещь и любой процесс являются "элементом" мирового материального взаимодействия), объективное существование единства и неразличимости определенных "элементов" материального бытия, их состояний и взаимодействий в больших и малых масштабах, напр. равномерное и прямолинейное движение и покой, ускорение и инерционное движение, инерция и гравитация, гравитация (и инерция) и метрика и др. Абсолютное же характеризует то, что считается независимым в природе и что проявляется через относительное.

Во втором случае "относительность" выступает в качестве логико-гносеологического определения познавательного процесса и познавательных средств, выражая зависимость наблюдаемых явлений от систем референции и класса измерительных устройств, указывая на зависимость значений физических величин от единиц измерения, принятых математических схем, класса систем отсчета и измерительных устройств исследователя, что связано с установлением (с помощью принципа относительности) независимости физических законов от выбора систем отсчета и класса измерительных устройств в пределах применяемой физической теории.

Первая группа определений концепции относительности играет важную роль при формировании физических теорий и моделей исследуемой реальности, а вторая имеет определяющее значение при интерпретации и применении физических теорий.

П. И. Дышлевый

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЯ - лингвистическая теория (гипотеза), утверждающая зависимость структуры мышления и способа познания внешнего мира от структуры используемого естественного языка. Она была сформулирована Э. Сепиром и его последователем Б. Л. Уорфом в 1930-е гг. в США; ее другое название - "гипотеза Сепира - Уорфа". Особое внимание исследователей теория лингвистической относительности привлекла в 1950-х гг., когда X. Хойер в ряде своих работ провел ее критический анализ, а в 1953 на конференции в Чикаго она стала предметом всестороннего обсуждения среди философов, лингвистов, психологов и др.

Будучи этнографом и лингвистом, Сепир изучал культуру и языки ряда племен североамериканских индейцев. Эти языки входят в группу инкорпорирующих языков, для которых характерны особые способы образования языковых выражений, напр. в состав глагола могут включаться дополнения, в состав существительного - указание на время, так что предложению в европейских языках: "Дом был" - в инкорпорирующих языках будет соответствовать предложение типа: "Дом-в-прошлом есть".

Теория лингвистической относительности утверждает, что мысленное членение мира, формирование системы понятий, в которых ведется осмысление мира, происходит в соответствии с системой категорий естественного языка, которым пользуются субъекты познания: "..."реальный мир" в значительной степени строится на основе языковых норм данной группы" (Сепир). В различных естественных языках имеют место разные системы категорий и "сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем" (Уорф). Согласно теории лингвистической относительности, тип языка определяет не только формы поведения языкового коллектива, но в целом и тип культуры, и тип мышления, т. е. принятую в ней логику. Отсюда характерное для европейской культуры понимание времени и доминирование в ней классической логики объясняется как производное от типа европейских языков.

Лит.: Сепир Э. Язык. М.-Л., 1934; Сепир Э. Лингвистика и логика.- В кн.: Новое в лингвистике, вып. l. M., I960; Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку.- Там же; Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. К., 1974; Абрамян Н. Л. Гносеологический анализ языкового значения. Ереван, 1986; Selected Writings of Edward Sapir in Language, Culture and Personality. Berk.-Los Ang., 1951.

Г. В. Гриненко

ОТНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРИЦАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ -в жалектикеГег&м обозначает снятие внутреннего противоречия в процессе развития понятия, который Гегель рассматривал как движение от абстрактного к конкретному. Понятие, существующее как абстрактная определенность, выходит за свои пределы, т. е. начинает развиваться через развертывание внутреннего противоречия. Момент выхода понятия в свое инобытие, полагание им собственной противоположности выступает как первое отрицание. Отчужденное от себя понятие возвращается к себе в форме конкретной, более богатой определенности, содержащей само понятие и его противоположность как снятый - идеальный - момент. Этот процесс носит у Гегеля название отрицания отрицания, или снятия. Развитие понятия у Гегеля циклично, оно подчинено триадичному ритму: тезис - антитезис - синтез. Ленин выразил суть гегелевской концепции развития в образе спирали, наглядно воплощающем идею нелинейности развития, его возвращения к своему исходному пункту на более высоком уровне.

Марксизм воспринял гегелевскую диалектику и систематизировал ее в форме законов диалектики, о которых у самого Гегеля не шло речи: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количества в качество и закона отрицания отрицания. В марксистских опытах материалистической интерпретации гегелевской диалектики трактовка закона отрицания отрицания вызывала наибольшие споры. Некоторые марксисты относили этот закон только к мышлению, к процессу восхождения мышления от абстрактного к конкретному, исходя из того, что действительность изначально рассматривается марксизмом как целостная конкретность. Если же считать, что закон отрицания отрицания характеризует развитие самой действительности, то тогда возникают трудности, связанные с нахождением триадичных структур развития в природных процессах, поскольку действие его может быть отнесено только к циклично развивающимся феноменам, более характерным для социальной, нежели для природной, действительности.

О. В. Вышегородцева

ОТТО РУДОЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЧУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОУЭН

ОУЭН (Owen) Роберт (14 мая 1771, Ньютаун, Уэльс -17 ноября 1858, тамже)-английский социальный утопист.

Свою социальную утопию Оуэн стремился обосновать с помощью материалистической философии 17-18 вв. Вслед за французскими материалистами он считал, что человек есть продукт обстоятельств, "зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом" (Избр. соч., т. 1. М., 1950, с. 87). Чтобы изменить характер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. В отличие от французских просветителей Оуэн подвергал критике уже не феодальные порядки, а буржуазный строй. Эта критика была обусловлена наблюдением общественных противоречий и бедствий трудящихся, порожденных промышленным переворотом, господством частной собственности, капиталистическим разделением труда, которые привели к поляризации социальных слоев, чрезмерному обогащению единиц и нищете масс. Машинное производство в условиях капиталистического общества, по Оуэну, также оказывается "величайшим проклятием" (см. там же, с. 161). На фабрике в Нью-Ленарке, которой он управлял в течение 30 лет, добились известных успехов в улучшении положения рабочих, однако он не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении. Он выступил с радикальным проектом коренного изменения производственных и общественных условий. Оуэн разделял убеждения английской политической экономии и придерживался трудовой теории стоимости, заключая, что создаваемая трудом рабочих прибыль должна по праву принадлежать им самим. Существующий общественный строй должен быть заменен более справедливым общественным порядком, путь к которому лежит через обобществление средств производства, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. Оуэн основал ряд коммунистических колоний в США и Великобритании. Проект преобразования общества с помощью трудовых колоний и их федерации был утопическим. Новое общество представлялось реализацией идей справедливости, которые у Оуэна выступают двигателем прогресса. Он не понимал роли рабочего класса, считал классовую борьбу бедствием, порожденным несправедливым общественным устройством и тормозящим развитие общества; подчеркивал доминирующую роль воспитания и просвещения в решении социальных проблем. Оуэн обращался с призывом к буржуазному государству, к представителям буржуазии, выдвигая вопрос о мирном преобразовании капитализма. Просветительская и организационная деятельность Оуэна стимулировала развитие профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. В России его влияние испытали петрашевцы, Герцен, Добролюбов и др. революционные демократы.

Соч.: A new view of society. L., 1812; The book of the new moral world. L., 1820; A new view of society and other writings. L., 1927 (с библ.); в рус. пер.: Избранные сочинения, Т, 1-4. М.-Л., 1950-54.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф. Соч., т. 2, 3, 4, 18, 19, 23, 24 (см. именной указатель); Ленин В. И. Поля. собр. соч., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. именной указатель); Плеханов Г. В. Утопический социализм 19 в.- В кн. Избр. филос. произв., т. 3. M., 1957; Тумим-Альмединген H. A. Педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. М., 1960; Саркисян С. А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974; Мопоп A. L. The life and ideas of R. Owen. L., 1962; Harrison J. F. C. R. Owen and the Owenites in Britain and America. L., 1969.

ОХЛОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЩУЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница