Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МЭН-ЦЗЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ (Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н. э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) -289 до н. э.] - философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул "Второго совершенномудрого" - "Я шэн").

Происходил из рода крупного сановника царства Лу Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии "Цзися". Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319-301 до н. э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника "Мэн-цзы".

Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея "человеколюбивого правления" ("жэнь чжэн"), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на "управляющих" "благородных мужей" ("цзюнь-цзы") и "управляемых" простолюдинов ("шу минь"). "Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной" ("Мэн-цзы"). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что "народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости". "Человеколюбивое правление" включало в себя "размежевание полей" - наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их "постоянным занятием и имуществом" как условие воспитания у народа "добрых чувств"; внедрение системы "колодезных полей", согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать "общее поле" ("поле князя"), а затем - собственные наделы и платить с них налоги. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.

Концепция Мэн-цзы о врожденной "доброй природе" человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи "четыре добродетели" (см. Сы дэ): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным "знанием блага" (см. Лян чжи) и врожденными "благими способностями", которые позволяют ему "познать Небо и его веления", добиться слияния воедино Неба и человека, "охватить сердцем-разумом всю тьму вещей". Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь) - верховное одухотворенное начало всего сущего - обладателем нравственного совершенства, или "искренностью", "истинностью" (см. Чэн). "Искренность - путь Неба, размышления об искренности - путь человека" ("Мэн-цзы"). Т, о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.

Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал "сердцу" (синь, в данном случае - орган мышления, "разум"), считая функцию органов чувств второстепенной, "зависящей от вещей". Лишь "сердце-разум" способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств "отражают" вещи. Энергетическое начало в человеке - ци-пневму - Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к "воле": "Воля руководит ци, а ци наполняет тело".

"Мэн-цзы" впоследствии вошло в состав конфуцианского "Четверокнижия".

Соч.: Мэн-цзы чжэн и ("Мэн-цзы" в правильном толковании).- В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935; "Мэн-цзы".- В кн.: Древнекитайская философия, т. l. M., 1972; The Book of Mencius.-BKH.: A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.

Лит.: Быков Φ. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

В. Ф. Феоктистов

В начало энциклопедии