Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БИНСВАНГЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БИНСВАНГЕР

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (5 апреля 1881, Кройцлинген, Швейцария-5 февраля 1966, Амриссвиль) - швейцарский психиатр и философ. Получил медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе. В 1906 начал работать в клинике Бургхельцли под руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. В 1911-56 руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В 1956 был награжден высшей для психиатров наградой-медалью Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальным психоанализом, Бинсвангер был близким другом 3. Фрейда и автором известных о нем воспоминаний ("Erinnerungen an Sigmund Freud". Bern, 1955). Дружеские отношения связывали его с С. Л. Франком, оказавшим влияние на персоналистскую концепцию Биисвангера в 1940-е гг.

Философские воззрения Бинсвангера сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая его книга, получившая широкую известность,-"Введение в общую психологию" (1922)-была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духе феноменологии Э. Гуссерля. После выхода в свет "Бытия и времени" М. Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на экзистенциальную аналитику (Daseinsanalytik) последнего, создал собственное философско-антропологическое и психиатрическое учение, названное "экзистенциальным анализом" (Daseinsanalyse). Он внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов-прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, констйтуирования мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, чтопрепятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. Традиционные методы клинической психиатрии не подвергаются радикальному пересмотру, но они недостаточны, поскольку задачей психиатра является не столько каузальное объяснение болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное "бытие-в-мире". Психопатология имеет своим истоком особенности строения "жизненного мира" пациента. Этот "жизненный мир" конституируется актами сознания, и у психотика он является не менее осмысленным, чем у терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и "нормальной", которую можно считать чем-то само собой разумеющимся и противопоставлять "безумию", отклонение от того, что считается "нормой", означает создание новой "нормы". Для всех "миров", конституируемых маниакальным сознанием, свойственна своя особая "норма". Неврозы и психозы суть модификации фундаментальных структур "бытия-в-мире", способов трансцендирования. Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены не травмами, детскими фиксациями и идентификациями, но специфической "конфигурацией" экзистенции, господством одного из модусов временного трансцендирования. В результате сужения горизонта видения происходят нарушения в "смысловой матрице", другие модусы перестают рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер сохраняет основные элементы психоаналитической терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в первую очередь понятие бессознательного психического. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. Пересматривается также и фрейдовское толкование сновидений. Интерпретации подлежит не гипотетическое "скрытое", но именно "яврое" содержание сновидения-за ним не скрывается некое вытесненное в бессознательное содержание. Сновидения не обязательно являются исполнениями желаний, в них имеется столько же типов активности, сколько и в бодрствовании. В 1930-40-х гг. Бинсвангер развивает собственную философскую антропологию, которая все больше расходится с Daseinsanalytik Хайдеггера. В работе "Основные формы и познание человеческого существования" (Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins. Z., 1942) он с персоналистских позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира "заботы", "заброшенности", характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания (das Nehmen-beiEtwas-"npiBürnM-3a-He4TO"), инструментальной полезности, имеется модус "бытия-друг-с-другом", в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе "Мы" (die Wirheit) или "любви" иначе структурированы пространство и время. В 1950-60-х гг. Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позиций феноменологической психиатрии осуществляется описание различных психических заболеваний ("Drei Formen missglückten Daseins". Tübingen, 1956; "Schizofrenie". Pfùllingen, 1957; "Wahn". Pfullingen, 1965 и др.). Работы Бинсвангера оказали значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и "экзистенциальный психоанализ" в различных позднейших версиях. Вместе с тем его трактовка Хайдеггера в духе философской антропологии вызвала негативную реакцию самого Хайдеггера и резкую критику со стороны М. Босса, а также других сторонников "онтологической" интерпретации Daseinsanalytik.

Соч.: Ausgewählte Vorträge und Aufsätze. Bd. 1-2. Bern, 1947-55; Being in the World. Selected Papers ofL. Binswanger. L., 1975; Analyse existentielle et psychanalyse freudienne. P., 1970; Феноменология и психопатология.-"Логос", 1992, Ne 3.

A. M. Руткевич

В начало энциклопедии