Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 7, "АПО"-"АРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АПО"-"АРИ")

АПОКАТАСТАСИС

АПОКАТАСТАСИС (греч. άποκατάστασις - возвращение в прежнее состояние, восстановление). Уже пифагорейцы считали, что должно осуществиться восстановление прежнего состояния (Simpl. ad Phyn. Ar. 732 Diclu). Гераклит говорил о периодичности круговорота огня. Стоики полагали, что возможно повторение событий и вещей в круговом движении мира. Марк Аврелий учил о периодическом возрождении души (On se ips. XI 1). В христианстве-учение об исполнении пророчества, о котором упоминает апостол Петр, говоря о рождении и крестной смерти Иисуса Христа; оно было впоследствии истолковано как пророчество о спасении и восстановлении человека: "...до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков" (Деян 3:21). У Оригена апокатастасис означает конечное спасение всех тварей и, следовательно, временность адских мук. Это учение, осужденное церковью на Константинопольском Соборе в 543, разделялось Григорием Нисским, Дидимом Александрийским, Евагрием Понтийским, Диодором Тарсийским, Феодором Мопсуестийским, Исааком Сириным и некоторыми другими представителями патристики. После Реформации оно было возрождено в ряде радикальных протестантских течений - у анабаптистов, моравских братьев, христодельфийцев, универсалистов. Является существенным элементом в теологии Ф. Шлейермахера. Учение о вечном возвращении развито в 19 в. Ф. Ницше.

Лит.: Ориген. О началах. Новосибирск, 1993; Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995; Исаак Сирии. О божественных тайнах и духовной жизни: Новооткрытые тексты. М., 1998; Илларион (Аяфеев), иером. Мир Исаака Сирина. М., 1998; Mehat A. Apocatastasis, Origene, Clement d'Alexandrie, Act. 3; Riemann 0. Die Lehre von der Apokatastasis, 1889. 21.-"Vigiliae Christianae", 1956, N 10, November, p. 196-214; Muetler G. Origenes und die Apokatastasis.- "Theologische Zeitschrift", 1958, 14, S. 174-190; Алиса/со Р. Apokatastasis nellä letteratura cristiana fino a Ireneo.-"Studia Patristica", 1961, 3, p. 380-396; Mehat A. Apokatastasis chez Basilide,-Melanges d'histoire des religions offerts a Henri-Charles Puech. P., 1974, p. 365-373; CrouwlH. Differences entre les ressuscites selon Origene.-"Jahrbuch für Antike und Christentum" 9, supp. Gedenkschrift für A. Stuiber, 1982, S. 107-116.

H. В. Шабуров

АПОЛЛОДОР

АПОЛЛОДОР ('Απολλόδωρος) из Селевкии (2-я пол. 2 в. до н. э.) -стоик, ученик Дкогенв Вавилонского (Index Stoic. Here. col. 51). Вероятно, тождествен автору "Этики" и "Физики", которые цитируются Диогеном Лаэртием (VII 84; 102 etc.) при изложении важнейших догм стоицизма, .зафиксированных также в соч. "Введение в догмы" (ib. 39); специально интересовался логикой (ib. 64). Фрагменты: SVF Ш 1-18. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АПОЛЛОНИЙ

АПОЛЛОНИЙ ('Απολλώνιος) Тирский (1 в. до н. э.)- греческий философ-стоик, автор списка членов стоической школы и их сочинений, начиная с Зенона (Strab. XVI 2, 24), важный источник Диогена Лаэртия. См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ ('Απολλώνιος ό Τυανεϋς) (1 в. н. э.)-легендарный философ-неопифагореец, живший во времена императоров Нерона и Домициана. Не дошедшее до наших дней "Жизнеописание Пифагора", написанное Аполлонием, послужило для Порфирия одним из источников и образцом жизнеописания Пифагора, а для Ямвлиха- сочинения "О пифагорейской жизни". Сохранилось 97 писем, авторство которых приписывается Аполлонию.

Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филострата Младшего (ок. 170-244/49), который по поручению императрицы Юлии Домны сочинил пространное жизнеописание Аполлония в 8 книгах, странствующий любомудр из Тианы обрел вторую-литературную-жизнь, был обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров. В ряду источников Флавий называет записки некоего Дамида из Ниневии, личного секретаря Аполлония, труд Максима Эгийского, некое "Завещание Аполлония", а также сочинение Мойрагена в 4 книгах, которому Флавий доверять не советует (Vita I 3). Сочинение Флавия было использовано впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Кесарийского "Против сочинения Филострата об Аполлонии Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения между ним и Христом", где отмечаются многие несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из достаточно заурядного философа-пифагорейца, каковым он, вероятнее всего, был при жизни, Аполлонии превращается у Флавия в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб Римской империи, неустанного борца с тиранией, противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана, победившего в открытом судебном прении неправедного Домициана и спасшего тем самым будущего императора Нерву от неминуемой гибели. Легендарное происхождение Аполлония от бога Протея дополняется не менее удивительной историей о его загадочном исчезновении и посмертных деяниях (Vita 29-30). Божественное происхождение Аполлония подтверждается у Флавия его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению,-это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: "Боги, воздайте каждому по заслугам" (Vita I 10; VI 40; V 28).

Лит.: Флавий Фчлострат. Жизнь Аполлония Тианского (в т. ч. Письма Алоллония, приложения), изд. Е. Г. Рабинович. М., 1985; Philostratus, Life of Apollonius of Tyana, Greek text with an English transi, and notes by F. C. Conybeare, vol. 1, books I-V; vol. 2, books VI-V11I; Epistles of Apollonius, Treatise of Eusebius, 4 éd., Cambr. (Mass.), 1950.

E. B. Афонасин

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛОГЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОРЕТИКА

АПОРЕТИКА (от греч. απορία-апории)-термин, встречающийся у Аристотеля и Ф. Брентано и ставший центральным в метафизике познания Я. Гартмана для характеристики своеобразия философии, которая исследует постановку и решение вечных проблем. В противовес трактовке истории философии как смены систем Гартман усматривает в истории философии постоянное обращение к неразрешимым философским проблемам, таким, как субстанция, свобода, возможность и действительность и др., по-разному осознаваемым в тех или иных метафизических концепциях, но никогда не получающим своего окончательного решения. Апоретика выдвигалась Гартманом как альтернатива феноменологическому методу. В историко-научных исследованиях метод апоретики широко использовал отечественный биолог А. А. Дюбищев, выявляя, в частности, пять апорий в теории эволюции (эволюция и постоянство, эволюция и эпигенез, эволюция и революция, эволюция и эманация, эволюция и инволюция), различные апории в понимании гена и др.

А. П. Огурцов

АПОРИЯ

АПОРИЯ (греч. ?πορία-ηатруднение, безвыходное положение от ά - отрицательная частица и πόρος - выход) - понятие древнегреческой философии для обозначения трудно- или неразрешимой проблемы. Досократики употребляли термин "апория" как синоним затруднения, однако отчетливый философский смысл апория приобретает у Платона как постановка трудноразрешимой проблемы, а также у Аристотеля как "равенство противоположных друг другу доводов" (Топика, VI, 6, 145 b 2). Согласно последнему, каждое исследование должно начинаться со своей апории.

В истории философии понятие "апория" оказалось неразрывно связано со знаменитыми рассуждениями Зенона Элеиского (хотя сам он этот термин не употреблял), которыми он доказывал немыслимость движения - "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Стадион". Напр., согласно апории "Дихотомия" движение не может начаться, потому что движущийся предмет, прежде чем дойти до конца пути, должен будет дойти до половины, но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины пути и так до бесконечности. Т. о., если пространство бесконечно и непрерывно делимо, то движение не сможет начаться. Но если пространство прерывно, движение все равно невозможно, что доказывает апория, "Стрела": летящая стрела покоится, поскольку движущийся предмет всегда занимает равное самому себе место, т. е. каждый данный момент в этом месте покоится, а потому и вообще неподвижен. Апории возникают на основе диалектического противоречия-прерывности и непрерывности пространства и времени. Особенно активно апории использовались скептиками для доказательства невозможности какого-либо суждения. См. ст. Зенон Элейский и лит. к ней.

О. В. Суворов

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (лат. a posteriori - из последующего, a priori - из предшествующего) в философии науки - понятия, обозначающие соответственно знание, получаемое из опыта, и знание, предшествующее опыту и независимое от него. Классический рационализм (Декарт, Лейбниц) был связан с априоризмом- учением о всеобщности и необходимости самоочевидных истин разума, противопоставлявшихся случайным (фактуальным) истинам опыта. Кант полагал априорной форму организации знания, которая наполняется апостериорным содержанием, что обеспечивает универсальность и необходимость научного знания. Кантовский априоризм сыграл существенную роль в преодолении одностороннего эмпиризма, указав на необходимую предпосылочность знания, на взаимосвязь условий опыта и его результатов. Последующее развитие философии науки объективно вело к освобождению от догматической поляризации апостериоризма и априоризма: априорность трактуется не как абсолютная независимость от опыта, а как методологическая и гносеологическая зависимость опытного познания от исходных теоретических принципов, "концептуального каркаса"; в то же время сами эти принципы формируются в широком контексте познавательной и практической деятельности, включающем и опытные элементы. Спор различных направлений в философии науки часто вызывается преувеличением или абсолютизацией роли отдельных элементов этого контекста (конвенций, прагматических факторов, традиций, "парадигм" и др.); позитивные тенденции в подобных дискуссиях связаны с системным анализом динамики научного знания, его социальной, исторической и логико-концептуальной детерминации.

В. Н. Порус

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОХА-ВАДА

АПОХА-ВАДА (от санскр. apoha - исключение, отличение и vàda-учение, доктрина)-учение буддийского философа Дчгнаги, согласно которому смысл слова определяется не позитивно (смысл слова А есть объект В), а чисто негативно - исключением всех других возможных смыслов (смысл слова А есть исключение не-А). Напр., произнося слово "корова", мы обозначаем не корову, а то, что не является быком, лошадью и т. д. Задолго до Дигнаги близкие взгляды развивал брахманистский грамматик Вьяди, который утверждал, что значением слов являются не родовые свойства (акрити), а индивидуальные вещи (дравья). В связи с этим он подчеркивал, что функция слова заключается в дифференциации объекта познания (бхеда) от всех других объектов. Апоха-вада связана также с номиналистической позицией, занятой Дигнагой в его полемике с доктриной универсалий ньяи. С его т. зр., язык, являющийся набором чисто условных этикеток, не способен сказать ничего позитивного о природе вещей как таковых и поэтому единственная его функция заключается в указании на то, что обозначаемая вещь не является другой вещью. Сторонники ньяи, в свою очередь, критиковали апоха-ваду за тавтологизм, поскольку, с их т. зр., исключение не-А сводится в конечном счете к утверждению А. Последователи Дигнаги продолжали развивать апоха-ваду с учетом этой критики. Дхармакирти отмечал, что утверждение и отрицание в апоха-ваде связаны настолько тесно, что их невозможно разделить, поэтому апоха-вада не является чисто негативной концепцией. Большой интерес к апохавада проявили и логики навья-ньяч.

В. Г. Лысенко

АППЕРЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АППРОКСИМАЦИЯ

АППРОКСИМАЦИЯ (от лат. approximare - приближаться) - метод сознательного упрощения "слишком точного" теоретического знания с целью привести его в соответствие с потребностями и возможностями практики. Напр., использование числа π с точностью до пятого знака после запятой достаточно для решения поставленной практической задачи. Аппроксимация первоначально использовалась в математике и затем распространилась на все науки. Аппроксимация противоположна идеализации. Г. Д. Левин

АПРИОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПТАВАЧАНА

АПТАВАЧАНА (санскр. aptavacana) - словесное свидетельство авторитетного лица (разновидность шабды), термин индийской эпистемологии, обозначающий один из источников достоверного познания (промина). Признается ньяей, а также мимансой и ведантой. С т. зр. ньяи словесное свидетельство может служить праманой, если оно исходит от апты- мудреца или святого, познавшего Веды и шастры (традиционные науки) в акте мистического прозрения. В обычной жизни это лицо, обладающее высокими моральными качествами и компетенцией в какой-либо области. При этом среди авторов ньяи наблюдается тенденция отдавать предпочтение именно компетенции. Если Ватсьяяна чамечает что авторитетное лицо может быть и иноземцем (а значит, стоять вне индуистской дхармы религиозно-морального порядка), то Вачаспати Мишра вообще не предъявляет к нему никаких моральных требований, полагая, напр., что, вор, совершивший ограбление, является самым авторитетным рассказчиком об этом происшествии. В более поздние времена логики ньяи уточняли, что слово реализует свою функцию праманы только в том случае, если смысл утверждения заслуживающего доверия лица понят правильно. Вайшешики считают, что аптавачана является разновидностью логического вывода (анумана). Не случайно, что в отличие от мимансаков и найяиков, признававших самоценность слова, вайшешики, не создали ничего значительного в области философии языка.

В. Г. Лысенко

АПУЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПУРВА

АПУРВА (санскр. Apûrva - не-первое, возникающее после)-одна из важнейших категорий пурва-л"н.мв"сы, означающая цель жертвоприношения. По мнению мимансаков, лишь несведущие люди приписывают богам человеческие черты. Источником представлений о божествах как о могущественных персонажах, способных влиять на судьбы людей, являются смрити и многочисленные местные традиции. Их авторитет, однако, несопоставим с авторитетом ведийского текста. Веды же, согласно учению мимансы, содержат лишь имена богов, но не призывы поверить в их реальное существование. Согласно мимансе, жетвоприношение производится не для того, чтобы добиться расположения божества, а ради достижения определенного результата. Этим результатом является апурва-таинственная чудесная сила, не приходящая к человеку извне, но "вырастающая" из глубин его существа. Эта сила появляется не по истечении каждого отдельного обряда, но составляет итог всей жизни человека и результат всего содеянного им. Учение об апурве стало одним из вариантов брахманистского ритуалистического решения центрального вопроса индийской религиозной философии-как достичь освобождения от профанического земного бытия.

A. ß. Пименов

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ

АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ - см, Перипатетизм арабоязычный.

АРАНГУРЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАТ

АРАТ ("Αρατος) из Сол (4 в. до н. э.)-греческий поэт, близкий к стоической философии; особенно известен благодаря поэме "Небесные явления" (Φαινόμενα). Источником поэмы послужила астрономическая литература, включая Евдокса. Начальные стихи "Небесных явлений" сопоставимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос, наполненный присутствием Бога, опекающего людей и руководящего ими посредством знамений. Впоследствии поэма стала предметом подражания для поэтов и пристального изучения философами и грамматиками (Дионисий Фракийский, Посидоний, Диодор Александрийский), переводилась латинскими авторами (Вергилий, Овидий, Цицерон и др.). Сохранились небольшие фрагменты арабского перевода 9 в., а также армянский текст с буквальными параллелями к греческому оригиналу.

Текст: Arati Phaenomèna, ed. E. Maass. В., 1893; Cominentariorum in Aratum Reliquiae, ed. E. Maass. B., 1898 (repr. 1958); Arati Phaenomèna, ed. J. Martin. Firenze, 1953; Scholia in Aratum vetera, ed. J. Martin. Stuttg., 1974; Россиус А. А. Небо, наука, поэзия. M., 1992. Лит.: Martin J. Histoire du texte des Phénomènes d'Aratos. P., 1956; Ludwig W. Aratos, RE, Suppl. X, 1965, col. 27-30; Emn M. Die Phainomena des Aratos von Soloi. Untersuchungen zum Sach-und Sinnverstandnis. Wiesbaden, 1967.

А. В. Пахомова

АРГУМЕНТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРДИГО

АРДИГО (Ardigo) Роберто (28 января 1828, Кастельдидоне-15 сентября 1920, Мейланд) - представитель философии позитивизма в Италии. Первоначально был каноником в Мантуе, затем отказался от сана и занял кафедру философии. Согласно основанной им позитивной психологии, феномен воли составляет одно целое с импульсивностью ощущения, понятого как реальность целостного психически данного. Постоянство ощущения делает возможным постоянство сознания вообще. Длительность ощущения и соотносительность индивида с его окружением преобразуют единичное ощущение и представлениеформу существования внешней среды в душе индивида. Именно благодаря окружающей среде воля конституируется постепенно как самостоятельный по отношению к ощущению и представлению уровень взаимодействия. Т. о., согласно Ардиго, воля есть не простая субстанция некоей способности, а накопленная сумма бесконечных мельчайших воль. Психическая свобода, разум, понимание суть результат, который медленно создается суммарным действием многих неосмысленных и инстинктивных состояний. Надежность инстинкта дает место разумному поведению. Последнее создает на собственном уровне системы и модели постоянства воли. И этими системами наполнена вся личность, они оставляют след на внешнем облике человека. Свобода, согласно Ардиго,- это дисциплинированное множество импульсивно-тормозных систем, лежащих в основе механизма формирования привычек. Одобряя теорию Ломброзо, Ардиго полагает, что нельзя требовать от человека иного поведения, кроме такого, которое уже сформировалось у него посредством естественных причин и в силу предрасположенности. Он опровергает тезис о т. н. психологических корнях религии: благодаря механизму биологического приспособления человек адаптируется к любым условиям и без надежды на счастье будущей жизни. Мораль имеет для Ардиго социальную функцию, моральный долг совпадает с юридической нормой. В политической философии он развивал демократические идеи, утверждая в качестве морали позитивистов альтруизм.

Соч.: Opère filosofiche. Padova, I-XIV, 1882-1918. Лит.: Marchesini G. Roberto Ardigo. Firenze, 1922; Guerra A. 11 mond délia sicurezza. Ardigo, Labriola, Croce. Firenze, 1963; Afondolfo S. ï positivisti italiani (Angiulle-Qabelli- Ardigo). Padova, 1966; SaloniA. Il positivismo e Roberto Ardigo. Roma, 1969; Buttemeyer W. Der erkenntnistheoretische Positivismus Roberto Ardigo mit seinen zeitgeschichtlichen Beziehungen, Meisenheim am Glan-Hain, 1974.

И. А. Овсянникова

АРЕНДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕОПАГИТИКИ

См. Псевдо-Дионисий Ареопагит.

АРЕТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИАНСТВО

АРИАНСТВО - еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский); в его системе содержатся также элементы христианского неоплатонизма. Основные положения этой доктрины выражены в поэтической форме в его сочинении "Пир" (Θάλεια) (сохранились фрагменты). Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну. Отсюда Сын, для Ария, не совечен Отцу ("было время, когда Его [Сына] не было"-Деян. I Всел., с. 44), не рождается из сущности Бога, а потому является конечным произведением его воли, творением (κτίσμα, ποίημα). Сын происходит из несущего (εξ ου'κ ο"ντων), имеет иную, менее совершенную сущность, чем Отец (субординационизм), лишен прямого знания Отца, хотя и выше остальных созданий мира ("совершенное творение"). Противник Ария Афанасий Александрийский обличал его за многобожие, отрицание Троицы я искупительной жертвы Сына ("полубога"). Арий имел много сторонников в Александрии, в том числе из влиятельных приближенных к императору Константину - Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского. После публичного диспута, когда неправославность взглядов Ария стала явной, епископ Александрии Александр отлучил его от церкви. Но пропаганда арианства разрасталась: оно распространилось в Палестине, Никомидии, Вифинии. Собравшийся в Никее I Вселенский собор (325) низложил Ария и осудил его учение. Собор утвердил Символ веры, введя понятие "единосущие" (ομοούσιος). Однако уже в 336 ариане были вновь приняты в церковное общение. Антиникейская реакция достигла своего пика во время единоличного правления Констанция (350-361), когда из ариан выделилась партия аномеев, лидеры которой-Аэций и Евномий - утверждали совершенное иносущие Сына (έτεροοϋσιον) по отношению к Богу. С 361 шла постепенная консолидация позиций антиариан, возглавленная катадокийцами, что в конечном счете привело к запрещению арианства в 381 на II Вселенском соборе. До б в. арианство сохранялось на Востоке, до 6-7 вв.-на Западе, среди готов (крещены арианским епископом Ульфиллой в сер. ;4 в.), вандалов, бургундов, лангобардов. Элементы арианства вошли в некоторые средневековые и современные ереси (напр., унитарии, свидетели Иеговы).

Лит.: Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353-430 г.). СПб., 1890; Поено" М. Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей-1054 г.). Брюссель, 1964, с. 330-360; Болото" В. В. Лекции по истории Древней Церкви, т. ГУ. М., 1994, с. 1-122; Собор Никейский, Вселенский первый.-В кн.: Деяния Вселенских соборов, т. 1. СПб., 1996.

А. В. Михайловский

АРИЙ ДИДИМ

АРИЙ ДИДИМ ("Αρειος Δίδυμος) (до 70 до н. э.-после 9 н. э.) - греческий философ стоической ориентации, доксограф-эклектик. Обычно отождествляется с Арием из VII книги Диогена Лаэртия. Составил доксографический компендиум, известный как "Эпитоме", или "О школах" (с разделом "Мнения Платона"), который основан на предшествующих учебниках и компиляциях (существует также гипотеза, чтоэти два названия соответствуют двум отдельным доксографическим работам). Сохранились значительные фрагменты, посвященные физике (Платона, Аристотеля, отдельных стоиков), меньшие по объему-этике (общий обзор школ, особенно важна стоическая часть); т. н. "скептический фрагмент" мог служить введением к разделу о логике, в нем приведены положения скептицизма, ал

люзии на эпикурейцев и стоиков, также на Пиррона и Сократа. Попытка Ария Дидима согласовать взгляды предшествующих философов обнаруживает родство с идеями Анттха Аскалонского, хотя и не доказано, что Арий Дидим был знаком с его работами.

Текст: DielsH. Doxographi Graeci. В., S. 445-472; Stobaeus, Eclogae physicae et ethicae II, 7; t. II, p. 37-152 Wachsmuth. Лит.: Moraux P. Aristotelismus bei den Griechen, Bd. I. B., 1973, S. 259-553; Rirtenbaush W. W. (ed.). On Stoic and Peripatetic Ethics: The Work of Arius Didymus. New Brunswick, 1983; Hahm D. E. The ethical doxography of Arius Didymus.-ANRW II 36, 4, 1990, p. 2935-3055; Goransson T. Albinus, Alcinous, Arius Didymus. Goteb., 1995.

А. В. Пахомова

АРИСТАРХ

АРИСТАРХ ('Αριστάρχος) Самосский (род. кон. 4 в. до н. э.)-греческий астроном; согласно Аэтию, ученик перипатетика Стратона Лампсакского. Сформулировал гелиоцентрическую гипотезу, вызвавшую негативную реакцию стоика Клеанфа (Diog. L. VU 174). Плутарх утверждает, что т. о. Аристарх стремился "спасти феномены" (т. е. объяснить наблюдаемые движения небесных тел) при помощи простой гипотезы. Сохранился трактат Аристарха "О величинах Солнца и Луны и расстояниях <до них>".

Текст: Heath Т. L. Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus. A Histoiy of Greek Astronomy to Aristarchus, together with Aristarchus Treatise on the Size and Distances of the Sun and the Moon. Oxf., 1913. Лит.: Wihrli F.-GGPh, Bd. 3, 1983, p. 575, 577, 578 (библиография); Jakob O. Die Rezeption des "antiken Copernicus" Aristarch von Samos in Antike und Neuzeit. Entscheidungssituationen der Geistesgeschichte.-"Anregung", 1983, 29, p. 299-314; Moutsopoulos E. Sur l'origine philosophique possible du modèle de l'univers aristarchéen.- "Diotima" 1984, 12, p. 175-177.

A. В. Пахомова

АРИСТИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОБУЛ

АРИСТОБУЛ ('Αριστόβουλος) Александрийский (сер. 2 в. до н. э.) - философ и экзегет, представитель эллинистическо-иудейского синкретизма, автор греческого комментария на Тору (фрагменты сохранились в сочинениях отцов Церкви).

Основные сведения об Аристобуле дают Климент Александрийский и Евсевий, причем Климент называет его "перипатетиком" (Strom. 171,4). Известно, что родился он в Панее, жил и работал в Александрии во времена Птолемея VII Филометора (ок. 175 до н. э.). Во 2-й книге Маккавеев (2 Макк. 1:10) говорится, что он был учителем Птолемея XI. В духе аллегорического истолкования иудейского Писания, достигшего впоследствии полного развития у Филона Александрийского, Аристобул рассматривает Тору как совершенный и неисчерпаемый источник знания, истинный смысл которого раскрывается в аллегориях (ср., напр., аллегорическое толкование Аристобулом света на Синае-Clem, Strom. VI 32, 5; Eusebius. Praep. Eu. VIS! 10, 12-17). Вероятно, именно ему принадлежит первсс развитие представления о том, что греческая философия восходит своими корнями к Закону Моисея и поэтому является только несовершенным подражанием совершенной мудрости, открытой Богом Моисею (Clem., Strom. V 97, 7; 99,3; ср. 107, 1-4, однако цитаты из Лина, Орфея; Гомера и Гесиода, которые приводит Климент Александрийский в доказательство "греческих Заимствований", взяты скорее всего из некоего позднейшего произведения, которое только приписывалось Аристобулу). Эта идея греческого "плагиата" имела долгую историю: она была принята Филоном и затем подробно разработана в "Строматах" Климента Александрийского (особенно Strom. V 14).

Фрагм.: Witter N. Der Thoraausleger Aristobulos, Untersuchungen zu seinen Fragmenten und zu pseudepigraphischen Resten der jüdischhellenistischen Literatur. B., 1964.

E. В. Афонасин

АРИСТОКЛ

АРИСТОКЛ ('Αριστοκλής) из Мессены (2 в.)-греческий философ, представитель Перипатетической школы, с характерным для поздних перипатетиков интересом к Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом риторики и философии в духе "второй софистики". Автор сочинений "О философии" (не менее 8 кн.), "Риторическое искусство", "Кто выше-Гомер или Платон?". Обширные выдержки из сочинения Аристокла "О философии" приводит Евсевий в "Приготовлении к Евангелию": о философии Платона, Ксенофана и Парменида и особенно ценные об учении Пиррона (см. Рг. Eu. XIV, 18, l-4=test. 53 Decleva Caizzi). Аристокл традиционно считался одним из учителей Александра Афродисийского, но сейчас это мнение оставлено (см. Аристотель из Митилены).

Лит.: Aristoclis Messenii Reliquiae, ed. H. Heiland, Diss. Giessen, 1925; Irabucco F. U problema di "de philosophia" di Aristocle et la sua dottrina, "Acme" II, 1958, p. 97-150; Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984, S. 83-207.

M. А. Солопова

АРИСТОКРАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕН (Άριστόξενος) из Тарента (ок. 370300) - греческий философ, ученик Аристотеля, представитель Перипатетической школы. Из многочисленных сочинений, главным образом музыковедческого, педагогического и историко-биографического характера (453 книги, согласно "Суде"), сохранились только (в сокращенном виде) "Элементы гармоники" в 3 книгах и часть 2-й книги "Элементов ритмики" (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся Аристоксеном в Ликее). Применяя перипатетический метод (сочетание систематизации со скрупулезностью эмпирического описания), Аристоксен дал музыковедческий синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по значению с зоологическими трудами Аристотеля или ботаническими Теофраста). Зачинатель жанра биографий философов; серия монографий о пифагорейцах: "О Пифагоре и его учениках", "О пифагорейском образе жизни" и "Пифагорейские изречения" (фр. 11-41 Wehrli), биография Архита Тарентского (фр. 47-50). Культ Архита и стремление изобразить Пифагора вдухе просвещенного пифагорейства последнего поколения пифагорейской школы (напр., избавив его от архаического религиозного табу на бобы) разительно контрастируют со скандально-анекдотической и очернительной тенденцией биографий Сократа и Платона (фр. 51-68). Засвидетельствованное для Аристоксена сравнение отношения между душой и телом с отношением между музыкальной гармонией и лирой (фр. 118-121) уже в "Феаояе" Платона вкладывается в уста пифагорейцу Симмию в качестве аргумента против субстанциальности и, следовательно, бессмертия души и, вероятно, также отражает точку зрения "последних" пифагорейцев-учителей Аристоксена (ср. Diog. L. V1II 46), не веривших больше в метемпсихоз.

Фрагм.; Aristoxeni Elemente harmonica, rec. R. da Rios. Romae, 1954; Aristoxeni Elementa rhythmica, ed. G. B. Pighi. Bologna, 1959; Elementa rhythmica: the fragment of book II and the additional evidence for Aristoxenean rhythmic theory, texts edited with introd., transi, and comm. by L. Pearson, Oxf., 1990; tféhrti F. von (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Texte und Kommentar, Hft. 2. Basel-Stung., 1967.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 664-670; Whfli F. von. Aristoxenos, RE. Suppl. XI, 1968, col. 336-343; BÎlis A. Aristoxène de Tarente et Aristote: le Traité d'harmonique. P., 1986.

A. В. Лебедев

АРИСТОН

АРИСТОН (Ἀρίστων) из Александрии (1 в. до н.э.) - греческий философ-перипатетик, автор комментария на «Категории» Аристотеля, ссылки на который имеются в комментарии Симпликия. См. Перипатетическая школа и Аристотеля комментаторы.

М.А.Солопова

АРИСТОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ

АРИСТОН (Αρίστων) из Александрии (1 в. до н. э.)- греческий философ-перипатетик, автор комментария на "Категории" Аристотеля, ссылки на который имеются в комментарии Симпликия. См. Перипатетическая школа и Аристотеля комментаторы.

М. А. Солопова

АРИСТОН С КЕОСА

АРИСТОН (Αρίστων) с Кеоса (кон. 3 в. до н. э.) - греческий философ, преемник Ликона на посту главы Перта" memwecKou школы. Автор биографий философов Гераклита, Сократа, Эпикура и, вероятно, схолархов Ликея; также автор работ по этике, в т. ч. "Записок о тщеславии", написанных в русле традиции "Характеров" Теофраста.

Фрагн.: Wthrli F. (ed.). Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar. Basel, 1969, Heft VI, S. 27-44. Лт.; Kndsel W. Der Peripatetiker Ariston von Keos bei Phüodem. Lm..1933.

M. А. Солопова

АРИСТОН ХИОССКИЙ

АРИСТОН ('Αρίστων) Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.) - греческий философ-стоик, ученик Зеиона из Китая, один из самых оригинальных представителей первой генерации стоической школы; от 16 известных сочинений Аристона сохранились незначительные фрагменты. Занимался исключительно этикой, считая (в духе Сократа-Xen. Mem. IV 7,1 sq.), что прочие дисциплины излишни, т. к. не способствуют исправлению жизни (SVF 1351 ел.); позиция Аристона была первым доетринальным выражением общей эволюции стоического учения в сторону гнпертрофирования этической части. В этике Аристон придерживался последовательного формализма, отвергая внутреннее деление "безразличного" (см. Аднафора); абсолютно безразличное отношение к последнему объявил конечной целью и обозначал оригинальным термином αδιαφορία (360). Практическую этику (паренетику) считал бесполезной (357 ел.).

Фрагм.: SVF I 333-403; рус. пер.: Столяров. Фрагменты, т. 1, с.lié-139.

Лит.: loppoloA. M. Aristone de Chio e le stoicismo antico. Napoli, 1980. A. A. Столяров

АРИСТОТЕЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница