Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) - 21/22 августа 1160, Париж) - теолог, философ, один из представителей ранней схоластики. Учился в Болонье, Реймсе, Париже (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), ав 1145 стал ее каноником. С июня 1159 - епископ Парижа. Его перу принадлежат "Толкования на Псалмы" (Glossa m Psahnos), а также на книга Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiarum ему принесли четыре книги "Сентенций" (Sententiarum libn quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.

Появление "Сентенций" (окончательный вариант - между 1155-57,1-е изд. - 1457, последнее, в 2т. - в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т. о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гмьскому, который первьм стал использовать "Сентенции" в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223-27). Второе название сочинения, "Учение о вещах и знаках" (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина, выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медаоданскии, Илларий из Пуатье, Григорий Великий, а также современники - Гуго Сен-Викторский и др.

Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) - "О таинстве Троицы" (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о БогеТроице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque - один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) - "О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся" (De rerum согporalium et spiritualitum creationeet formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) - толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) - "О воплощении Слова" (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) - "О таинствах" ("De Sacramentis") посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен. Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.

Несмотряна компиляторский характер "Сентенций", а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р. Бэкон считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на "Сентенции" были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским, Бонавентурой, Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400). Соч.: MPL, 1.191-192.

Лит.: Rogers C.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917; Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932; Schneider/. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Miinch., 1961; Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, ses ouevres, sa moral. Montreal-Ρ., 1961.

О. В. Голова

В начало энциклопедии