Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis; Berenger de Tours) (ок. 999, вероятно, Typ-10 января 1088, монастырь св. Космы вблизи Тура) '-философ и богослов, известный главным образом участием в евхаристических спорах 11 в. Учился у Фульбера в Шартре; после 1029- каноник кафедрального собора в Type и глава школы св. Мартина.

Беренгар утверждал, что при познании истины человеку следует прибегать к разуму, а не к авторитету. Принципы же разума-логические принципы, и потому законы логики можно применить ко всему, в т. ч. к разбору догматов и таинств.

В сочинении "О причастии против Ланфранка" (De sacra coena adversus Lanfrancum) Беренгар дает рациональное толкование христианского учения о таинстве причастия, отвергая принятую католической церковью доктрину пресуществления. Согласно Беренгару, хлеб и вино после освящения в литургии становятся телом и кровью Христа не реально, но символически. Он считал невозможным изменение субстанции без соответствующего изменения акциденций. Исходя из неотделимости акциденций от субстанции, он утверждает, что если в таинстве причастия после освящения акциденции хлеба продолжают существовать, то должна оставаться и его субстанция. Поэтому действием освящения, по Беренгару, к существующей форме хлеба добавляется форма божественного тела Христова, оказывающая просветляющее действие в душах верующих.

Дискуссия Беренгара с Ланфранком-один из ранних образцов применения схоластического метода, когда логикограмматические аргументы становятся определяющими. Принцип, что невозможно утверждение, в котором понятие-субъект вступает в противоречие с понятиями-предикатами,-в этом случае предикаты как бы уничтожают субъект,-Беренгар применяет к словам освящения в литургии "Сие (при этом указывается на хлеб благодарения) есть Тело Мое". Поскольку, как считали тогдашние грамматики, местоимение подставляется вместо субстанции веши, то местоимение "сие" указывает на субстанцию хлеба, сохраняющуюся неизменной. В противовес этому Ланфранк использует аристотелевские категории субстанции и акциденций, чтобы описать изменения, происходящие в таинстве евхаристии с хлебом и вином. По его мнению, субстанция хлеба прекращает свое существование со словами освящения и в силу этих слов. Т. о. в утверждении "Сие есть Тело Мое" субъект высказывания (субстанция хлеба) как раз и был бы уничтожен предикатом.

Постулат Беренгара о неотделимости акциденций от субстанции связан с допущением реального существования только единичных субстанций, слитых со всеми своими акциденциями, и отрицанием существования универсалий, т. е. общих для многих индивидов сущностей как некоторой самостоятельной реальности. Эти идеи Беренгара близки к номинализму, позднее сформулированному Рос целиком. Учение Беренгара было осуждено католической церковью, и он был принужден дважды (на Латеранском соборе 1059 и на соборе в Пуатье 1076) против воли отказываться от своих воззрений на причастие.

Соч.: Berengarii Turonensis De Sacra Coena adversus Lanfrancum, hrsg. von A F. und F. Th. Vischer. В., 1834; Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe, hrsg. von H. Sudendorf. Hamb.-Gotha, 1850.

Лит.: Helft Th. Essai historique sur les rapports entre la philosophie et la fçi de Berenger de Tours à S. Thomas d'Aquin. P., 1909; Geiselmam /. R. Die Eucharistielehre der Voischolastik. Paderbom, 1926; McDonaldA. J. Berengar and the Reform of Sacramental Doctrine. L„ 1930 (repr. 1977); Mom 0. Berenger contre Berenger.- "Recherches de théologie ancienne et médiévale". Louvain, 4 (1932), p, 109-133.

В. П. Гайденко

В начало энциклопедии