Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАХ"-"БЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАХ"-"БЕС")

БАХЪЯ

БАХЪЯ (Бахье) бен Йосеф ибн Пакуда (2-я пол. 11 в.) - еврейский философ и моралист. Жил на территории мусульманской Испании, по-видимому в Сарагосе. Основной его труд "Китаб ал-хидайаила фара'ид ал-кулуб" был написан ок. 1080 по-арабски. В 1161 текст был переведен на иврит и стал известен под названием "Книга обязанностей сердца" (Sefer Hovot ha-Levavot).

Книга состоит из десяти глав, или "врат", соответствующих постепенному возвышению души, венцом которого является любовь к Богу. Своей композицией она напоминает современных Бахъя арабских мистиков. В антропологии сильно влияние платонизма. Согласно Бахье, душа, будучи "духовной субстанцией", по повелению Бога должна сочетаться с телом, что опасно для ее сущности. Разум и Тора, содержащая заповеди, дар милости Всевышнего, приходят на помощь душе в ее телесном состоянии. Предназначение человека-познавать Бога, постоянно сознавать его как своего творца. Сама возможность этики проистекает, по Бахъе, из уверенной веры (первая из 10 ступеней), которая становится, таким образом, основополагающей добродетелью. Достижение высшей ступени не означает слияния с Богом; сохраняется отдельность постигающей души.

Соч.: Kitab al-Hiddya На Fard id al-Qiilfib, ed. A. S. Yahuda, 1912; Sefer Hovot ha-Levavot, trad. Judah ibn Tibbon. Napoli, 1489. Лит.: Kaufmann D. Die Theologie des Bachja ibn Pakuda, Gesammelte Schriften, Bd. II, S. 1-98; Щаа G. La théologie ascétique de Bahya ibn Paquda, 1947; Husik J. A History of Medieval Jewish Philosophy. N.Y., 1918.

Л. Рохлина

БАШКИН

БАШКИН Матвей Семенович (ум. не ранее 1554)-русский вольнодумец 16 в. Принадлежал к Избранной тысяче дворян. Оказался невольно связан с боярской оппозицией. В результате ложных и несправедливых доносов был обвинен в отрицании Троицы, уничижении божественной сущности Христа и Св. Духа (на том основании, чтосочинил молитву к единому началу-Богу Отцу). Церковный собор признал Башкина виновным в ереси. В декабре 1553 заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через полгода состоялся новый собор, после которого, предположительно, он был сожжен.

Башкин представляет собой яркий пример русского средневекового правдолюбца, искателя добра и справедливости. Вслед за Цилом Сорским и другими белозерскими старцами ставил "сущность выше формы, внутреннее выше внешнего" (Н. И. Костомаров). Отстаивал принципы любви, равенства и братства всех людей, присущие первоначальному христианству. Своих холопов отпустил на волю, уничтожив кабальные записи. Критиковал различные злоупотребления в религиозной и социальной сфере, при этом призывал не поддаваться вражде, ненависти и другим мирским соблазнам. Собственных сочинений не сохрани

лось. О воззрениях Башкина можно узнать из двух "жалобниц" Симеона и Сильвестра, Соборной грамоты в Соловецкий монастырь о заключении игумена Артемия и из послания Ивана Васильевича Максиму Греку о ереси Башкина.

Лит.: КлибановА. И. Реформационные движения в России в 14 ΗΒΗ. 16 в. M., 1960.

Ε. Η. Бутузкчна

БАШЛЯР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕДА

БЕДА (Beda, Baeda) (672/673-735, Ярроу), впоследствии прозванный Досточтимым (Venerabilis) - христианский мыслитель, монах-бенедиктинец. Все его сочинения-работы монастырского наставника. В экзегезе и гомилиях следовал Августину, Амвросию Медиоланскому, Йерончму, предпочитая аллегорическое толкование. Разнообразны его дидактические сочинения: "De orthographia" (о правописании и синтаксисе), "De locis sanctis" (о священной географии), "De natura rerum" (об элементарных природных явлениях), "De arte metrica" (о версификации), "De schematibus et tropis" (об образах и аллегориях Библии). Работы "De temporibus" (О временах) (703) и "De temporum ratione" (Об исчислении времен) посвящены науке расчета времени и определения его интервалов: от повседневной церковной службы, срока сезонных посевов, годовых празднеств до хронологии христианской истории, веков и вечности вселенной. Исторические работы: "Жития аббатов Уирмуга и Ярроу"; "Житие св. Кутберта". Его "Церковная история англов" ("Historia ecclesiastica gentis Anglorum", 731)-основной источник нашего знания о ранней английской церкви; в ней впервые появляется идея единой английской нации. Книги Беды стали учебниками на континенте, где использовались до 12 в. В 1899 Римско-католическая церковь признала его учителем Церкви, в 1935-святым. Соч.: MPL 90-95; CCSL 118A- 123С. Лит.: Stair P. The World of Bede. L, 1970; Famulus Christi, ed. G. Bonner. L., 1976; Jones Ch. W. Bede, the Schools and the "Computus". Aldershot, 1994.

В. В. Петров

БЕЗОБРАЗНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗОБРАЗОВА

БЕЗОБРАЗОВА Мария Владимировна (29 мая (10 июня) 1857, Петербург-2 (15) сентября 1914, Москва)- русский историк философии, общественный деятель. Изучала философию в университетах Лейпцига и Цюриха (1885-91). Была первой женщиной в России,'получившей степень доктора философии (в Берне в 1891) и целиком посвятившая себя профессиональной философской деятельности. Выступала во многих городах России с публичными лекциями. Принимала активное участие в открытии первого в России Русского женского взаимно-благотворительного общества (1895), основала Этическое общество (1910), ей принадлежит идея создания Русского философского общества при Петербургском университете. Собственную философскую позицию определяла как "этический идеализм". Наиболее значительный вклад-работы, посвященные истории русской философии. В докторской диссертации "Рукописные материалы к истории философии в России" (на нем. яз.) анализировала "Диоптру" Филиппа Пустынника, "Пчелу", монастырский устав Нила Сорского и др. источники. "Отцом русской философии" называла Иоанна экзарха Болгарского, считала, что его переводы византийских сочинений способствовали созданию славянской философской терминологии.

Соч.: Handschriftliche Materialien zur Geschichte der Philosophie in Russland. Lpz., 1892; Философские этюды. M., 1892; Краткий обзор существенных моментов истории философии. М., 1894; Что такое введение в философию?-"Вопросы философии и психологии". М-, 1897, кн. 37. Из одного альбома. СПб., 1912; Исследования, лекции, мелочи. СПб., 1914.

Лит.: Ванчугов В. В. Доктор философии Бернского университета. Ο" же. Женщины в философии (из истории философии в России 19-нач. 20 вв.). М.," 1984 (в качестве приложения перевод с нем. яз. докторской диссертации); Кравченко В. В. Мария Безобразова.-"Вече. Альманах русской философии и культуры". СПб., 1995, в. 4. Архивы. ГПБ, ф. 249.

В. В. Ванчугов

БЕЙЛЬ

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18 ноября 1647, Карла - 28 декабря 1706, Роттердам) - французский философ и публицист, представитель скептицизма 17 в. Родился в семье протестантского пастыря, учился в Тулузском и Женевском университетах, был профессором философии протестантской академии в Седане. После закрытия академии Людовиком XIV был вынужден эмигрировать в Голландию. Будучи энциклопедически образованным человеком, способствовал пропаганде научных знаний, издавая с 1684 научный журнал "Новости литературной республики". Большой популярностью пользовался двухтомный "Исторический и критический словарь" (Dictionnaire historique et critique, t. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1-2. M., 1968): только в период 1697-1741 он издавался 11 раз на французском языке и 2 раза на английском.

Философское мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием как античного скептицизма (пирронизма), так и идей современных ему мыслителей: М. Монтеня, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но в отличие от декартовской формы критического сомнения скептицизм у Бейля более последователен: не только схоластика, но и труды современников должны быть выставлены на суд разума.

Скептицизм предстает у Бейля как критическая рефлексия, направленная на поиск истины. Бейль исходит при этом из того, что всем людям присущ свет "всеобщего разума" ("естественный свет") - первое правило жизни; учение, проповедуемое в Священном Писании - это "второе правило", зависящее от первого. "Естественный свет" есть высший судья, его приговор окончательный, и если утверждения Священного Писания противоречат этому приговору, то они ложны.

Бейль убежден в том, что даже в области исторических изысканий возможно довести истины до такой же (и даже большей) степени достоверности, как и достоверность математических истин. Например, утверждение о существовании Цицерона более достоверно, чем утверждения математики о существовании абсолютно прямых линий, лишенных толщины.

Скептицизм у Бейля носит конструктивный, творческий характер, он направлен на то, чтобы помочь "естественному свету" освободиться от противоречий, которых, как показывает Бейль, не лишены философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница. Так, Декарт, определяя движение как переход тела из одного места в другое, не объясняет, что он понимает под термином "место": если это пространство, отличное от самого тела, то это противоречит картезианскому тезису об отсутствии пустоты. "Предустановленная гармония" Лейбница противоречит тому, что монады у него не могут воздействовать друг на друга, ибо "не имеют окон" в окружающий мир. У Спинозы противоречива трактовка тел как частей субстанции, которую сам же он считает абсолютно неделимой.

Бейль оказал значительное влияние на французскую философию 18 в.

Соч.: Oeuvres diverses, ν. 1-4. La Haye, 1727-31; Système de la philosophie. P., 1737.

Лит.: Богуславский В. М. Пьер Бейль. М., 1995; Пиков В. Пьер Бейль. М., 1933.

М. А. Кузнецов

БЕККАРИА

БЕККАРИА Чезаре (Beccaria Cesare) (15 марта 1738, Милан - 28 ноября 1794, там же) - итальянский просветитель, юрист, публицист. Окончил юридический факультет университета в Павии. Философские взгляды Беккариа формировались под влиянием идей Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Ш. Л. Монтескье, К. Гельвеция, Д'Аламбера, Ж.-Л. Бюффона и др. Основное сочинение - "О преступлениях и наказаниях" (Dei delitti е delle pene, 1764, рус. пер. 1803). В 1766 был приглашен в Россию, но от приглашения отказался. Идеи Беккариа оказали существенное влияние как на развитие уголовного права, так и на философско-правовые учения 19-20 вв. Исходя из принципов гуманности и законности, он обосновывал право наказания с позиций теории общественного договора, т. е. необходимостью защищать "общее благо" и обеспечивать безопасность и свободу граждан. Признавая авторитет закона как гарантию от злоупотреблений, он настаивал на равенстве наказаний для всех граждан, на соответствии между совершенным преступлением и назначаемым наказанием. Цель наказания видел не в устрашении, а в его неизбежности, говорил о презумпции невиновности. Большую роль Беккариа отводил предупреждению преступности через совершенствование воспитания и законов; первым выступил против смертной казни.

Соч.: Opera, a cura di Sergio Romagnoli, vol. 1-2. Firenze, 1963; в рус. пер. - О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

Лит.: Левенсон П. Я. Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность. СПб., 1893; Решетников Ф. М. Беккариа. М., 1987.

О. А. Останина

БЕЛИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ

БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ, кн. Александр Михайлович (1752-26 декабря 1809, Петербург-русский просветитель, член Российской Академии словесности, почетный член Императорской Академии наук и Академии художеств, почетный член ряда иностранных академий.

С 1789 по 1793 служил русским посланником в королевстве Сардиния. Дипломатическая карьера пресеклась из-за того, что его донесения, по мнению Екатерины II, не содержали должной идеологической оценки революционных событий во Франции.

Основное его философское произведение "Дианиология, или Философская картина интеллекта" выдержало ряд изданий в Дрездене, Лондоне, Фрейбурге. Русское издание, подготовленное в 1795, в свет не вышло. В его трактате была предложена своеобразная классификация познавательных способностей человека. Термин ""дианиология" (в обычной транскрипции "дианайология") впервые встречается в "Новом органоне" (1764) И. Г. Ламберта. В России "Дианиология" известности не получила, в Европе-наоборот. Помимо благожелательного отзыва в йенской "Всеобщей литературной газете" (26 июня 1792), отметим интереснейшие письма И. Канта. Кант, ознакомившись с его трудом, заявил: "Вашему сиятельству суждено было разработать то, над чем я трудился в течение ряда лет,-метафизическое определение границ познавательных способностей человека, человеческого разума в его чистой спекуляции,-но только с иной, а именно с антропологической стороны, которая приучает различать границы предназначенной для каждого индивида сферы посредством разделения, которая основывается на прочных принципах и столь же нова и глубокомысленна, как и прекрасна, и понятна". Если Кант считал познавательные способности присущими человеку как таковому, то Белосельский-Белозерский, распределив людей по разным "сферам", полагал неравенство способностей естественным и неподверженным перемене.

Соч.: De la musique en Italie. La Haye, 1778; Poésies françaises d'un prince étranger. P., 1789; Epitre aux Français. Pbg., 1802; Олинька, или первоначальная любовь. Село Ясное, 1796; Dianyologie u tableau philosophique de l'entendement. Dresden, 1789; Londre,

1791; Дианиология.-В кн.: Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988, с. 274-288; Дипломатические депеши.-"Русский архив", 1877, кн. 2-3.

Лит.: Гулыга А. В. А. М. Белосельский и его трактат "Дианиология".-В кн.: Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988, с. 266-274; Кант И. Собр. соч. в 8т., т. 8. М., 1994, с. 550-552, 587-588; MawnA. Deux russes écrivains français. P., 1964; Верещагин В. A. Московский Аполлон. Пг., 1916.

A.В. Панибратцев

БЕЛЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЁМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ

БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут (15 июня 1887, Нью-Йорк- 7 сентября 1948, там же)-американский антрополог и культуролог, представительница этнопсихологического направления. Бенедикт испытала значительное влияние идей 3. Фрейда. При объяснении происхождения и сущности институтов культуры она исходила из концепции подобия индивидуальных и коллективных психологиче

ских закономерностей, а также из представления о сходстве механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. В этнографических исследованиях она развивала идеи Фрейда, рассматривая архаические культуры различных племен как проявления специфически присущих им патологий.

Главный теоретический труд Бенедикт-"Модели культуры" (Patterns of Culture. Boston, 1959), в котором обнаруживается влияние не только Фрейда, но и "философии жизни" О. Шпенглера. Основным понятием культурологической концепции Бенедикт выступает "pattern"-модель (образец) как ключ к пониманию морфологии данной культуры. Бенедикт отстаивает принцип культурного релятивизма, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте культуры. Каждая культура представляет собой определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Выявление этого стилистического единства форм, с точки зрения Бенедикт,-основная цель исследования культуры. Свой метод изучения культуры она называет "дистанцированием". Согласно Бенедикт, культуролог или антрополог вовсе не обязаны жить какое-то время в стране изучаемой культуры или знать язык ее народа. "Дистанцированное" изучение культуры предполагает анализ социологических и этнографических данных, фольклора, религиозных верований, художественной и научной литературы, прессы, киноискусства и т. д.

Бенедикт признавала первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики. При этом межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии. Но между обществом и индивидом существует неразрывная взаимосвязь, и личность, с точки зрения Бенедикт, следует изучать именно в системе этой взаимосвязи. Метод "дистанцирования" и концепция культурного релятивизма в начале 1940-х гг. были использованы ею для критики германского фашизма и японского милитаризма.

Соч.: Race: Science and Politics. N.Y., 1940; The Chrysanthemum and the Sword. N.Y., 1943; Психологические типы в культурах ЮгоЗапада США.-В кн.: Антология исследований культуры. СПб., 1997.

Лит.: MeadM. R. Benedict. N.Y.-L, 1997.

Т. П. Лифинцева

БЕНЕКЕ

БЕНЕКЕ (Beneke) Фридрих Эдуард (17 февраля 1798, Берлин-1 марта 1854, там же)-немецкий философ, представитель эмпирически ориентированного психологизма. Изучал философию и теологию в Галле и Берлине. Преподавал в Берлине (1820) и Геттингене (с 1822). С 1827 профессор в Берлине. В полемике с философами немецкого идеализма (в особенности с преподававшим тогда в Берлине Гегелем) Бенеке, опираясь на Канта и Дакка, отстаивал тезис о том, что индуктивная психология может стать основой не только теории познания, но также логики, этики и метафизики. Считая, что априорного знания не существует, Бенеке в целом развивал идеи, сходные с английской ассоциативной психологией и учением Шотландской школы философии здравого смысла; его последние труды несут на себе печать влияния Гербарта. Психологическое исследование, по Бенеке, должно основываться на внутреннем опыте-это естествознание "внутреннего чувства". Корректируя учение Локка о сознании как "чистой доске" (tabula rasa), Бенеке исходит из представления о "задатках", которые могут быть развиты внешними побуждениями. Душа-сумма "задатков" (или "способностей"), стремящихся к своему осуществлению. Эти способности многогранны, душевными образованиями они становятся тогда, когда соединяются с адекватными им раздражителями, что порождает первоначальные ощущения; душа приобретает в своем развитии новые душевные способности и приводит затем к возникновению представлений. Представления обладают способностью притягивать друг друга в зависимости от степени однородности своего содержания и стремиться к более устойчивым соединениям. Если душевные образования (в т. ч. "дарование" и "талант") появляются в результате воздействия раздражений на способности души, то воспитание должно так упорядочить воздействие раздражений, чтобы они соответствовали его цели-развитию, обогащению и укреплению первичных способностей. Таким образом, психология лежит в основе педагогики Бенеке, а философия становится истолкованием самопознания человека.

Соч.: Erkenntnislehre nach dem Bewusstsein der reinen Vernunft. Jena, 1920; Erfahrungslehre als Grundlage alles Wissens in ihren Hauptzügen dargestellt. Jena, 1920 (Repr.: Amst., 1965); Neue Grundlegung zur Metaphysik. B., 1822; Kant und die Philosophische Aulgabe unserer Zeit. Eine Jubeldenkschrift auf die Kritik der reinen Vernunft. B., 1832; Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft. B., 1833 (Repr.: Brüssel, 1969); Die Psychologie in ihrem Verhältnis zur Erfahrung, zur Spekulation und zum Leben. B., 1833; Grundlinien des natürlichen Systems der praktischen Philosophie, Bd. 1-4. В., 1837-40; System der Logik als Kunstlehre des Denkens, Bd. 1-2. В., 1842.

И. А. Михайлов

БЕНЗЕ

БЕНЗЕ (Bense) Макс (1910, Страсбург-1990)-немецкий философ, интенсивно занимавшийся информационной и семиотической эстетикой. Изучал в Бонне (1930-34) и в Кельне (1934-35) физику и математику. Защитил диссертацию "Квантовая механика и относительность существования" у О. Беккера. В 1946 опубликовал труд "Контуры гуманитарной истории математики" (т. 1-2), который защитил в качестве второй диссертации в университете Иены. С 1946-профессор философии в этом университете. С 1949-в Высшей технической школе Штутгарта. Основатель кружка "Духовная жизнь Франции".

С сер. 1950-х гг. Бензе сосредоточил усилия на создании "объективной эстетики", которая строится им на основе кибернетики и теории информации. Информационная эстетика рассматривается Бензе как наука о математических и технических основах творческого процесса. В противовес "рецептивной эстетике", которая делает своим предметом эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие художественных произведений, "объективная" (или информационная) эстетика дает методический анализ художественных произведений как объективно данного.

От объективной эстетики Бензе обратился к семиотике. Он выпускает ряд работ по теории семиотики-"Семиотика. Общая теория знаков" (1967); "Семиотический процесс и системы" (1975), а также основывает серию "Исследования оснований кибернетики и наук о духе" (1960) и международный квартальник по семиотике и эстетике "Semiosis" (1975). С семиотической точки зрения Бензе рассматривает не только эстетические, но и гносеологические и отологические проблемы. В нач. 1970-х гг. он строит теорию семиотической эстетики ("Знак и дизайн. Семиотическая эстетика", 1971; "Эстетика", 1982). Согласно ему, художественное произведение не отображает и не репрезентирует внешний мир, оно обладает собственной реальностью. Бензе считается основателем штутгартской эстетической школы.

Соч.: Quantenmechanik und Daseinsrelativität. Köln, 1938; Geist der Mathematik. Münch., 1939; Einleitung in die Philosophie. Münch., 1942; Konturen eines Geistesgeschichte der Mathematik. Hamb., 1946; Philosophie als Forschung. Köln, 1947; Technische Intelligenz. Stuttg., 1949; Der Begriff der Naturphilosophie. Stuttg., 1953; Aesthetica, Bd. 1-4. Stuttg., 1954-60; Semiotik. Allgemeine Theorie der Zeichen. Baden-Baden, 1957; Einfiihrung in die infonnationstheoretische Aesthetik. Hamb., 1969; Zeichen und Design. Semiotische Aesthetik. Baden-Baden, 1983; Repräsentation und Fundierung der Realitäten. Baden-Baden,1986.

Лиг.: Semiosis, 17/18, 1980 (Sonderheft zum 70. Geburtstag); Semiosis (36-38), 1985, Sonderheft zum 75. Geburtstag; Zeichen von Zeichen. Festschrift. Baden-Baden, 1990.

А. П. Огурцов

БЕНТАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЬЯМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ

БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович) (наст. фам. Берви; псевд. Флеровский Н. и др.) [28 апреля (10 мая) 1829, Рязань-4 октября 1918, Юзовка]- русский социолог, экономист, публицист, видный представитель революционного народничества. Окончил юридический факультет Казанского университета (1849). В 1849-61 служил в министерстве юстиции в Петербурге, занимался научно-преподавательской деятельностью, сблизился с революционной интеллигенцией. В 1862-87 несколько раз арестовывался, отбывал ссылку в Астрахани, Сибири, Архангельской губернии. В 1893 выезжал в Лондон и Женеву. В 1896 служащий земства в Костроме, с 1897 работал счетоводом в Юзовке. Берви-Флеровский сформулировал принципы "революционной этики" как "религии равенства". Считал народ творцом истории: на принципах демократии и самоуправления он сможет построить "общество-организм", которое обеспечит полное равенство всех граждан и создаст условия для свободного развития личности. В философии занимал материалистические позиции: развитие органической жизни на земле понимал как результат длительной эволюции; в теории познания признавал взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и обществе; "неисчерпаемым источником непрерывного движения" считал противоречия.

Соч.: Азбука социальных наук, ч. 1-2. СПб., 1869; ч. 3. Лондон, 1894; Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина. СПб., 1878; Критика основных идей естествознания. СПб., 1904; Записки революционера-мечтателя. М.-Л., 1929; Избр. эконом. произв., т. 1-2. М„ 1958-59.

Лит.: Аптекман О. В. Василий Васильевич Берви-Флеровский. По материалам бывшего III отделения и ДГП. Л., 1925; Подоров Г. М. Экономические воззрения В. В. Берви-Флеровекого. М., 1952; Шелгунов Н. В. Воспоминания. М.-Пг., 1923.

H. M. Северикова

БЕРГ

БЕРГ Лев Семенович (Симонович) [2 (14) марта 1876, Бендеры (ныне в Молдове) - 24 декабря 1950, Ленин

град]-русский зоолог, географ, эволюционист, историк и философ науки, этнограф; "последний энциклопедист XX века". Окончил физ.-мат. фак-т Моск. ун-та (1899), в 1913-16-профессор Московского сельскохозяйственного института, с 1916 до конца жизни-зав, кафедрой физич. географии СПб. ун-та, Сталинская премия (1951), академик (1946). Именем Берга названо 6 географических объектов и 62 биологических таксона.

Стоя в стороне от политики, Берг остро переживал ужасы войны и революции, трактуя их как краткое торжество борьбы над сотрудничеством. В трех трудах по теории эволюции (1922) дан исторический и философский анализ основных понятий (эволюция, прогресс, борьба, целесообразность, случайность, появление нового, простота теории, направленность), на основании чего отвергнута роль борьбы как фактора эволюции (в природе и в обществе), резко ограничена роль естественного отбора (он лишь охраняет норму) и выдвинута собственная теория - номогенез, встретившая жесткую критику (в основном политического толка, ибо дарвинизм выступал как часть официальной доктрины).

По Бергу, организмы изменяются по собственным законам, так что видообразование идет не из одной точки, где случайно возникла нужная комбинация признаков (как у Ч. Дарвина), а сразу во многих местах. Отбор отсекает не худшие признаки, а нежизнеспособные системы (в нынешних терминах, плохие нормы) и неспособен создавать сам новое. Тем самым приспособление - не основной (как у Дарвина) процесс эволюции, но лишь средство сопрячь возможности организма с требованиями среды (как у Г. Спенсера и А. Бергсона). Целесообразность живого столь же элементарное (неразложимое) свойство, каким у Дарвина была способность организмов неограниченно размножаться.

Соч.: Избр. труды, т. 1-5. М.-Л., 1956-62; Труды по теории эволюции. 1922-1930. Л., 1977; Nomogenesis. N.Y., 1971 (3-е изд.).

Лит.: По поводу теории эволюции Л. С. Берга.-"Природа", 1979, № 9; Мурзаев Э. М. Лев Семенович Берг. М., 1983.

Ю. В. Чайковский

БЕРГСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДЯЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЁРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРКЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРМАН

БЕРМАН Яков Александрович (1868-1933)-русский юрист и философ. Окончил юридический факультет Московского университета (1890). Участник социал-демократического движения. После революции 1917 преподавал в различных высших учебных заведениях, профессор Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова и Московского университета. В дооктябрьский период Берман принадлежал к философскому направлению в российской социал-демократии, пытавшемуся соединить марксизм с учением Э. Маха. По Берману, марксизм является гл. о. теорией общественного развития и не зависит от какого-либо философского учения. Диалектика Маркса и Энгельса, представляющая собой лишь пережиток гегелевской идеалистической философии, не является философской теорией. Выработанные Марксом и Энгельсом некоторые философские предпосылки должны быть развиты с помощью учения Маха, являющегося чисто философским, гл. о. гносеологическим, учением, не имеющим ничего общего ни с идеализмом, ни с реализмом, ни с материализмом. Берман высоко ценил также решение проблемы познания в прагматизме. В работах Бермана содержатся историко-философские экскурсы, посвященные, в частности, анализу философии Гегеля, И. Дицгена, Плеханова и др.

Соч.: Марксизм или махизм.- "Образование" (СПб.), 1906, № 1 la, с. 49-86; Диалектика в свете современной теории познания. М., 1908; О диалектике.-В сб.: Очерки по философии марксизма. Философский сборник. СПб., 1908; Сущность прагматизма. Новые течения в науке о мышлении. М., 1911.

Лит.: История философии в СССР, т. 4. М., 1971, с. 189-190, 316. β. Φ. Пустарнаков

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (Bemardus abbas Clarae Valus, Bernard de Clairvaux), (1090, Фонтен, Бургундия- 1153, Клерво)-деятель Католической церкви, мистик, богослов, христианский неоплатоник. Происходил из знатной аристократической семьи. Учился в шатильонской школе клириков, решив обратиться к монашеской жизни,. собрал вокруг себя ок. 30 человек единомышленников ив 1112 вступил в монастырь Сито. В 1115 с несколькими монахами основал монастырь Клерво, аббатом которого оставался до конца жизни. С 1118 принимал активное участие в основании цистерцианских монастырей, число которых в Европе к 1153 достигло 63. Религиозное подвижничество и неутомимая энергия способствовали росту авторитета Бернарда Клервоского не только внутри ордена, но и за его пределами: он выступал за регламентирование жизни клира, возвращение к идеалам бедности и целомудрия; последовательно отстаивая интересы церкви и папства, тем не менее активно вмешивался в дела не только папской курии, но и королевской власти, вызывая порой их недовольство. Сторонник "воинствующей" церкви, он стал одним из вдохновителей 2-го крестового похода, принимал непосредственное участие в церковных осуждениях Арнольда Брешианского, Гильберта Порретанского, а также Абеляра. В 1174 был канонизирован Католической церковью.

Из многочисленных сочинений Бернарда Клервоского (трактатов, проповедей, писем) наиболее известны "О любви к Богу" (De diUgendo Dei), "О благодати и свободном выборе" (De gratia et libero arbitrio), "О созерцании" (De consideraüone), "О восхвалении Девы" (De Laudibus Virginia), комментарий на библейскую "Песнь песней".

Тема богословско-философских размышлений Бернарда - пути соединения человека с Богом; любовь к Богу, пройдя двенадцать ступеней развития, завершается экстатическим слиянием души с Богом в мистическом созерцании.

В трактате "О благодати и свободном выборе" Бернард продолжает обсуждение вопроса, поставленного Августином. Согласно Бернарду, свободный выбор человека (liberum aitoitrium) всегда соотносится с разумом, направляющим волю человека к благу и помогающим ему избегать страстей. Три вида свободы составляют основу свободного выбора: свобода от необходимости (libertas a necessitate), выделяющая человека как существо с бессмертной дущой и разумом среди других творений; свобода благодати (libertas gratiae), илисвобода от греха, которая может вернуть человека к его первоначальной невинности; свобода от страдания (libertas a miseria), илисвобода жизни, дающая человеку возможность преодолеть греховность настолько, чтобы стало невозможным грешить. Сочинения Бернарда оказали влияние на средневековых богословов-прежде всего Бонавентуру и других мыслителей августинианского направления.

Соч.: MPL, t. 182-185; Sämtliche Werke, Bd. 1-2. Innsbruck, 199192; в рус. пер.: О благодати и свободе воли.-В кн.: Средние века, 45. M., 1982, с. 265-297.

Лит.: Браг Р. Антропология смирения.-"ВФ", 1999, ¹ 5; Gilson E. La théologie mystique de St. Bernard. P., 1934; Wlery-Kadot. Bernard de Fontaines: Abbé de Clairvaux, 2 vol., 1963-69; Saint Bernard et la philosophie, ed. R. Brague. P., 1993.

О. В. Голова

БЕРНАРД СИЛЬВЕСТР

БЕРНАРД СИЛЬВЕСТР, Бернард Турский (Bemardus Silvestris, Turonensis) (ум. после 1167) -французский поэтфилософ, гуманист. В сер. 12 в. преподавал в Type. Догадка Клерваля, что он одно лицо с Бернардом из Мелана, канцлером Шартра с 1156 и епископом Кемпера с 1159 по 1167, не документирована. О связи с Шартром говорит посвящение Бернардом своего главного труда "славнейшему доктору" Тьерри Шартрскому. В этом трактате "О совокупности мира, или Мегакосм и Микрокосм" (De mundi universitate, sive megacosmus et microcosmus, 1145-53) в ритмизованной прозе и элегическом дистихе Природа слезно просит божественное провидение (Нус, Логос, Порождение Божие) внести красоту и порядок в хаос Гиле, первовещества. Нус расплетает материю на четыре простых стихии и дает из -себя "истечь как бы в эманации" Энделехии (sic). Душе мира (она же Св. Дух), которая "информирует" вселенную с помощью старого демиурга Пантоформа. Нус затем просит Натуру позвать Уранию, цари

цу звезд, и Фюсис, естество низшего мира, чтобы создать из оставшихся стихий Микрокосм, человека. В Нусе, хранителе вечных идей, образцовых форм всего в мире вплоть до индивидов, перстом всевышнего планировщика (dispunctoris) расчерчена ткань времен, череда судеб, расположение веков. Первоматерия не названа независимой от Творца; "эманацию" можно понять как акт воли. Другие сочинения Бернарда: "Об образе достойной жизни", аллегорический комментарий к 6 кн. "Энеиды", трактат по геомантике "Экспериментариус" (пер. с арабского), астрологический трактат "Математик".

Соч.: De mundi universitate, ed. С. S. Barach, J. Wrobel. Innsbruck, 1876; repr. N.Y.-Fr./M., 1964; Commentum super sex libros Eneidos, ed. G. Riedel. Greifswald, 1924; Mathematicus, ed. B. Hauréau, P., 1895; Experimentarius, ed. M. Brini-Savorelli.-"Rivista critica di storia di filosofia", 1959,14; Dictamen, ed. M. Bruni-Savorelli.- Ibid., 1965, 20. Лит.: Gilson E. La cosmogonie de Bemardus Silvestris.-"Archives d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen âge", 1928, 3; Sitverstein T. The fabulous cosmogony of Bemardus Silvestris.-"Modem philology". 1948-49, 46.

В. В. Бибихин

БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ

БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ (Bernard de Chartres, Bemardus Camotensis) (Нормандия?-1126/1130, Париж?)-французский неоплатоник, богослов, педагог. С Бернарда начинается полувековой расцвет Шартрской школы, где он был магистром с 1114 и канцлером с 1119 по 1124/26; для Иоанна Солсберийского он-ученый-святой с магическим искусством преподавания, величайший не признанный в свою эпоху светоч подлинного знания. Бернард отдавал безусловное первенство этике как совершенствованию в созерцательных практических добродетелях (по Аристотелю); считал благодать источником как нравственных, так и интеллектуальных добродетелей, освящая т. о. занятия науками и искусствами. В их основу ставилась грамматика. В слове как семени всякого будущего знания Бернард учил открывать внутренний, переносный и поэтический смысл. Символическая герменевтика легко позволяла интегрировать в систему христианского знания латинских, греческих, арабских философов и писателей. "Тимей" прочитывался как описание библейского творения, платоновско-аристотелевская идея-как мысль божественного провидения.

Соч.: Glosae super Platonem, ed. P. E. Dutton. Toronto, 1991. Лит.: lohames Saresberiensis. Metalogicus I 5, 23; III 4; Gilson E. Le Platonisme de Bernard de Chartres.-"Revue Néoscolastique de philosophie" (Louvain), 1923, vol. 25; Jeameau E. "Lecti philosophorum". Recherches sur l'École de Chartres. Amst., 1973.

В. В. Бибихин

БЕРНШТЕЙН

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (16 января 1850, Берлин-8 декабря 1932, Берлин)-видный деятель немецкой социал-демократии, идеолог ревизии марксизма, теоретик реформизма. Окончил Коммерческую школу в Берлине, работал банковским служащим. В 1872 вступил в СДПГ, в 1878 эмигрировал в Швейцарию, где сотрудничал с "Die Zukunft", в 1880 стал редактором "Sozialdemokrat", в 1888 вынужден был переехать вместе с редакцией в Англию. В 1901 вернулся в Германию, где прожил до конца жизни. Свои взгляды о пересмотре марксизма он изложил в серии статей "Проблемы социализма" (1896-98), а затем в работе "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgabe der Sozialdemokratie. Stuttg., 1899; рус. пер. M., 1901). Октябрьскую революцию Бернштейн не принял, во время Германской революции 1918 был заместителем министра финансов, не признавал экспроприацию частной собственности, позже выступал в защиту Веймарской республики, составил новую программу СДПГ, в которой изложил суть "эволюционного социализма". Бернштейн не считал Маркса философом (как и себя), а гегелевскую диалектику оценивал как "безжизненную спекуляцию". Марксов материализм, по его мнению, ведет к фатализму, пренебрежению духовными процессами, тогда как социальное освобождение обусловлено совершенствованием моральных и правовых норм. В работе "Возможен ли научный социализм" (Wie ist der wissenschaftliche Sozialismus möglich. B., 1901; рус, пер. Одесса, 1906) он говорил о невозможности обоснования научного социализма, который не должен трактоваться как историческая закономерность, ибо представляет собой стремление людей к идеалу. Поскольку цель движения - идеал, постольку она недостижима. Этот тезис является обоснованием лозунга Бернштейна: "Цель-ничто, движение-все".

Лит.: Die Bernstein-Debatte, Die polit-ideologischen Strömungen und die Parteiideologie in der Sozialdemokratischen Partei Deutschland. 1898-1903. Helsinki, 1994.

M. A. Xeaewu

БЕРТАЛАНФИ

БЕРТАЛАНФИ (Bertalanfiy) Людвиг фон (19 сентября 1901, Ацгерсдорф, Австрия - 12 июня 1972, Буффало, США)-биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. В 1934-48 работал в Венском университете, в 1949-72-в университетах Канады и США. В первых работах по теоретической биологии (кон. 1920-х гг.) Берталанфи пытался преодолеть противоположность механицизма и витализма и наметил основы организмического подхода к биологическим объектам как к организованным динамическим системам. В 1930-х гг. выдвинул теорию открытых биологических систем, обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать определенного конечного состояния независимо от начальных условий системы). Для описания подобных систем широко применял формальный аппарат термодинамики и физической химии. Использовал принципы теории открытыхсистем для анализа ряда биологических проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 1940-х гг. Берталанфи выдвинул программу построения общей теории систем, предусматривающую формулирование общих принципов и законов поведения систем, независимо от вида и природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. Программа Берталанфи, близкая по своим идеям к тектологии А. А. Богданова, теоретической кибернетике, термодинамике необратимых процессов и синергетике, вызвала широкий научный резонанс. Однако в ходе ее реализации выявились противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории систем статуса философии современной науки (первоначально Берталанфи именно так трактовал общую теорию систем, но потом отказался от этого), недостаточной разработанностью концептуального аппарата этой теории, отсутствием в ней различения науки как вида деятельности и как ее результата, принятием ошибочного предположения о том, чтоструктура природы изоморфна структуре науки и т. п. В последние годы жизни Берталанфи преимущественно разрабатывал системную организмическую концепцию человека, отводя ведущую роль способности человека действовать с символами. Берталанфи-один из основателей международного Общества по разработке общей теории систем (с 1954).

Соч.: Kritische Theorie der Formbildung. В., 1928; Theoretische Biologie. Bd. 1-2. В., 1932-42; Das biologische Weitbild. Bern, 1949; Zu einer allgemeinen Systemlehre.- "Biologia Generalis", 1949, Bd. 19; Biophysik des Fliessgleichgewichts. Braunsweig, 1953; Allgemeine Systemtheorie, und die Einheit der Wissenschaften.-Atti del XII Congresso Intemazionale di Filosofia, vol V. Firenze, 1962; Robots, Men and Minds. Ν,Υ., 1967; Organismic Psychology and Systems Theory. Barre, 1968; General System Theory. Foundations, Development, Applications. N.Y., 1968.; Perspectives in General System Theory. Scientific-Philosophical Studies. Ed. by Е. Taschdjian. N.Y., 1976; Общая теория систем, критический обзор.-В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969; Общая теория систем - обзор проблем и результатов.-В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969. M., 1969; История и статус общей теории систем.-В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973. M., 1973; Лит.: Эшби У. Росс. Общая теория систем как новая научная дисциплина.-В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969; Садовский В. H. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974; Unity Through Diversity. A Festshrift for Ludwig von Bertalanfiy. Ed. by W. Grey and N. D. Rizzo. Parts 1-2. N.Y., 1973.

В. Н. Садовский

БЕСКОНЕЧНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница