Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕС"-"БЛО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕС"-"БЛО")

БЕСКОНЕЧНОЗНАЧИМАЯ ЛОГИКА

БЕСКОНЕЧНОЗНАЧИМАЯ ЛОГИКА - см. Многозначные логики.

БЕССМЕРТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕТА ТАБЛИЦЫ

БЕТА ТАБЛИЦЫ - ем. Семантические таблицы.

БЕТТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕХТЕРЕВ

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович [20 января (1 февраля) 1857, с. Сорали Вятской губ,-24 декабря 1927, Москва]-русский невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. Окончил Петербургскую медико-хирургическую академию (1878). В 1881 защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1885 заведующий кафедрой психиатрии Казанского университета, где создал первую в России психофизиологическую лабораторию. В 1893-1913 профессор Петербургской военно-медицинской академии; с 1897-Женской медицинской академии. С 1908 директор созданного им в Петербурге Психоневрологического института (1909). В 1918 возглавил созданный также по его инициативе Институт по изучению мозга и психической деятельности. Основатель и редактор журналов "Неврологический вестник", "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии" и др. Развивая различные отрасли экспериментальной психологии, стремился сблизить психологическую науку с нейрофизиологией. Сознание представлял как целостное явление, связывающее все психические переживания человека, особо выделяя в нем способность к самопознанию, предвидению результатов совершаемых индивидом действий и регулированию его поведения. Личность человека исследовал на основе комплексного изучения структуры и функций мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. На основе объективных методов исследования поведения человека, которое понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных "сочетательных рефлексов", и в противовес субъективной психологии стремился построить естественно-научное психологическое учение, названное им рефлексологией. Рефлексология понималась им как особая комплексная наука о человеке и обществе, долженствующая заменить психологию. Пытался с позиций рефлекторной теории решать и вопросы социального характера.

Соч.: Основы учения о функциях мозга, т. 1-7. СПб., 1903-07; Психика и жизнь. СПб., 1904; Объективная психология, в. 1-3. СПб., 1907-10; Общие основы рефлексологии человека. М.-Л., 1928; Автобиография. М., 1928; Избр. произв. Статьи и доклады. М., 1954.

Лит.: Бальдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге-Ленинграде. Л., 1979; Никифоров А. Бехтерев. М., 1986.

H. M. Северикова

БЖОЗОВСКИЙ

БЖОЗОВСКИЙ (Brzozowski) Станислав (28 июня 1878, Мазярня, Польша - 30 апреля 1911, Флоренция) - польский литературный критик, писатель и философ. В нач. 20 в. развивал идеи "философии практики", опираясь на идеи Дико, Кроне, Бергсона, а также немецкой "философии жизни". Будучи участником революционного движения, склонялся к марксизму, но выступал против "натуралистической", "позитивистской" его интерпретации в трудах Энгельса, Плеханова и других теоретиков социал-демократии того времени (работа "Анти-Энгельс" в томе "Идеи", 1910). Как теоретик социализма опирался на труды Прудона и Сореля. В его философии культуры главную роль играют идеи творческой деятельности, практического преобразования природы человеком.

Соч.: Legenda Miodei Polsld. Studia о struktuize duszy kuituralnej. Lwow, 1910; Idee. Wstep do filozofii dojrzalosci dziejowej. Lwow, 1910. Лит.: WilickiA. Stanislaw Brzozowski-drogi mysli. Warsz., 1977; Afackiewicz W. Brzozowski. Warsz., 1979.

А. М. Руткевич

БИБЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА

БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА (санскр. bimbapratibimba- va da- учение об образе и прообразе)-в индийской мысли, прежде всего в веданте, представление о том, что индивидуальная душа представляет собой отражение высшего Брахмана. Согласно адвайта-веданте Шанкары, душа тождественна Брахману (или высшему Атману), более того, сама множественность душ иллюзорна, а индивидуальные, личностные особенности души- это всего лишь сжатая история ее прежних рождений, протекавшая целиком в сфере майи. Однако до тех пор, пока эмпирический мир продолжает свое относительно реальное существование, невозможно и полное растворение души в Брахмане; возможно только неразличение, подобие (как между отражением, образом - "пратибимба" и отражаемым, прообразом- "бимба"). В Комментарии на "Брахма-сутры" Шанкары сказано: "А душа-лишь отражение высшего Атмана" (2.3.50). В целом в послешанкаровой адвайте идея бимба-пратибимба-вады характерна для направления "виварана", восходящего к ведантисту Падмападе; здесь сама космическая иллюзия-майя- приобретает известную самостоятельность, начиная все больше походить на Пракрити санкхьи, а индивидуальная душа оказывается более устойчивым образованием, "отражаясь" в некоем сравнительно реальном субстрате. Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана, Сарваджнятмана, и Видьяраньи. В двайта-веданте Мадхвы душа является отражением Бога не в силу временных ограничений, которые снимаются в освобождении, но по самой своей природе, вследствие глубинного внутреннего "сходства" (садришья) с Кришной.

Н. В. Исаева

БИМЕЛЬ

БИМЕЛЬ (Biemel) Вальтер (род. 19 ноября 1918, Зибурген) - немецкий философ, представитель феноменологии. Ученик Хайдеггера, издатель его сочинений и сочинений Гуссерля (в т. ч. его "Идей к чистой феноменологии...", кн. 1). В течение многих лет-председатель немецкого Феноменологического общества, сотрудник архивов Гуссерля в Лувене и Кёльне. Работы Бимеля посвящены проблемам развития философии Гуссерля, истолкованию феноменологии Хайдеггером, а также Гегелю, Сартру, Паточке, истолкованию современного искусства, в т. ч. попарта, "нового реализма", проблеме полиперспективности у Пикассо и др.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-2. Fr./M., 1996; Le concept de monde chez Heidegger, 1948; Kants Begründung der Ästhetik und ihre Bedeutung ffir die Philosophie der Kunst, 1959; Heidegger. Selbstdarstellung. Rheinbeck bei Hamb., 1973. Лит.: Distanz und Nähe. Reflexionen zur Kunst der Gegenwart. Walter Biemel zum 65. Geburtstag, 1983.

И. А. Михайлов

БИН ЦЗЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИНСВАНГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОН БОРИСФЕНИТ

БИОН БОРИСФЕНИТ (Βίων Βορυσ&ενίτης) (ок. 325-ок. 255 до н. э.), из греческой колонии на Днепре (Борисфене) - греческий странствующий мыслительэклектик, близкий к киникам. Согласно Диогену Лаэртию, в юности был продан в рабство ритору, после смерти которого получил свободу и все имущество хозяина; книги его Бион сжег, а деньги истратил на переезд в Афины, где принялся изучать философию: сначала он "принадлежал к Академии", затем, вероятно под влиянием Кратета Филанского, "обратился к киническому образу жизни, надел плащ и взял посох", потом стал приверженцем киренаика Феодора Безбожника, затем учился в Ликес у перипатетика Теофраста (Diog. L. IV 52-53). От академиков и перипатетиков Бион усвоил почтение к разуму ("не от еды удовольствие, а от размышления", Athenaeus, X 18, 35), от Феодора перенял атеистическое вольнодумство, от киников-"бесстыдство" (αναισχυντία) в поведении и грубость в выражениях, от своего хозяина-ритора унаследовал вкус к риторике и был известен как "искусный софист", пародист и острослов, полезный всем, "кто хотел ниспровергать философские учения" (IV 47). Некоторое время жил при дворе Антигона Гоната.

Литературное наследие Биона, известное по фрагментам, составляли изречения (апофтегмы) и "записки" (υπομνήματα), т. е., вероятно, записанные варианты его выступлений перед публикой. Сохранились названия двух его сочинений: "О гневе" и "О рабстве". Бион считается родоначальником кинической диатрибы на основании отсылки у Диогена Лаэртия в биографии Аристиппа ("как сообщают последователи Биона в "Диатрибах"", Diog. L. II 77, 4). Фрагменты рассуждений Биона сохранились в диатрибах киника Телега Мегарского. В изображении Телета он выступает как популярный моралист, который учит, как подняться над жизненными невзгодами и справиться с тяготами бедности, старости, изгнания и т. п. благодаря умению приспосабливаться к обстоятельствам и быть довольным тем, что имеешь.

Лет.: Kindstrand J. Г. Bion of Boiysthenes. Uppsala, 1976; Телет. Диатрибы.-В св.: Антология кинизма, изд. подготовил И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 153-171. См. лит. к ст. Киники.

М. А. Солопова

БИОЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИПОЛЯРНЫЙ МИР

БИПОЛЯРНЫЙ МИР - термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. Термин отражает реальное противостояние в мире. Мир после Великой французской революции характеризовался противоречиями между нациями-государствами, и на основании этого определяется как многополюсный. После Великой Октябрьской революции ведущим стало противостояние между двумя социальными системами-капитаяизмом и социализмом, мир этого периода называется соответственно биполярным. После 2-й мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли США, среди коммунистических-СССР. Обе страны обладали статусом великих держав, были победителями в войне, выступали центрами экспансии своих идеологий и обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны прежнее более "рыхлое" биполярное противостояние капитализма и социализма перешло в более жесткое силовое противостояние США-СССР.

По словам Г. Киссинджера, мир может быть однополярным (имеющим гегемонию), биполярным или пребывающим в хаосе. В настоящее время мир стал однополярным, хотя перспективы хаоса при этом нельзя исключить, как нельзя исключить и объединение "остального" мира в качестве полюса.

Лит.: Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997; Laue Th. von. The World Revolution of Westernization. The Twenteeth Century In Global Perspective. N.Y.-Oxf., 1987.

В. Г. Федотова

БИРӮНӢ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРУНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИХЕВИОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАВАТСКАЯ

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна [31 августа (12 сентября) 1831, Екатеринослав-24 апреля (8 мая 1891, Лондон]- теософ и литератор. Род. в семье офицера Петра фон Гана и писательницы Елены ФадеевоЙ. В 17 лет вышла замуж за генерала Блаватского, но вскоре покинула его дом. Долгое время путешествовала по США, Мексике, Южной Америке, Индии, Тибету, Египту и Европе. С 1873 поселилась в Нью-Йорке, где познакомилась с полковником Г. Олькотгом. Здесь же они организовали в 1875 Теософское общество, целью которого было "сформировать ядро всемирного Братства без различия расы, национальности, пола, касты, вероисповедания, цвета кожи", "поощрять изучение мировых религий и наук", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Теософия-религиозно-мистическое учение, основанное на вере в Единый Абсолют-Непостижимого Бога, на законе кармы и перевоплощении души, на идее бесконечной космической эволюции. Основы своего учения Блаватская изложила в книгах "Разоблаченная Изида" (1877), "Тайная доктрина" (1888) и "Ключ к теософии" (1889). Теософия в ее интерпретации есть попытка объединить в универсальное учение все религии через раскрытие общности их глубинной сути и обнаружение тождественности смыслов их символов, все философии (включая эзотерические), все науки (включая оккультные), ибо "божественная мудрость выше человеческих разделений". В "Тайной доктрине" изложены космогонические и антропогонические идеи: вечность и "периодичность" бытия, иерархичность его "планов", смена человеческих "рас". Человеческое существо состоит из трех тел: физического, астрального и ментального. Понимание высших нравственных истин и следование им должно стать главной целью последователей теософии. Это также единственный способ выявления ментального (духовного) "тела" человека. Базис теософского пути-авторитет учителя, "посвященного". Теософское общество имело последователей во многих странах Европы и Америки. В 1879 Блаватская и Олькотт переехали в Индию и открыли в Адьяре (Мадрас) штаб-квартиру общества. В 1884 Блаватская возвратилась в Европу и основала в Лондоне в 1890 европейскую штаб-квартиру общества. Она умерла во время эпидемии гриппа в Лондоне.

Соч.: Из пещер и дебрей Индостана. СПб., 1912; Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах" Мадраса. СПб., 1893; Голос безмолвия. Калуга, 1908; Тайная доктрина, т. 1-3. Л., 1991; Из пещер и дебрей Индостана. М., 1991; Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Л., 1991; Разоблаченная Исвда, т. 1-2. M., 1997; Ключ к теософии. М., 1993; Новый Панарион. М., 1994; Письма А. П. Синнепу. М., 1997; Гималайские братья. М., 1998; Смерть и бессмертие. М., 1998; Теософский словарь. М., 1998.

Лит.: Писарева Ε. Φ. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк. Киев, 1991; Нэф Мэри К. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М., 1993.

Е. Л. Мшпюгова

БЛАГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ (Ehrfurcht vor dem Leben) - основной принцип этического учения А. Швейцера, сформулированный им в 1915 и изложенный в книге "Культура и этика" и ряде других работ ("Проблема этического в развитии человеческого мышления", "Гуманность", "Учение о Благоговении перед жизнью" и др.). Он состоит в том, чтобы "высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой... Добро-то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей" (Культура и этика, с. 307). Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, т. к. соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности. Швейцер исходит из воли к жизни как элементарного, первичного и постоянно пребывающего факта сознания: когда человек мыслит, он находит в себе не мысль, как считал Декарт, а волю к жизни, выраженную в мысли. Своеобразие сознательной воли к жизни состоит в том, что она реализуется не в качестве некоторой индивидуализации, проживания самой себя, она стремится соединиться с другой волей к жизни, преодолевая тем самым драму раздвоения воли к жизни в мире. На вопрос о том, почему воля к жизни осознает себя только в человеке, нельзя дать ответа, в этом смысле этика рождается из мистики. Но это не отменяет и даже не ослабляет категорического требования "ликвидировать раздвоенность воли к жизни в той мере, в какой это подвластно влиянию моего бытия" (там же, с. 310). Благоговение перед жизнью-принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью. Оно страхует человека от самообольщения: так как человек не может жить, не нанося вреда другим живым существам, то он обречен на то, чтобы жить с нечистой совестью. Этика противостоит необходимости. Благоговение перед жизнью имеет еще ряд других преимуществ, позволяющих, по мнению Швейцера, считать его тем основным принципом нравственного, на поиски которого была направлена вся этическая мысль. Этот принцип элементарен и исключает морализирующую софистику, позволяющую прикрывать реальное зло видимым добром; тяжесть этического решения он взваливает на индивида, обязывая его каждый раз ставить на кон самого себя, ибо "истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами" (там же, с. 312); он является источником настороженного отношения к обществу, государству, безличным институтам, берущим на себя нравственные функции. Благоговение перед жизнью-больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является ее единственным принципом, т. к. задает программу жизни индивидов в форме прямых действий, не требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций.

Лит.: Швейцер А. Культура и этика. М., 1973; Он же. Благоговение перед жизнью. М., 1992, С. 500-507, 508-509; Он же. Жизнь и мысль. М., 1996, с. 84-99.

А. А. Гусейнов

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГОДАТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГОРАЗУМИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАН

БЛАН (Blanc) Луи (27 октября 1811, Мадрид - 6 декабря 1882, Канны) - французский социалист, публицист и политический деятель. Вел активную издательскую деятельность, являясь главным редактором журналов "Бон сане" (1837), "Ревю де прогре" (1839-42), "Ревю индепандант" (1841-48). После революции 1848 стал первьм социалистом, вошедшим в правительство. С февраля 1848 до 1870 в эмиграции. В 1871 избран в Национальное собрание.

В 1839 вышла получившая широкую известность небольшая работа Блана "Организация труда" (Organisation du travail, рус. пер. 1926). Главную причину социального зла Блан усматривал в конкуренции, которая приводит к нищете трудящихся масс, разорению буржуазии, экономическим кризисам. Опираясь на идеи Сен-Симона и Сисмонди о государственной организации труда, Блан считал, что государство должно взять на себя заботу о крупных промышленных предприятиях, банках, железных дорогах, создать общественные мастерские, доходы от которых пойдут не только на заработную плату рабочим (фиксированную и равную для всех) и приобретение новых материалов и средств труда, но и на помощь старикам, больным и инвалидам. Блан полагал, что такие мастерские со временем вытеснят частные предприятия и благодаря им дух коллективизма возьмет верх над буржуазным индивидуализмом.

Блан называл социализм "евангелием в действии", ибо он стремится осуществить четыре христианских принципа: "возлюбите друг друга", "не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой", "первый из вас должен быть слугой для всех прочих" и "мир всем людям доброй воли". Установление социализма в обществе не должно произойти насильственным, революционным путем, главное для Блана-"подготовить будущее, не порывая решительно с прошлым". Идеи его заложили основы того, что позднее будет названо государственным социализмом. Широко известны исторические труды Блана: пятитомная "История десяти лет-1830-1840", 12-томная "История Французской революции" (рус. пер. 1907-09), "История революции 1848 г." (рус. пер. 1907) и др. Сот.: Le Socialisme. P., 1848.

Лит.: Чернов И. Луи Блан. М„ 1906; VidalencJ. Louis Blanc (18111882). P., 1948.

M. M. Федорова

БЛАНКИ

БЛАНКИ (Blanqui) Луи-Опост (8 февраля 1805, ПюжеТенье-1 января 1881, Париж)-французский социалист, сторонник революционного свержения буржуазного строя, профессиональный революционер, посвятивший себя организации целого ряда тайных обществ ("Общество друзей народа", "Общество прав человека") и заговоров, неоднократно подвергался арестам, дважды был осужден на пожизненное заключение и в общей сложности провел в тюрьме более тридцати шести лет. Издавал журнал "Ни Бога, ни господина" (с 1879). Отстаивал идею о том, что история представляет собой лишь борьбу между нищетой и богатством. Изменение общественного строя связывал с силой, вооруженным восстанием. Для установления общественной Республики, первоочередной задачей которой является поднятие уровня жизни рабочих масс, нужна революционная диктатура, руководимая меньшинством, действующим в интересах всего народа. Коммунизм для него-общество будущего, венец цивилизации. К. Маркс, с уважением относясь к Бланки, критиковал его идеи и деятельность. Бланкизм имел значительное влияние на социалистическое движение, на революционный синдикализм и ленинизм.

Соч.: La Critique sociale, 2 vol. P., 1885; в рус. пер.: Избр. произв. М., 1952.

Лит.: Горев Б. И. Опост Бланки: его жизнь, революционная деятельность и роль в истории социализма. М., 1921; Молчанов H. И. Огюст Бланки. М., 1984; Blanqui et les blanquistes, éd. M. Aguillon et al. P., 1986.

M. M. Федорова

БЛАНШО

БЛАНШО (Blanchot) Морис (род. 22 декабря 1907, Кэн, департамент Соны и Луары) - французский философ, писатель, литературовед. Испытал влияние Ф. Ницше, Ж. Батая, М. Хайдеггера, установок сюрреализма. Бланшо развивает концепцию воли к власти, которая в рамках его философии противопоставляется самой власти: там, где для разума как властного начала находится хаос и "чистая негативность", которую необходимо преодолеть, для воли к власти только начинается "чистая позитивность". Любое нормативное задание языка-лингвистическое, семиотическое, литературное, риторическое - служит, по Бланшо, проводником власти; перевод в язык того, что само языка не имеет или существует как спонтанная речь, он также считает "упражнением во власти". Демаркационной линией, отграничивающей власть от безвластного, является книга как культурный продукт. По мнению Бланшо, мышление как опыт безвластного возможно лишь там, где устранена любая субъективность. Писать "нечто", не являющееся книгой,-значит пребывать в стихии воли к власти, в вечном возвращении, вне знаков, маркирующих предел письма как книгу. В этом "нечто" исчезает вопрос о человеке, а философия предстает как опыт чистой транс грессивности, т. е. "выхода за пределы". Человек, по Бланшо, не есть микрокосм, дублирующий в себе реальность. Он представляет собой всего лишь аббревиатуру множества частичных и неполных знаков. Т. наз. "онтологически" полные знаки, которыми, согласно Бланшо, записан человек, с точки зрения их представленности в истории, культуре или космосе являются максимально фрагментарными. Отсюда Бланшо делает вывод, что, исследуя логику бессознательных импульсов воли к власти, нельзя опираться на науку, в которой доминирует модус полноты представленности мира. Семиотику следует строить как серию различных и одновременно тождественных знаков - импульсов; они различны, асинхронны в представлении, в непосредственном же действии по своей внутренней форме они тождественны, т. е. в равной степени заняты воспроизводством реальности. Такими знаками могут быть "революция", "власть", "закон", "философия"; все они даются в открытой серии семиотического процесса, не отягощенного нормами социальности. Играть знаками социальности вне социальности - именно это Бланшо называет опытом безвластного. Синонимом трансгрессивной текстуальности Бланшо называет желание; не признавая, что есть типы действия, несводимые к желанию или "чистому" тексту, и тем самым объявляя желание атрибутом историчности, он ищет не новой социальности, а конца истории.

Соч.: L'espace littéraire. P., 1955; L'entretien infini. P., 1969; в рус. пер.: Роман о прозрачности.- В кн.: Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996; Последний человек. СПб., 1997.

M. К. Рыклин

БЛОНДЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛОНСКИЙ

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (14 (26) мая 1884, Киев15 февраля 1941, Москва] - русский психолог, историк философии, педагог. Окончил историко-философский факультет Киевского университета св. Владимира (1907). В студенческие годы переводил тексты Платона и других древнегреческих философов. Выступил с нетрадиционной оценкой Парменида (доклад на заседании Московского психологического общества в 1916, вызвавший широкую дискуссию), Гераклита, неоплатоников. В 1918 опубликовал историко-философское исследование "Философия Плотина", содержащее его перевод эннеады V 2.

Вслед за своим учителем Г. И. Челпановым в 1907 переехал в Москву, где наряду с философией начал активно заниматься педагогической психологией. С 1913 приватдоцент психологии и педагогики в Московском университете, на Высших женских педагогических курсах и в Университете Шанявского. В 1903-17 член партии эсеров, после февраля 1917 поддерживал большевиков. В 1919 создает Московскую академию народного образования (в 1921-24-Академия социального воспитания), ее первый председатель и профессор. В 1930-41 работает в Институте экспериментальной психологии, занимается исследованием психологии памяти и психологии желания. Доктор педагогических наук (1935). В 1920-е гг. разрабатывает проблемы педологии. После ее запрета в 1934 не подвергся репрессиям за педологические воззрения, но от активной педагогической деятельности отошел. Его вариант педологии отличался от инструменталистских и бихевиористских подходов более гуманизированным характером. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка и соответственно к практике воспитания. Создал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой стадии памяти выступают как этапы развития человека и его мышления, что отражается на его отношениях к действительности ("Память и мышление", 1935).

Соч.: Очерк научной психологии. М., 1921; Современная философия, ч. 1-2. M., 1918-22; Педология. M., 1925; Психологический анализ припоминания. M., 1940; Избр. педагогич. произв. М., 1961; Избр. психолог, произв. М., 1964; Психология и желания. М., 1965; Мои воспоминания. М., 1971.

Лит.: Данильченко М. Г. Педагогические взгляды П. П. Блонского. М., 1974.

И. Е. Задорожнюк

Предыдущая страница Следующая страница