Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОТАРБИНЬСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОТАРБИНЬСКИЙ

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (З марта 1886, Варшава - 3 октября 1981, Варшава) - польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-Варшавской школы". Закончил Львовский университет, где учился у К. Твардовского. Профессор Варшавского университета (1919-60), ректор Лодзинского университета (1945-49), президент Международного Института философии (1960-63), президент Польской АН (1957-63). Котарбиньский был близок номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. он сформулировал программу "реизма" или "конкретизма" (от лат. res - вещь, concrete - материя, вещество). Эта программа постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей; значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, в принципе элиминируемые из языка науки. Вещь - любой предмет с пространственно-временными характеристиками, "Реизм" отвергает психофизический параллелизм и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы. Номиналистическая программа "реизма" встретилась с принципиальными затруднениями: невозможностью "реистического" обоснования объективности познания, адекватности субъективных состояний познаваемым предметам; метафизическим разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями - с другой. В методологическом плане трудность состояла в интерпретации теоретических ("ненаблюдаемых") терминов: "реизм" должен был видеть в этих терминах "псевдоимена", но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми препятствиями при "переводе" классических понятий (классы классов, кардинальные числа и пр.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах он признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования.

Аналитический стиль мышления был перенесен Котарбиньским в сферу теоретической этики и понимания практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Развитие этой программы должно было привести к общим решениям проблем организации и управления, которые можно было бы применить в различных конкретных сферах человеческой деятельности: в экономике, политике, производстве и др. Методологию науки он рассматривал как раздел праксеологии: общая методология рассматривает способы и методы успешной научной деятельности как таковой, конкретные методологии относятся к специальным научным областям: физике, математике, истории и т. п. Котарбиньский развивал концепцию "независимой этики", для обоснования положений которой нет необходимости обращаться к каким-либо источникам помимо оценок, вырабатываемых в межчеловеческих отношениях. Этические нормы не зависят от учений о бессмертии души или о взаимоотношениях духа и материи. Основным принципом "независимой этики" является "практический реализм": человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние. Совесть человека в первую очередь зовет его к действию, направленному не на увеличение практической пользы, а на устранение несчастий. Высшие нравственные качества человека: отвага, добросердечие, стойкость в труде и борьбе, внутренняя дисциплина, справедливость. Принцип "минимизации зла" допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство и справедливость. Поэтому его применение в жизни всегда должно быть конкретно ориентировано общей гуманистической установкой.

Соч.: Utylitarysm w etyce Milla i Spensera. Krakow, 1915; Wybor pism, т. 1-2. Warsz., 1957-58; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk 2. Wroclaw, 1961 ; Leçons sur l'histoire de la logique. P 1964, в рус. пер.: Развитие праксеологии. - "Польское обозрение", 1962,№ 12-13; Избр. произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М.,1975.

Лит.: Нарскии И. С., Берников М. И. Номиналистический материализм Т. Котарбиньского и С. Лесневского. - "философские науки", 1972, № 4; Верников M. H. Методологический анализ кризиса философского идеализма. На материалах польской философии конца 19-1-й трети 20 в. К., 1978.

В. H. Порус

В начало энциклопедии