Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БЁМЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЁМЕ

БЁМЕ Якоб (Jakob Böhme, Jacob Воете) (1575, Альтзейденберг, близ Гёрлица-17 ноября 1624, Гёрлиц) - немецкий мистик, мыслитель и философ. Сын крестьянина, отличавшийся слабым здоровьем, Бёме получил лишь скудное образование первых классов начальной школы, в юности пас скот, был учеником сапожника, затем мастером и владельцем сапожной лавки в Гёрлице, впоследствии сменил ремесленничество на (малодоходную) торговлю. Был примерным семьянином и отцом четырех детей.

Присущие Бёме черты визионерства и харизматического лидерства (при большой скромности и душевной мягкости) в соединении с его религиозной неортодоксальностью вызвали гонения на него со стороны церкви, но в то же время привлекли к нему в последние годы жизни немало образованных, в т. ч. знатных сторонников, давших ему почетный титул Philosophus Teutonicus. Через них сочинения и идеи Бёме становятся известными и находят множество приверженцев во всех протестантских странах (особенно в Голландии и Англии). Его учение находит глубокий отклик в немецкой религиозной философии кон. 18 -нач. 19 в. (пиетисты, Гердер, Гёте, Баадер, Фр. Щлегель и др. романтики, Гегель, Шеллинг).

Основные произведения: "Аврора, или Утренняя заря в восхождении" (1612, рус. пер. 1914), "О троякой жизни человека" (1619-20), "О вочеловечении Иисуса Христа" (1620), "De signature rerum" (1621-22), "О выборе по благодати" (1623), "Mysterium magnum" (1623). Кроме этого Бёме принадлежат 11 теоретических и 11 практических (религиозно-наставительных) трактатов, 8 полемическиапологетических сочинений и 79 писем ("посланий"), часть которых считается самостоятельными трактатами. При жизни был издан только сборник "Путь ко Христу" (1624). В 1628-78 вышло в свет ок. 50 изданий различных его произведений. Собр. соч.: 1682, 1715, 1730-31 (3-е, лучшее, переиздано в 1955-61), 1831-47.

В мышлении Бёме религиозные и философские идеи неразрывно слиты с мифопоэтическими образами, и в этом он близок традициям неоплатонизма, гностицизма, алхимии, герметизма, немецкой средневековой мистики, импульсы которой он воспринял (Мейстер Экхарт). Свойственный ему символизм затруднял рациональное истолкование его учения (поскольку у Бёме "нет метода и порядка в изложении своих мыслей, то очень трудно дать представление о его философии".-Гегель. Соч., т. XI. Л.-М., 1935, с. 230). Будучи автодидактом, Бёме не признавал иных источников познания, кроме текста Библии и собственной души; в его текстах трудно обнаружить скрытые цитаты, распознаются лишь влияния Парацельса, у которого Бёме заимствовал отдельные термины (напр., "сигнатуры"), а общепринятые в ту эпоху алхимические и даже оккультистские термины (как и терминология мистики) получают у него оригинальный смысл.

Основной мотив "богомудрия" Бёме-желание очистить исказившуюся, по его мнению, традицию и на этой основе установить вечный религиозный мир в обществе, а отдель- ным людям дать образец "истинного христианского процесса" (т. с. духовной практики), ведущего к спасению. Бёме расходится с господствующей традицией в вопросе о предопределении и природе зла: он недвусмысленно решает его в пользу свободы как Бога, так и человека, а зло понимает как необходимый момент свободы Бога. Центральная идея Бёме-самооткровение Бога, которое он мыслит как универсальную бытийную модель и основные модусы которого выражает терминами "в себе", "вне (из) себя" и "для себя". Бог в себе есть, по Бёме, вечное Ничто, "безоснова" (или "беспричина", Ungrund), трансцендентное благо и свобода, "чистая Божественность", вечное Единое, безначальная воля, имеющая объектом лишь себя самое. В качестве таковой она - "вечное око" и одновременно "зерцало Бога", т. е. абсолютное и самодостаточное самосознание Бога. В силу своей неограниченной свободы эта воля. И вечно пребывает в Ничто, и является "волей к нечто", т. е. к самооткровению, которое начинается с "самовмещения" "беспричинной воли" (Отца как лица Троицы) в себе самой как причине и сущности себя самой. Т. о.. Отец вечно рождает совечного себе Сына ("вечное Слово", "Сердце"), Для дальнейшего откровения воля должна "выйти из-себя", и это "исхождение" Бёме называет Св. Духом, а его результат-самообозримостью Бога, Премудростью, "произнесенным Словом", в котором единый Бог открывает себя в качестве Троицы. В процессе самооткровения как "вечной игры" Бога воля с необходи

мостью порождает "противоволю" как принцип движения духа вне чистой Божественности. Первый этап этого движения-"вечная природа", мир чистых сущностей, где взаимосложение воли и противоволи приводит к "сжатию", порождающему "огненную молнию", два аспекта которой (огонь и свет) образуют соответственно "царство мрака" (1-й принцип) и "царство радости" (2-й принцип). В последнем Слово становится "оформленным". Результат взаимодействия двух "принципов"-материальная природа (3-й принцип) и человек. Бытие бесконечно многих сущностей, обусловленное оформлением Слова, Бёме называет "имагинацией" (т. е. "вхождением в образ"), а ее восприятие человеком в аспекте множественности - "фантазией" (наваждением). Символическое самораскрытие Слова совершается не механически, а свободно, а потому сопровождается злом (диаболом) как меональной репликой символа. Т. о., Бог в себе трансцендентен и самодостаточен, но он же, вечно разыгрывающий самооткровение, имманентен всему, что разыгрывает. Эта игра-речь Бога, разорванная паузами зла и мрака как собственным необходимым внутренним моментом, вбжзи своего источника звучащая чисто и громко, а в наибольшем отдалении от него, на уровне материальной природы-глухо, тихо и искаженно. Однако в человеческом духе, освобожденном пришествием и подвигом Христа, заключена возможность обратного вхождения в царство вечно неомраченного духа и свободы. В трактовке "христианского процесса" Бёме следует мистической традиции: человек спасается, гася в себе "самоценность" и становясь чистым проводником Слова Божьего. Обращаясь внутрь себя посредством смирения и отрешенности, душа перестает быть лишь зеркалом Духа и обретает субстанциальное тождество с ним, а звучащее Слово, получая таким образом свое эхо, познает, до каких пределов оно дошло, и становится "для себя", символически оформляет себя. Путь восстановления изначальной целостности человека, нарушенной грехопадением, Бёме вслед за алхимиками видит еще и в достижении андрогинного единства изначального Адама (и Христа), ведущем к новому рождению человека как символического, причастного к вечности и свободного существа. "Утренняя заря" возрождения истинной религии, предвозвещающей "день Божий", и есть смысл той миссии, к которой Бёме чувствовал себя призванным, Из многочисленных попыток усвоения идей Бёме наиболее плодотворными были в философии позднего Шеллинга и в "аналитической психологии" К. Г. Юнга.

Соч.: Sämtliche Schriften, hrsg. von A. Faust und W. E. Peuckert, Bd. 1-11. Stuttg., 1955-61; Die Urechriften, hrsg. von Werner Buddecke, Bd. 1-2. Stuttg., 1963-66; врус. пер.: Aurora, илиУтренняя заря в восхождении, пер. А Петровского. М., 1914 (репринт: М., 1990), Лит.: Смирнов-Пштонов Г. П. Русские переводы Якоба Бёме. - "Библиографические записки", 1858, № 5, с. 129-137; Peuckert W.-E. Das Leben Jakob Böhmes. Jena, 1924; Koyri A. La philosophie de Jacob Boehme. P., 1929; Berdjajew N. Jakob Böhmes Lehre von Ungrund und Freiheit.-"Blätter für deutsche Philosophie" (B.), 1932, 6(3); BewE. Der vollkommene Mensch nach Jacob Böhme. Stuttg., 1937; WihrC. Jakob Boome in Selbszeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1971; Gnwsky H. Jacob Böhme. Stuttg., 1984.

Б. М. Бакусев

В начало энциклопедии