Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ИСЛАМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИСЛАМ

ИСЛАМ (араб., букв. - предание себя [Богу]) - монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к "авраамической", ревелятивной (богооткровенной) традиции. Ислам возник на северо-западе Аравии, в Мекке, где (как и во всей Аравии) господствовало язычество. Основатель новой монотеистической религии, пророк Мухаммад (ок. 570-632) начал свою проповедь в возрасте 40 лет. Гонимый мекканскими многобожниками, он вместе с немногочисленными приверженцами переселился в Медину в 622 (этот год "хиджры", переселения, стал затем началом отсчета мусульманского лунного календаря). Здесь в последующие десять лет Пророку удалось сплотить вокруг себя арабское население города, а потом обратить в ислам Мекку и большинство племен Аравийского полуострова. Распространение ислама продолжалось и при четырех "праведных" халифах - преемниках Пророка (Абу Бакре, Омаре, Османе и Али; правили 622-661), а затем при Омейядах (661-750) и при Аббасидах (750-1258), охватывая обширное пространство от Среднего Поволжья до Мадагаскара и от границ Китая до юга Франции. В мусульманской империи - халифате складывалась новая мировая культура, ассимилировавшая различные культурные традиции (включая философско-научное наследие античности) и достигшая наибольшего развития в 9-12 вв. Конец "золотому веку" ислама и арабо-мусульманской культуры положило падение Багдада под натиском монголов в 1258 и уничтожение Аббасидского халифата. Прежде единое культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов - собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др. В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд. человек, гл. обр. в странах Азии и Африки. Большинство мусульман (85-90%) составляют сунниты, остальные - шииты.

Два основных источника вероучения ислама - это Коран и сунна, или хадисы ("предания" о Пророке, его изречениях и деяниях). С точки зрения мусульман, они представляют собой разные виды Откровения - "богоизреченное" (или "продиктованное", всецело исходящее от Бота, как по своему содержанию, так и словесному выражению) и "боговдохновенное" (словесное оформление которого преимущественно принадлежит самому Пророку). Из разных сборников хадисов самым авторитетным считается "ас-Сахйх" ("надежный") алБухарй (ум. 870). На основе хадисов были составлены различные жизнеописания (араб. сира) Мухаммада. .Ґ

Ислам не знает такого института, как церковь, и догматики, в том смысле, какой был бы верен применительно к христианству; определенное исключение составляет шиизм. Вместе с тем и в суннизме сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в Бога, ангелов, пророков (включая Моисея и Иисуса), Писания (в их числе - Тора и Евангелие), Судный день (порой к ним присоединяют и веру в предопределение). Пяти основным догматам соответствуют и пять главных культовых обязанностей, известных как "пять столпов ислама": исповедание веры ("шахада", произнесение формулы инициации - "свидетельствую, 'по нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - посланник Его"), ежедневная пятикратная молитва ("салат", "намаз"), пост в месяц рамадан ("саум", "ураза"), милостыня ("закат" - в размере 2,5% от дохода), паломничество (хотя бы раз в жизни, при возможности) в Мекку ("хаджж").

Разделяя иудейско-христианское единобожие, ислам претендует на большую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа. В таких догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монотеизма. затемнение его исконной чистоты. С представлением об абсолютной трансцендентности Бога связан аниконизм (ι 1ΚΟΙ юборство) ислама, исключающий изображение не только Бога, но также людей и животных. Как в иудаизме, Основа31 нем для антифигуризма ислама служило и опасение перед идолопоклонством. Сунна развивает еще один, специфический для ислама могив: Бог - единственный "формодатель" (мусаввпр) тварей, с которым недопустимо соперничать, создавая подобные изображения.

Коранпческая картина мира, подобно библейской, теоцентрпчна и в определенном смысле антропоцентрична. Но мусульманская антропология (как и иудейская), в отличие от христианской, не придает особого значения первородному греху. Согласно исламу, Бог простил прародителям (Адаму и Еве) их прегрешение, что снимает необходимость в искупительном божественном самопожертвовании (распятии Иисуса). Священная история, изложенная в Коране, духовно циклмчпа, будучи концентрирована вокруг пророков, миссии которых в сущности своей тождественны.

Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, соЛ1 царизмом, активизмом и антиаскетазмом. "Лучший из вас, - говорит Пророк, - не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих". Следуя этой установке. мусульманская этика отвергает безбрачие, благословляет труд и богатство. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении. Преобладавшее в нем понимание этого догмата призывало человека прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Всевышнего, а что окажется ему неподвластным, то и следует стоически принимать как предопределенное. Со временем, отчасти благодаря деятельности мистиков-суфиев, в религиозном сознании мусульман божественный детерминизм воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма.

Классическая политическая теория ислама, сложившаяся в условиях халифата (см. ал-Маварди), отстаивает единство религии и государства. Но и здесь политический идеал не является безусловно теократическим. Поэтому некоторые исследователи избегают применять к средневековым мусульманским реалиям эпитет "теократия", а если допускают его исполь

зование, то обязательно с уточнениями типа "исполнительная", "охранительная" и даже "светская" теократия. Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, ибо ислам не знает "духовной", священнической власти. В строгом смысле теократическая (а точнее, иерократическая) идея свойственна шиитскому исламу.

Культура ислама характеризуется "ортопраксизмом", преимущественной ориентацией на выработку "правильного поведения", нежели на формирование "правильной веры". Отсюда в ней примат права над догматикой. В фикзсе (включающем в себя, помимо собственно правовой проблематики, культовые вопросы) прежде всего получило развитие гражданское и уголовное право, в меньшей степени разрабатывались государственное и международное. Как самостоятельная научная дисциплина складывалась теория и методология права - "'yçyii ал-фикх", в рамках которой формировалось учение о четырех "источниках" права: двух "материальных" источниках - Коране и сунне; и двух "формальных" - консенсусе (иджма') и суждении по аналогии (кийас).

Из различных толков - мазхабов фикха, сложившихся в 8-10 вв., к настоящему времени сохранились четыре - хаиафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Самым распространенным из них (которого придерживаются около трети всех мусульман мира) является ханафизм, официально принятый в начале 16 в. в Османской империи и ныне преобладающий среди мусульман СНГ. Мазхабы различаютг ся между собой по теории и методологии фикха, а также по некоторым культовым и правовым частностям. Все толки считаются одинаково легитимными. Символично, что по углам священного пространства вокруг Каабы (в Мекке) с давних пор расположено по одному заведению из четырех толков. Такая терпимость к правовому многообразию порой подтверждается изречением Пророка: "Различие во мнениях общины моей - знамение Божией милости". Особняком в этом отношении стоит ханбализм, представляющий собой одновременно и богословскую школу. Его приверженцев, особенно ваххабитов, отличает неприятие инакомыслия, буквализм в понимании священных текстов, нетерпимость ко всякого рода новшествам, крайняя строгость в соблюдении религиозных обрядов и норм.

В тесной связи с фикхом развивались такие религиозные дисциплины, как коранистика (особенно экзегетика) и хадисоведение. Из потребности в более глубоком осмыслении богооткровенных данных родилась спекулятивная теология (см. Калам), главными проблемами которой стал вопрос о соотношении божественных атрибутов и божественной сущности, а также о предопределении и свободе воли. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма, возник арабоязычный перипатетизм, крупнейшими представителями которого были ал-Фарабй, Ибн Сына (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс).

Мистическое направление в исламе представлено прежде всего в суфизме. Возникшее еще при Омейядах, суфийское движение первоначально принимало аскетические формы, выражавшие социальный протест против резкой дифференциации мусульманской общины, роскошной и праздной жизни господствующей верхушки. Позже, в 8-9 вв., суфизм вылился в течение, ориентирующееся на мистическое богопознание и противополагающее себя схоластицизму богословия, юридизму и ритуализму фикха. В последующие два века разрозненные суфийские общины и обители начали объединяться в ордена-тарикаты, каждый из которых имеет собственную систему мистической практики, обрядов инициации и инвеституры, внешних знаков отличия. Благодаря деятельности этих орденов суфизм с 13 в. превратился в основную форму "народного" ислама. Наряду с институциональным оформлением суфизма, развивалась его философская саморефлексия, достигшая своей вершины в иллюминативизме-июрвкиаме асСухравардчн особенно в онтизме-вуджудизме Ибн 'Арабй.

Два главных течения ислама - суннизм и шиизм - возникли в результате раскола мусульманской общины по вопросу о верховной власти, ознаменовавшегося гражданской войной 657 г. между халифом Али и его соперником Му'авией. В ходе этой войны выделилась группа хариажитов ("восставших"), сочетавшая политический эгалитаризм (выборность халифа, на пост которого может претендовать любой член общины, независимо от его социального или этнического происхождения) с догматическим фатализмом. Сторонники же 'Алй (двоюродного брата, воспитанника и зятя пророка Мухаммада), впоследствии получившие название "шииты", отстаивали наследственность и сакральность халифства (имамата). Со временем, однако, наряду с политическими расхождениями, развились и теологические.

Суннизм, окончательно оформившийся в 10 в., выступает как "мажоритарный" ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины, в отличие от периферийных групп. Отсюда - характерная для суннитского ислама ориентация на "правильную" доктрину, являющуюся срединной между крайностями (которые, по определению, должны быть ошибочными), а также конформизм (или прагматизм), установка на легитимизацию статус-кво, на узаконение утвердившихся верований, обрядов и институтов (последние считаются результатом консенсуса-иджма' мусульманской общины, который непогрешим). Как срединная развивалась, в частности, суннитская теология, разработанная двумя школами калама - ашаритской и матуридитской. Само же название суннитов - "'ахл ас-сунна" (сокращенно "сунна") - означает "приверженцы сунны", традиции Пророка как образца для подражания (однако не в этом суть отличия от них шиитов, ибо и те претендуют на следование сунне).

Многие исследователи выделяют как "мусульманскую реформацию" процесс обновления ислама, начавшийся в середине 19 в. и представленный Джамал ад-Дйном ал-Афгшт, его египетским учеником Мухаммадом 'Абду, турком Намиком Кемалем, индийцами Амиром Али и Мухаммадом Икбалом. Параллельно с этим направлением развивалось и фундаменталистское течение, крайней формой которого выступает пуританское движение, возникшее в Аравии под руководством Мухаммада Ибн 'Абд ал-Ваххаба и известное как ваххабизм. В 19 в. появились и два ответвления ислама, далеко выходящие за его прежние рамки, причем первое - в шиитском исламе (Иран), второе - в суннитском (Индия): бахачзм, с его идеологией межконфессионального мира и согласия, и Ахмадийа, отличавшееся своим синкретическим мессианизмом.

Традиционная для ислама тесная связь с государством сохраняется и в современных условиях. В ряде стран ислам признан государственной или официальной религией. Под лозунгами ислама действуют многие политические партии и организации.

Лит.: Гольдцчер И. Лекции об исламе. М., 1912; Бартольд В. В. Работы по истории ислама и арабского халифата. - Соч., т. 6. M., 1966; Петрушевскчи И. П. Ислам в Иране в 7-15 вв. Л., 1966; Грюнебаум фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981;

МассэА. Ислам, пер. с франц. М., 1982; Сачддаев Т. С. Ислам и общество. М., 1984; Ислам, Историографические очерки, под ред. С. М. Прозорова. М., 1991; Ислам. - Энциклопедический словарь. М., 1991 ; Ислам на территории бывшей Российской империи, - Энциклопедический словарь, в. 1. М., 1998.

Т. Ибрагим

В начало энциклопедии