Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГЕРБАРТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕРБАРТ

ГЕРБАРТ (Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776, Ольденбург-14июля 1841, Геттинген) - немецкий философ, психолог, педагог. Учился в Йенском университете у Фихте, затем пробыл три года в Швейцарии, работая домашним учителем (там состоялось важное для Гербарта знакомство с Песталоцци). В 1805-09 преподавал в Геттингене, в 1808 стал преемником Канта в Кенигсбергском университете, оставшись там почти на четверть века и основав кафедру педагогики. В 1833 вернулся в Геттинген. Был основательно знаком с философией Лейбница, Вольфа, Канта, а также Фихте и Шеллинга.

Философию в духе Канта понимал как науку о понятиях, однако не априорных, а "данных" во всеобщем опыте или эмпирических науках. Философия должна с помощью формальной логики обработать эти понятия так, чтобы представить данное в опыте в совершенно ясном и свободном от противоречий виде. Для этого используется "метод отношений": противоречивое понятие необходимо разложить на видовые, показав отношения частей между собой. Эта процедура решала проблему: как вещь может "относиться" к своим свойствам, "иметь" их. Одна и та же вещь может иметь несколько свойств в силу того, что она находится во многих отношениях с другими вещами. "Свойство" есть отношение. О том, существует ли свойство, принадлежащее вещи самой по себе, мы составить представления не можем, однако такое свойство следует предположить (для объяснения самотождественности вещи, а также разнообразия ее "свойств"); Гербарт называет его "простым" или "первичным". Философ приходит к выводу о существовании множества субстанций - "реалов". Подлинная природа реалов неизменна, а их становление и развитие есть видимость, образуемая тем, что "реалы" вступают между собой в сменяющиеся отношения. Душа, будучи одним из "реалов", также взаимодействует с другими субстанциями, продуктом такого взаимодействия являются "представления"-одно из центральных понятий психологии Гербарта.

Продолжая традицию Декарта, Гербарт в построении психологии основывался на математических методах (основной труд: "Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, метафизики и математики", 1824-25, Psychologie als Wissenschan, neu gegrьndet auf Erfahrung, Metaphysik und Mathematik, Bd 1-2, 1828-29). Сложные психические явления он предлагал не сводить к каким-либо душевным способностям или "силам" души, а объяснять, как в естествознании, законосообразными комбинациями элементарных процессов. Если в некий момент времени в сознании находится одно представление, то оно завладевает всей его энергией. Если же их несколько, то представления взаимодействуют между собой так, что каждое теряет в своей интенсивности тем больше, чем больше сила конкурирующего представления, причем это взаимодействие может быть математически исчислено. Представления не исчезают с прекращением соприкосновения души с другими реалами, но ослабевают (подавляются) или вытесняются за пределы определенной границы, для обозначения которой Гербарт вводит термин "порог сознания" (и связанное с ним понятие "бессознательного"). Тем самым сознание становится мерой интенсивности представления. Представление, вновь или впервые вступающее в сознание, испытывает притяжение активных представлений или их комплексов (процесс, который Гербарт называет "апперцепцией", связывающей новое знание со старым). В трактовке идей апперцепции и бессознательного Гербарт продолжает традицию Лейбница.

Последователями Гербарта были М. Дробиш (1802-96), немецкий философ и антрополог Т. Вайц (1813-86), одним из наиболее непримиримых оппонентов в психологии-Д. Долыяей. Психологические идеи оказались более влиятельными, нежели философские (именно он в 1816 опубликовал первый учебник по психологии). Метафизические и психологические воззрения Гербарта стали основой его педагогики, в которой он старался ввести научно обоснованные представления о средствах, методах и целях воспитания.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd. 1-19. Lpz.-Langensalza, .1887-1912; Allgemeine Pädagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet, 1806; 4 Aufl. 1920; в рус. пер.: Психология. СПб., 1875; Избр. педагогические соч., т. 1. M., 1940.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии