Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПИФАГОР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИФАГОР

ПИФАГОР (Πυθαγόρας) (ок. 570 до н. э., о. Самое - ок. 497, Метапонт) - древнегреческий философ, ученый, религиозно-нравственный реформатор и политик. Его отец Мнесарх был богатым и, вероятно, знатным человеком. Сведения об учебе Пифагора у Ферекида и Анаксимандра и тем более о путешествиях в Египет и Вавилон недостоверны, хотя частью восходят к 4 в. до н. э. Ок. 532 Пифагор покидает Самое из-за тирании Поликрата и поселяется в Кротоне. Благодаря своим талантам и красноречию он нашел здесь немало сторонников, которые образовали гетерию (неформальное политическое сообщество). Со временем она стала определять политику Кротона, особенно ее влияние возросло в ходе войны с Сибарисом (ок. 510), разгромленным кротонской армией под руководством пифагорейца Милона. Однако в конце 6 в. в результате антипифагорейского выступления ("Килонова смута"), к которому примкнула часть учеников Пифагора (Гиппас), он бежал в Метапонт, где и умер.

ТРАДИЦИЯ. Как и Сократ, Пифагор ничего не писал, а его ученики излагали не взгляды учителя, а свои собственные. Их теории слишком индивидуальны, чтобы прямо выводить из них систему учителя (если она вообще существовала). Отсутствие прямых источников частично компенсирует обшир

ная косвенная традиция, как историческая, так и легендарная. В доплатоновской период Пифагора и пифагорейцев упоминают Ксенофан, Гераклит, Эмпедокл, Геродот, Ион Хиосский, Демокрит (автор книги "Пифагор"), софистический трактат "Двоякие речи", Антисфен и Исократ. Основные темы ранней традиции: мудрость Пифагора, его обширные знания и исследования (σοφία, πολυμαθία, ιστορία), красноречие, учение о душе, в частности, о переселении душ {метемпсихоз). Эти свидетельства противоречат тенденции представлять его только религиозным проповедником ("шаманом"), отрицая философию, науку и политику. Аристотель доносит до нас легендарную традицию, Гераклид Понтшский и Андрон из Эфеса дополняют и приукрашивают ее. Она рисует Пифагора чудотворцем, который предсказывал будущее, помнил о былых перевоплощениях, беседовал с животными и т. п. Часть этих мифов исходила от самого Пифагора, который, как и Эмпедокл, претендовал на сверхъестественный статус, что, однако, не мешало им заниматься философией и наукой. Оживленные споры в Академии и Ликее вокруг фигуры Пифагора помогли сохранить некоторые сведения о его учении (Ксенократ, Аристотель, Евдем, Арисчтоксен, Теофраст и др.), а сам он стал героем первых биографий (Аристоксен, Дикеарх). Биограф Неанф из Кизика и историк Тимей (рубеж 4-3 вв.) завершают наиболее ценную часть традиции, к которой, впрочем, нужно подходить критически. В эпоху эллинизма возникают новые биографии и множество псевдоэпиграфов, ходивших под именами Пифагора, его жены, детей и учеников. Зарождение неопифагореизма придало новый импульс литературе о Пифагоре, в которой остатки исторических сведений теряются в море вымысла. Соперничество неопифагореизма с христианством также повлияло на то, как рисовали Пифагора его поздние почитатели, Порфирии и Ямвлих. Кроме их работ, к сохранившимся источникам относятся биография Пифагора у Диогена Даэртия и комментарий Прокла к 1-й книге "Начал" Евклида.

УЧЕНИЕ. Сравнительно надежно к Пифагору можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежали в той же области, что и у ионийцев: космология, астрономия, математика (интерес к религии, хотя и иного типа, свойствен Ксенофану). Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал, "предела" и "беспредельного". Последнее, заимствованное у Анаксимандра, отождествлялось с пустотой и одновременно с бесконечной пневмой, воздухом (ср. Анаксимен), окружавшим космос. Космос "вдыхает" внутрь себя пневму, где она ограничивается "пределом", и кладет начало отдельным вещам (традиция приписывает Пифагору введение понятия "космос"). Противоположные начала, придавшие динамизм этой космогонии, играют важную роль как у пифагорейцев, так и в античной философии в целом. Согласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что "человек создан богом для познания и созерцания", ему приписывают и авторство термина "философия", понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию.

В геометрии он продолжил исследования Фалеса, придав им более научный и абстрактный характер. Ему принадлежит доказательство теоремы Пифагора и метод нахождения "пифагоровых троек"; созданная им теория пропорций стала связующим звеном между всеми точными науками. В астрономии Пифагор развил идею Анаксимандра о "геометрической" вселенной, чьи параметры выразимы в числах. Он открыл сферичность Земли, положив начало канонической системе из двух сфер, небесной и земной; разделил обе сферы на зоны (арктическую и т. д.); отождествил Вечернюю и Утреннюю звезду с Венерой (традиция связывает эти открытия и с Парменидом). Развив теорию четных и нечетных чисел (Начала К, 21-34), использующую косвенное доказательство, Пифагор основал теоретическую арифметику. Ему были известны арифметическая, геометрическая и гармоническая средние, а также "музыкальная пропорция" (12:9 = 8:6), с помощью которой он разделил струну монохорда и нашел численное выражение октавы (2:1), кварты (4:3) и квинты (3:2). Это открытие, положившее начало математической гармонике, дало мощный импульс поискам числовой гармонии, в т. ч. и там, где ее нет. Характерный пример - числовые спекуляции, которые Аристотель принимал за философские "определения": справедливость есть 4, ибо воздает равным за равное (2х2) и т. п. Более рациональный характер носило учение о "небесной гармонии" (см. Пифагореизм).

Идеи гармонии, порядка и соразмерности играли важную роль в этическом учении пифагореизма, но в чем заключалась суть религиозно-нравственной реформы, предложенной Пифагором, остается загадкой. Он не вводил ни новых богов, ни новых культов, даже приписываемые ему суеверия ("символы") по большей части традиционны. Метемпсихоз, заимствованный им у орфиков, хотя и повлиял на формирование пифагорейского образа жизни, не был его основой. Вполне вероятно, что Пифагор лишь перегруппировал традиционные ценности, сделав акцент на сознательном отношении к ним. Почитание богов и родителей, забота о воспитании детей, верность дружбе, умеренный образ жизни, нравственная и телесная чистота, приверженность к "отеческим законам", нелюбовь к тирании и анархии - все это не было выдумано Пифагором, он лишь придал этим вещам новый смысл и укрепил их своим авторитетом мудреца, знавшего и умевшего больше др. людей.

Ист.: DK I, 96-105; Лебедев. Фрагменты, с. 138-149. Биографии: Диоген Лаэртскии. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М. Гаспарова, 2-е изд. М., 1986, с. 307-320; Порфирий. Жизнь Пифагора.- Там же, с. 416-426; Ямвлих. Жизнь Пифагора. СПб., 1997.

Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Delatte A. La vie de Pythagore de Diogène Laëree. Brux., 1922; FriR.K. von. Pythagoras, RE 24,1963, col. 171-203; Philip J. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Toronto, 1966; Vogel С. J. de. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Assen, 1966; Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972; Navia L. Pythagoras: An Annotated Bibliography. N. Y, 1990. См. также лит. к ст. Пифагореизм.

Л. Я. Жмудь

В начало энциклопедии