Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АРЕТЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АРЕТЕ

ΑΡΕΤΕ (греч. αρετή) -термин греческой философии, переводимый обычно как "добродетель", что, однако, не отражает исходного значения арете - "собранность, слаженность, пригодность" (тот же корень в слове "гармония"; ср. у Diog. L. VIII 33 высказывание Пифагора о том, что арете-как и здоровье, всякое благо и бог-есть гармония); отсюда одно из основных значений арете - "добротность", "хорошее качество": еще у Платона наряду с развитой философской концепцией арете-добродетели встречаем это употребление слова в выражениях арете глаз, ушей, тела в целом, арете собак, лошадей, земли, воды и т. п. (ср. Resp. 601 d: "арете... любой утвари, живого существа или действия").

Через значение "доблесть" (преимущественно воинскую)-качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку,-арсте переходит к более отвлеченному значению высокого нравственного качества вообще, для приобретения которого нужны специальные усилия. "Порок достигается легко, а овладеть арете трудно",-говорил еще Гесиод (Орр. 287); но к арете следует стремиться, поскольку "наслаждения смертны, арете бессмертны" (изречение, которое приписывал Периандру Деметрий Фалерский ар. Stob. Ill 1,172). "Ни к чему не следует стремиться чрезмерно, середина лучше всего,- так, Кирн, ты обретешь арете, которую добыть тяжело",- поучает Феогнид (335-336). Как понятие практической этики, арете изначально тесно связана с умеренностью, скромностью, сдержанностью, воздержностью (ср. изначальный смысл заповеди γνώθι σαυτόν- блюди себя). Именно воздержность (σωφροσύνη) Гераклит называет величайшей арете (В 112).

Однако при всей необходимости трудов для достижения арете, культивируемой мудрецом, она всегда есть некое природное свойство благородного человека: если деньги бог дает и самому подлому человеку, то арете-удел немногих (Theogn. 149-150). Ситуация решительно меняется у софистов: арете объявляется дисциплиной, которой за скромную мзду можно обучить всякого так же, как грамоте, музыке и т. п. (ср. Dialex. 6, 1). Протагор прямо объявляет себя "учителем арете" (А 5), и хотя Горгий отказывается от этого имени (А 21), это не меняет существа дела: понятие арете становится все более демократичным и политизируется. Вместе с этим создаются предпосылки для его интеллектуализации, что делает арете центральной проблемой воспитания гражданина, а впоследствии-воспитания философа. Ученик софистов Демокрит считал (В 179), чтоарете более всего достигается благодаря благочестию (αιδώς), которому следует учиться наряду с грамотой, музыкой и борьбой; к арете можно направить убедительной речью (В 181), и чтить ее означает прежде всего чтить истину (В 302). В своих взглядах на арете к софистам примыкают Сократ и сократики. Признавая возможность научить арете, Антисфен считал, однако, что арете не в речах или знаниях, а в поступках (Diog. L. VI 10-1.1). Ксенофонт считал, что упражнение в арете (ασκησις αρετής) благодаря общению с достойными людьми так же необходимо для души, как для тела- физические упражнения (Mem. I 2, 20).

Платон, начиная диалог "Менон" с вопроса "можно ли научиться арете?", считает невозможным решить его на путях софистических подходов (99е: "Нет арете ни от природы, ни от учения, и если она кому достается, то по божественному уделу, помимо разума"). В "Государстве" Платон показывает (кн. IV), что хорошие природные задатки в сочетании с правильным обучением дают результат ("позволяют воспитать добродетельного человека) только в правильно устроенном государстве, структура которого аналогична строению человеческой души. Поэтому мудрость, мужество и воздержность суть арете разумного, пылкого и вожделеющего начал человеческой души, а также трех соответствующих классов в государстве: философовправителей, воинов и производителей. Главная арете- справедливость-должным образом сочетает и уравновешивает три начала как в человеке, так и в государстве, три класса которого получают воспитание и выполняют обязанности в строгом соответствии со складом их души. И в "Законах" Платон подчеркивает (963 а), что арете - цель законодательства. Однако, выделяя социальный ас* пект воспитания, Платон не оставляет без внимания метафизическую и нравственную сторону вопроса: при любом состоянии общества благородная душа будет стремиться к справедливости и, упражняясь в арете-добродетели, насколько это возможно для человека, постарается уподобиться богу (Resp. 613 а).

При рассмотрении природы арете Аристотель также исходит из строения человеческой души. Поскольку в душе есть разумная и неразумная части (αλογον кой. λογικόν), арете делятся (Eth. Nie. I 13, 1102а23-1103а10) на этические и дианоэтические, или арете нрава и ума (ήθους καΐ διανοίας). Помимо этого Аристотель различает арете природные (φυσικαί) и арете в собственном смысле слова (κΰριαι), причем вторые-в отличие от первых-невозможны без разума (Magn. Мог. II 7, 1206Ы8-29). Возвращаясь к традиционному пониманию арете как середины (Eth. Nie. II 6,1107а: μεσάτης), Аристотель трактует отдельные этические арете как среднее состояние между избытком и недостатком некоего качества в страстях и поступках (мужество - среднее между трусостью и безрассудной храбростью, воздержность-среднее между бесчувствием к удовольствию и распущенностью, и т. п.); вместе с тем Аристотель подчеркивает сознательный характер арете: добродетели суть некий результат выбора (προαιρέσεις), или-не без выбора (ibid., 4, ПОбаЗ). Дианоэтические арете делятся, исходя из противопоставления в сфере ума знания (το έπιστημονικόν) и рассуждения (το λογικόν): цель первого-истина как таковая, достижимая благодаря науке (επιστήμη) и уму (νους); второго-истина, достижимая в поведении и творчестве благодаря искусству (τέχνη) и практической сметке (?ρονησις-Eth. Nie. VI 2, 1139a6sqq.).

Стоики, усвоившие платоновское учение о четырех основных арете, учили - в отличие от Платона и Аристотеля - о самодовлеющем значении арете для счастья и о взаимообусловленности (αντακολουθία) добродетелей (SVF III 72 etc.). Согласно Эпикуру (Diog. L. X 132), арете естественны и неразрывно связаны с приятной жизнью (συμπεφϋκασιν τφζήν η'δέως). Средний платонизм синтезировал платоновские, перипатетические и стоические представлении об арете (ср. Ale. Didasc. XXIX-XXXI). Неоплатонизм последовательно развивает учение об иерархии арете. Плотин выделяет политические, катартические и теоретические арете, подчеркивая при этом, что у бога - в сфере ума-не арете, а их образцы-парадигмы (Enn. I 2, 7, 1-3). Но уже Порфирий и Ямвлих специально рассматривают парадигматические добродетели как ту ступень восхождения души, на которой она объединяется с богами умопостигаемого мира. Прокл (Marin. V. Pr. 3) в связи с этим говорил о теургических арете, увенчивая ими физические, этические, политические, катартические и теоретические арете.

Лит.: Krämer H.-J. Arete bei Platon und Aristoteles. Hdlb., 1957; Amst., 1967.

Ю. А. Шичалин

В начало энциклопедии