Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭРОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭРОС

ЭРОС [греч. έρως - (сильное) желание, любовь, как персонификация - Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе - бог любви; лат. Amor - Амур или Cupido - Купидон] - в мифопоэтических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, "древнейший из ботов" (Платон, "Пир" 178 d), не имеющий родителей. Так, в "Теогонии" Гесиода (ст. 116 слл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984b23): Хаос - пространство. Гея - праматерия, Эрос - движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в теогониях Акусилая (9 В 1-3 DK), Ферекида из Сироса (7А 11, В 3), Парменида (В 13) и в поэмах орфиков. Типологические параллели: древнеевр. Ruah - "дух божий", оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1,2; термин, означающий также любовное желание), "любовная тоска" (πόθος) в "космогонии сидонян" у Дамаския (De princ. 125) и др. Мотив космогонического эроса продолжается в "любви" (φιλότης), или "Афродите", Эмпедокла как силе, соединяющей элементы, и дает позднюю реплику в гимне Лукреция к Венере, которая "одна правит природой вещей" ("О природе вещей" 1,21).

Уникальное место занимает философия эроса у Платона - прежде всего в "Пире", а также в "Федре", где мотив эроса как ностальгия по абсолюту переплетается с теорией припоминания - анамнесиса. Эрот испытывает влечение к красоте (греч. καλόν - выражает также определенный аспект "блага" вообще) и, следовательно, еще не обладает ею, но отсюда не следует, что он сам безобразен или не благ: эрот - не бог, а демон, т. е. промежуточное существо между богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом, мудростью и незнанием. В силу этого Эрот оказывается связующим звеном между миром небесным и земным и - для человека - средством восхождения к небесному миру. Метафизическая (недосягаемая) реальность предстает у Платона как эстетический объект любви, а Эрот оказывается метафорой философствования. У Аристотеля перводвигатель движет космосом как объект любви (эроса) (Met. 1072b2). Плотин в трактате "Об эросе" ("Эннеады" III 5) перетолковывает платоновский миф в духе стоической аллегорезы: Эрот происходит от нищеты-материи (лишенной всякой формы) и богатства-логоса, исходящего из ума (нуса), и принадлежит Афродите-душе (как в макро-, так и в микрокосмосе), занимающей промежуточное положение между нусом и материальным миром; как "сопряженный с материей", Эрот "ущербен благом, но и стремится к нему, ибо от него рожден" (III 5, 9). В эллинистических философских школах эрос низводится до уровня опасной "страсти" (патос), угрожающей апатии стоического и атараксии эпикурейского мудреца и подлежащей искоренению (Диоген Лаэртий Χ 118).

Лит.: Nygren A. Eros und Agape. В., 1955; Schiavone M. Il problema dell amore nel mondo greco, v. 1. Mil., 1965; LottJ. B. Die Stufen der Liebe. Eros, Philia, Agape. Fr./M., 1971; Lesley A. Vom Eros der Hellenen. Gott 1976; Fasce S. Eros. La figura e il culto. Genova, 1977.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии