Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЛАКТАНЦИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛАКТАНЦИЙ

ЛАКТАНЦИЙ (Lactantius) Луций Цецилий Фирмиан - латинский христианский апологет. О его жизни известно в основном из сочинений Иеронима. Лактанций получил хорошее образование, был учеником Арнобия. Ок. 300 занял кафедру риторики в Никомедии, где Диоклетиан в то время расположил столицу империи; в это же время обратился в христианство. Однако ок. 305, из-за гонений на христиан, он покинул свой пост и отправился на Запад. Примерно с 308 по 317 состоял воспитателем у старшего сына Константина, Криспа. Помимо римских классиков (прежде всего Цицерона, а также Лукреция, Варрона, высоко ценимого им Сенеки) к источникам Лактанция следует отнести его латиноязычных христианских предшественников (Минуция Феликса, Тертуллиана, Киприана), а также греческого апологета Теофила Антиохийского и др.; Лактанций обращается и к орфическим поэмам, герметическим книгам, книгам оракулов и философскому гносису в целом.

До нас дошли не все его сочинения. К не сохранившимся, упоминаемым Иеронимом, относятся, в частности, несколько сборников посланий: четыре книги - к Пробу, две - к Северу, четыре - к своему ученику Деметрию. Среди уцелевших наиболее известны: 1. "De opifîcio Dei" ("О созидании Божяем") - 303-304. Опираясь на биологические и психологические теории своего времени, Лактанций пытается доказать существование Бога и божественного провидения с помощью детального рассмотрения строения человеческого тела как вместилища души и указать читателю на наличие высших целей человеческого существования. 2. "De divinis Institutionibus libri VII" ("Семь книг божественных Установлений") - 304-313. Одна из самых обширных христианских апологий. В первой, собственно апологетической части сочинения, Лактанций критикует как языческую философию, так и религию. Их полная разобщенность приводит к тому, что человек не может претендовать на обладание мудростью, т. е. последним знанием вещей божественных и человеческих: философы лишь стремятся к ней, чтоподтверждается многообразием их учений (Лакганций рассматривает взгляды Пифагора, Сократа, Цицерона и др.), а языческая религия переполнена суевериями и предрассудками. Только вера в божественное Откровение предоставляет человеку, созданному по образу Бога, возможность познать мудрость. К обоснованию главного тезиса - "в мудрости заключена вера, а в вере - мудрость" - сводится стремление Лактанция соединить оправдание авторитета разумом и ограничение человеческого разума божественным авторитетом. Во второй, доктринальной части сочинения ощутим характерный для апологетов 3 в. субординационизм; здесь также излагается популярное в то время хилиастическое учение. 3. "De ira Dei" ("O гневе Божьем") - 314-317. Направленное в основном против стоиков и эпикурейцев, не допускавших в Боге такой страсти, как "гнев", оно опровергает безразличие Бога по отношению к людям и утверждает силу его правосудия при наказании злых. 4. "De moitibus persecutorum" ("О смертях преследователей") - историческое сочинение, описывающее пережитые автором события: отречение Диоклетиана, гражданскую войну и торжество христианства, установленного Константином Великим. Лакганций оказал немалое влияние на Августина, Иеронима, представителей схоластической мысли. Особенно он был популярен среди некоторых гуманистов Возрождения {Петрарки, Леонардо Аретино, Пико делла Мираядаяы) как один из основоположников нового типа христианской литературы. Соч.: MPL, t. 6,7; О смертях преследователей. СПб., 1998.

Лит.: Садов. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. СПб., 1895; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; WlosokA. Laktanz und die philosophische Gnosis. Halb., I960.

О. В. Голова

В начало энциклопедии