Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПЕЧЕРИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕЧЕРИН

ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич [15(27) июня 1807, с. Дымерка Черкасской губ. - 17(29) апреля 1885, Дублин, Ирландия] - русский мыслитель, писатель, католический священник. Сын военного, детство провел в гарнизонах провинциальных городов юга России. Неприятие российской действительности оформилось в дальнейшем в т. н. национальный нигилизм. В 1825-29 - мелкий петербургский чиновник. В 1829 поступил в Петербургский университет; где проявил незаурядные лингвистические способности в изучении древних языков. Блестяще окончив университет в 1831, получил место помощника библиотекаря и лектора по кафедре латинского языка Московского университета. В те годы, ненавидя деспотизм, Печерин придерживался либерально-конституционных взглядов, все свои жизненные планы связывая с Европою. В 1833 командирован в Берлинский университет с целью завершения образования и для подготовки к профессорству За границей стал горячим приверженцем учения Ламенне, в Швейцарии пытался сблизиться с республиканцами. По возвращении в 1835 в Россию получил звание и. о. экстраординарного профессора Московского университета, в течение семестра читал лекции по классической философии. В 1836 под вымышленным предлогом покинул Россию. 1835-38 провел в Швейцарии в среде итальянских республиканцев. В 1838, спасаясь от долговой тюрьмы, бежал во Францию, а оттуда в Бельгию, где был домашним учителем, секретарем-переводчиком. Увлекался учениями Сен-Симона, Фурье, Бабёфа, Пьера Леру, Мишле, Жозефаде Местра, которого позже назвал "наглым и бессовестным фанатиком, поборником деспотизма". Печерин называл себя "перипатетическим философом", имея в виду буквальный перевод. Однако к сколько-нибудь системным взглядам (тем более к их изложению) Печерин не пришел: "Французские идеи влекут за собой французский образ жизни: сидеть целый день в кофейне, разглагольствовать о политике" - ироническая самооценка как бы обосновывала идейный кризис: в 1840 в Льеже вступил в католическую церковь и был принят монахом в орден редемптористов, ав 1843 стал профессором истории, греческого и латинского языков в монастырской семинарии Виттема (Германия), известным в католических кругах проповедником. В 1844 после получения монастырем бумаги из русского посольства в Гааге был переведен миссионером в Англию. В 1848 лишен российского подданства. В 1853 в Лондоне встретился с Герценом, оставившим интересные воспоминания. Решение Печерина о переходе в католичество было сделано на волне разочарований в утопическом социализме, обостривших ожидание "нового учения, новой системы, новой веры", а также из опасения насильственного возврата в Россию. Монашество соответствовало желанию Печерина "удалиться от света". Переоценка ценностей, разочарование в католицизме, понимание того, что он "добровольно пожертвовал дарами ума и сердца, отрекся от престола разума и закабалил себя в неволю невежественным и наглым фанатикам и был в протяжении 20 лет орудием их мелкого честолюбия", пришло в 60-е гг. Тогда Печерину показалось необходимым оправдаться в принадлежности к духовенству, "к презренной и ненавистной касте". С этой целью он создает свой основной и единственный труд, получивший впоследствии название "Замогильные записки" (Apologia pro vita mea) - воспоминания, начатые по просьбе племянника С. Ф. Пояркова, вскоре переадресованные другу юности Ф. В. Чижову. Сам Печерин считал, что "Записки", "предмет психологического исследования", "представляют явление самостоятельного русского развития". Сама жизнь Печерина - это реальное воплощение идеи "лишнего человека", сумевшего вырваться из николаевской России. Благодаря "Запискам" трагическая судьба Печерина стала беспрецедентным фактом социально-философского осмысления. Преобразования в России 1861 обнаружили трагизм высоко одаренной, незаурядной личности, не сумевшей реализовать свое предназначение, в критические моменты всегда бежавшей от действительности. В итоге для Печерина стали очевидными иллюзорность свободы католического священника ("Рабом я родился, рабом и умру") и самообман эмиграции: "От России я никак отделаться не могу. Я принадлежу ей самой сущностью моего бытия, я принадлежу ей моим человеческим значением". В 1862 Печерин пытался восстановить связи с Герценом и Огаревым, возвратился к литературным, историческим и философским занятиям, приступил к естественнонаучным исследованиям в химии и биологии, делал наблюдения в ботаническом саду Дублина. В 1877 со смертью Чижова прервалась связь Печерина с Россией. Последние 23 года жизни провел в Дублине капелланом одной из главных больниц, живя "уединенно и независимо", видя главную задачу своей жизни в том, чтобы "мыслить и любить".

Соч.: Замогильные записки (Apologia pro vita mea).- В кн.: Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989; Герцен, Огарев и их окружение: рукописи, переписка и документы. М.,1940.

Лит.: Гершечзон М. О. Жизнь В. С. Печерина. М., 1910; Сакулин П. Н. Русская литература и социализм. М., 1924, ч. ;ШтрайхС. В. С. Печерин за границей в 1833-1835 гг.- В кн.: Русское прошлое. Исторический сборник. Пг.-М., 1923.

Архивы: РГАЛИ, ф. 372. ИРЛИ РАН (ПД), ф. 384, ОР РГБ, ф. 218, φ.332.

И. Ф. Худушина

В начало энциклопедии