Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
"ПИР"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ПИР"

"ПИР" (Συμπόσιον, ή Περί άγαθοΰ, ηθικός - подзаголовок: "О благе, этический") - диалог Платона зрелого периода (между 380 и 375 до н. э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с "Федоном" и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. "Пир" 223d). Замечателен не только благодаря изложенной в нем философской концепции любви (эросе), но и благодаря совершенной литературной форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагический поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172а-178а) и заключения (223с-d), "Пир" содержит семь речей: Федра (Эрос - древнейший бог) (178а-180Ь), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) ( 180с- 185с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185с-188е), Аристофана (люди в их теперешнем виде - только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина - двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189с- 193d), Агафона (Эрос - бог, наделенный красотой, совершенством, молодостью и т. п.) (194е - 197е), а также Сократа (199с-212с) и Алкивиада (215а-222Ь). Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос - как и всякое влечение - есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинеянки Диотимы: Эрос - не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Пороса-богатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ - мудрость, поэтому он - сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье - вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нем. В отличие от других собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается основная тема диалога: только философия может дать человеку истинное счастье.

"Пир" послужил источником многочисленных подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комментарий к "Пиру" - одна из "Эннеад" (I 5) Плотина. В эпоху Возрождения "Пир" стал особенно популярен благодаря комментарию М Финиш. Исключительное влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьева и эстетику русского символизма. Рус. пер.: М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Пресса (1904), И. Д. Городецкого (1908), С.А.Жебелева (1922),С.К.Апта(1965).

Лит.: Symposium of Plato, ed. with introd., critical notes, comm. by R. G. Bury. Cambr., 1909; Isenberg M. W. The order of the discourses in Plato's Symposium. Chi., 1940; Hoffmann E. Über Platons Symposion. Hdlb., 1947; Koller H. Die Komposition des platonischen Symposins. Z., 1948; Marcel R. Marcile Ficin sur "Le Banquet de Platon ou de l'amour". P., 1956; Dover K.J. The date of Plato's Symposium.- "Phronesis", 1965, v. 10, ¹ l. p 2-20; Rosen S. Plato's Symposium. New Haven-L, 1968.

Ю. А. Шичашн

В начало энциклопедии