Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МЮНЦЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЮНЦЕР

МЮНЦЕP (Mьnzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц казнен 27 мая 1525) - идеолог и руководитель народной Реформации в Германии, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524-25). Проявил себя сначала сторонником М. Лютера, затем в Цвиккауских проповедях (1520) занял особую позицию в антикатолицизме, порвав с лютеранством. Нравственным мотивом его богословской и политической деятельности было сочувствие "позору и бедствиям своего народа" и ненависть к его угнетателям - светским и духовным властителям, которых он считал развратителями мира, врагами божественного порядка. Под непосредственным руководством Мюнцера разыгрались самые серьезные события Крестьянской войны - восстания в Тюрингии. Потерпев поражение под Франкенхаузеном, Мюнцер попал в плен, подвергся жестоким пыткам и был казнен.

Идейную основу для народного движения Мюнцер черпал из мистических учений средневековья, прежде всего Иоахима Флорского. Восприняв от гуситов религиозный пафос борьбы с мировым злом, он в "Пражском манифесте" (1523) изложил на трех языках свое толкование Реформации в духе ре волюционной традиции таборитов.

Религиозно-философские взгляды Мюнцера, окончательно сформировавшиеся в 1522-24, прямо ориентированы на социально-политическую, революционную деятельность. Они изложены в главных его произведениях 1524: "Hochverursachte Schutzrede und Antwort" ("Вынужденная защитительная речь"), "Ausgedrьckte Entblцssung des falschen Glaubens" ("Разоблачение ложной веры"), Protestation oder Entbietung" ("Протест или призыв"), "Die Fьrstenpredigt" ("Проповедь перед князьями"). Их главный пафос - преодоление средневеково-схоластического разума и обретение свободного, самостоятельного разума, способного к постижению высшей истины и действенному претворению ее в земной жизни. Ибо, как считал он, веками приученный в католицизме к услужению теологии, философский разум и в протестантизме оставался сервильным, нетвердым в суждениях, путаюшимся и греховным. Лютер только оттеснил этот разум от веры, но не преобразовал, как не реформировал и схоластическую философию. Лютеранские теологи продолжали пользоваться тем же схоластическим разумом, за связь с которым они клеймили католическое богословие. Мюнцер стремился глубже укоренить и воспламенить религиозное чувствование в сердце христианина, возвысить веру до совершенной уверенности, до знания, до разумного понимания. Переход от протестантизма к "новому разуму" он видел на пути сосредоточения веры, очищения ее вплоть до полного подавления всей той прежней рассудочности и "разумности", которая продолжала раболепно оправдывать существующие порядки или примиряться с ними. Так, говорил Мюнцер, по недостатку "натиска" веры, из-за недостаточного неистовства и "безумства" ее лютеранство смирилось с безбожным "человеческим" порядком на земле. Обозначился дуализм жизни духовной и светской. Он, напротив, требовал единого принципа для обеих сфер - для жизни земной и жизни небесной: всю свою жизнь христианин должен определять только открывающейся ему волей Божьей, т. е. высшей справедливостью, и не склоняться перед произволом и безбожием светских правителей. Законы царства Божия следует обратить в государственные постановления, равенство людей перед Богом - в равенство на земле. Преисполненный верою, подлинность которой испытывается "как золото в огне", христианин приходит к твердому убеждению, что в нем, ревнителе дела Божьего, действует начало истинное и универсальное и что представлявшееся в его поступках "безумием" с точки зрения того прежнего робкого и неуверенного ума, от которого он теперь отрешился, есть, напротив, проявление подлинного божественно-возвышенного разума.

Он различает два разума. Один - разум "безбожников", собственно конечный человеческий рассудок, порочный, низменный, служащий "нашей разбойничьей природе", человеческому своекорыстию и эгоизму; другой - разум всеобщий, божественный, он не служит ничьему частному интересу, а направлен только к всеобщей цели. Истинное откровение, которое несет в себе вера, и есть этот высший разум. Рожденный в "истинной вере", обновленный разум уже не слуга, а дитя ее. Сакральный в своем происхождении, он не нуждается ни в каком внешнем авторитете. Тем самым Мюнцер исходит из представления о священстве человеческого разума, воодушевлявшего многих мыслителей Нового времени - философов 17 и просветителей 18 в. Мистика у Мюнцера заключает в себе демистифипирующий, рациональный смысл: через максимализм веры она ведет к достоверному и прочному знанию.

Соч.: Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gьter$loh, 1968. Лит.: Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии, 2 т. М., 1937; Энгельс Φ. Крестьянская война в Германии.- Маркс К Энгельсф. Соч., изд. 2, т. 7, с. 343-437; Смирин М. М. Народная реформация Т. Мюнцера и великая Крестьянская война, изд. 2. М., 1955; и/текли А. Э. Т Мюнцер. М., 1961; Block E. T. Münzer als Theloge der Revolution. B., 1960.

В. В. Лазарев

В начало энциклопедии