Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КРОЧЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРОЧЕ

КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто (25 февраля 1866, Пескассероли, близ г. Аквилла - 20 ноября 1952, Неаполь) - итальянский философ и историк, представитель неогегельянства, политический деятель, публицист. После завершения учебы в университете Рима (1886) профессор в Неаполе (1902-20). Испытал влияние марксистов (А. Лабриола), что отразилось в книге "Исторический материализм и марксистская экономика" (1901). Сыграл большую роль в критике позитивизма. Занимался литературной критикой и историей искусства ("История под общим понятием искусства", 1893; "Литературная критика в Италии", 1895). В 1902 выходит его книга "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика" (рус. пер. ч. 1. M., 1920), где разворачивается учение об интуиции, постигающей мир в его конкретности и индивидуальности. В 1903 начинает выпускать журнал "Критика", в котором печатает множество статей. В 1905 выходит книга "Основные черты логики как науки о чистом понятии", в 1906 - "Что живо и что мертво в философии Гегеля", в которой гегелевская логика противоречия замещается логикой различия и проводится принцип - единство духа есть процесс различий. В 1909 Кроче выпускает "Философию практики. Экономика и этика", где дается философское и гносеологическое обоснование деятельности или практики, которыми пропитана вся современная жизнь. Кроче подчеркивает творческий, а не инструментальный характер деятельности, за утилитарным действием скрывается моральный дух: "В реальности нет закрытой и изолированной сферы политической и экономической активности. Есть только процесс духовной деятельности..." (Антология сочинений по философии. СПб., 1999, с. 110).

В 1910 избран в сенат. В 1911 издает книгу "Философия Джамбатиста Вико", которая оказала большое влияние на формирование его историцизма. В 1915 выходит на немецком языке (в 1917 на итальянском языке его центральная работа "Теория и история историографии" (рус. пер. М-, 1998), где Кроче выступил против детерминистских концепций историй, отстаивал принципы гуманистической истории, творцом которой является реальный индивид, "т. е. дух в процессе его вечного самоопределения" (там же, с. 61). Принцип объяснения эта история ищет "внутри самого процесса мысли, процесса, в котором мысль открывает себя перед самой собой" (там же). История природы рассматривается как псевдоистория. Действительность оказывается процессом саморазвертывания и самосознания духа. Поэтому Кроче называет свою позицию "абсолютным историцизмом", а эта монография завершает четырехтомную "Философию духа" (т. 1 - "Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика", т. 2 - "Логика как наука о чистом понятии", т. 3 - "Философия практики"). Из "абсолютного историцизма" Кроче вытекал ряд следствий:

история есть история духа, философия тождественна истории и историографии, факт есть духовный акт, история природы - это псевдоистория, история есть органическое соединение историй отдельных духовных ценностей.

После войны стал министром образования в кабинете Джолитти (1920-21). Разработал проект школьной реформы. После прихода к власти Муссолини (1925) он в оппозиции к фашизму, вступает в Либеральную партию, пишет "Манифест интеллектуалов-антифашистов", становится одним из видных противников фашизма, выступает против конкордата с Ватиканом (1929). Несмотря на преследования и изгнание, Кроче выпускает книги, где подчеркивает фундаментальную значимость морального долга ("Моральные аспекты политической жизни", 1929), важность исторических поступков ("История как мышление и как поступок", 1938), анализирует пути развития Европы ("История Европы 1815-1915", 1932). После разгрома фашизма - один из лидеров возродившейся Либеральной партии и даже вновь вошел на короткое время в правительство. 16 февраля 1947 открыл созданный им Институт исторических исследований речью "Современное понимание истории".

Кроче исходил из того, что реальность - Дух. Эстетика и логика образуют формы теоретического духа. Экономика и этика - формы практического духа. Он противопоставил два типа знания: эстетическое и концептуальное. Первое имеет в основе интуицию, которая схватывает индивидуальное и неповторимое. К сфере эстетики принадлежит искусство, которое есть деятельность, направленная на схватывание единичных фактов. Поскольку история занята уникальными и неповторимыми событиями, она близка искусству.

Особенность истории по отношению к другим видам искусства - претензия на истинность суждений. Искусство описывает возможное, история - то, что имело место в действительности. Проведение этого различения, однако, невозможно в рамках одной лишь интуиции. Чтобы отличить действительное от возможного (историческое суждение от искусства), нужно обратиться к общим понятиям. Понятие, согласно Кроче, будучи категорией Духа, характеризуется универсальностью и конкретностью. Без этих качеств понятие превращается в псевдопонятие, в фикцию, которые важны для познания из-за своей практичности и полезности. Понятие духовно, поскольку указывает на трансцендентность своих частных репрезентаций и вместе с тем понятие утилитарно, поскольку акт мысли и акт воли, будучи едины, направлены ла объективную пользу. Кроче предлагает свою классификацию суждений (индивидуальных и универсальных), подчеркивая, чтонет логического суждения без исторического. Логика совпадает с историей. "В нашей реально присутствующей страсти, нашей истине, нашей воле и действии дана целиком вся реальность. Вне этого духовного круга нет ничего другого" (Антология сочинений по философии, с. 200). Кроче оставил большое число работ по истории итальянской и европейской литературы (о Данте, Ариосто, Шекспире и др.). Соч.: Filosofia délia practica. Economica ed etica. Bari, 1909; Logica come scienza del concetto puro. Bari, 1909; Teoria е storia délia storiograïïca. Bari, 1917; La storia corne pensiero e corne azione. Bari, 1938; Discorsi di varia filosofia. Bari, 1945; Memorie délia mia vita. Napoli, 1996; La mia filosofia. Mil., 1993; Антология сочинений по философии. СПб., 1999 (библ., с. 450-466).

Лит.: Аббате М. Философия Кроче и кризис итальянского общества. М., 1959; Топуридзе Е. И. Эстетика Кроче. Тб., 1967; Clone E. Bibliografia crociana. Monza, 1956.

Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов

В начало энциклопедии