Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
АРОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АРОН

ΑΡΟΗ (Aron) Реймон Клод Фердинанд (14 марта 1905, Рамбервиллер, Франция-17 октября 1983, Париж) - французский социальный мыслитель и публицист. В 1928 окончил Высшую нормальную школу в Париже (где вместе с ним учились Ж.-П. Сартр, П. Низан, Ж; Кангийем, А. Койре). В 1930 отправился продолжать образование в Германию. Работал ассистентом сначала в Кельнском (1930-31), а затем в Берлинском (1931-33) университетах. Главное внимание Арон уделял изучению малоизвестных тогда во Франции неокантиантства, феноменологии Э. Гуссерля, работ раннего М. Хайдеггера и особенно социально-политической теории М. Вебера. В 1935 вышла первая книга Арона "Критическая философия истории", в которой анализировались взгляды В. Дильтея, Г. Риккерта, Г. Зилшеля и М. Вебера. После прихода в Германии к власти национал-социалистов вернулся во Францию. Преподавал в Гаврском лицее ( 1933-34), работал секретарем Центра социальной документации Высшей нормальной школы (1934-39), преподавателем Нормальной школы в Сен-Клу (1935-39), затем профессором социальной философии Тулузского университета.

С началом 2-й мировой войны был призван в армию. После оккупации Франции эмигрировал в Англию, где редактировал журнал "Свободная Франция"; регулярно публиковал "Французскую хронику" - военно-политические обзоры вишистской Франции.

После войны Арон возвратился во Францию. Некоторое время работал Директором канцелярии А. Мальро (в то время министра информации во втором правительстве Ш. де Голля). Преподавал в Институте политических исследований и Национальной шкоде администрации. В 1955-68 возглавлял кафедру социологии в Сорбонне, в 1968-70 работал профессором в Школе высших социальных исследований, а в 1970 возглавил кафедру социологии современной цивилизации в "Коллеж де Франс" (которой руководил до конца жизни).

Арон-действительный член Французской Академии моральных и политических наук (с 1963), почетный доктор Гарвардского, Оксфордского и др. университетов. Почетный член Американской Академии искусств и наук. С 1962-вице-президент Всемирной социологической ассоциации.

В течение нескольких десятилетий Арон был ведущим политическим публицистом Франции. В 1946-47 писал в левой газете "Комба"; 30 лет был политическим обозревателем газеты "Фигаро" (1947-77); с 1977 и до конца жизни-ведущий сотрудник еженедельника "Экспресс" (с 1981-председатель редакционного комитета). В 1978 основал и возглавил'журнал "Комментер"-ведущий орган праволиберальной философской и политической мысли Франции.

Основные работы Арона посвящены проблемам философии истории, анализу социокультурных и политических противоречий современных индустриальных обществ. Занимался также проблемами эпистемологии и методологии исторического познания. В ранних работах он находился под влиянием баденской школы неокантианства (в первую очередь благодаря своему учителю-Л. Брюнсвику), феноменологии Э. Гуссерля и политической философии М. Вебера. Увлекался также марксизмом (к которому, по его собственным словам, "охладевал по мере изучения экономики"), поддерживал дружеские отношения с Ж.-П. Сартром. Однако уже в работе "Опиум интеллигенции" (1955) резко выступил против французских интеллектуалов, некритично поддерживающих "реальный социализм" в СССР. Арон полагал, что в среде левой западной интеллигенции (начинавшей с экзистенциализма, антифашизма и прошедшей школу марксизма) ныне должно пройти четкое принципиальное размежевание между теми, "кто всего лишь не отрицает существования лагерей в СССР, и теми, кто разоблачает эти лагеря". Противник тоталитаризма Арон активно выступал против не только "просоветских" симпатий Сартра, но и "нейтралистской" позиции M МерлоПочти (называвшего .себя "а-коммунистом" и провозгласившего тезис: "Если марксизм ложен, то история теряет смысл"). В работе "La Révolution introuvable" (1968) Арон продолжил атаку на левых интеллектуалов, резко выступив против их поддержки "студенческой революции" 1968.

В противоположность популярному во Франции "антиамериканизму" Арон считал США "детищем европейского либерализма", выступал твердым сторонником присутствия США в Европе и западного военно-политического альянса, видя в этом противовес тоталитарной экспансии СССР в Восточной Европе.

В 1960-70-е гг. Арон выступил одним из создателей и главных теоретиков концепции деидеологизации (наука выступает у него как альтернатива партийным идеологиям), а также теорий "мондиализации" и единого индустриального общества. По его мнению, западная (демократическая) и советская (авторитарно-идеократическая) модели являются лишь различными модификациями одного и того же универсального новейшего социального типа. При этом, однако, в отличие от сторонников идеи конвергенции (постепенного слияния капитализма и коммунизма),

Арон настаивал на неизбежности "демистификации" и поглощения идеологизированного социализма более научнорациональным и эффективным капитализмом.

В последние годы жизни в его либеральных представлениях о закономерностях исторического развития появились элементы социального пессимизма: прогресс науки и техники, по его мнению, порождает социальные идеалы (в первую очередь идеал свободы), которые сам же мешает воплотить. В конфликте между ценностями демократии (свобода, равенство, автономия личности) и императивами индустриального общества (централизация, иерархизация, субординация, дисциплина) Арон видел главную причину нестабильности современной цивилизации.

Соч.: Introduction à la philosophie de l'histoire. P., 1938; L'opium des intellectuels. P., 1955; Le développement de la société industrielle et la stratification sociale. P., 1956; Paix et guerre entre les nations. P., 1962; Dix-huit leçons sur la société industrielle. P., 1963; Essai sur les libertés. P., 1965; Les desillusions du progrés. P., 1969; Mémoires. P., 1983; в рус. пер.: Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Пристрастный зритель. М., 1992; Этапы развития социологической мысли. М„ 1993.

А. А. Кара-Мурза АР-РАЗЙ - см. Рази.

В начало энциклопедии