Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕШ"-"РЯД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕШ"-"РЯД")

РЕШЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИД

РИД (Reid) Томас (26 апреля 1710, Строи, Кинкардин - 7 октября 1796, Глазго) - шотландский философ, глава школы философии "здравого смысла". Окончив Марешальский королевский колледж, несколько лет служил приходским священником. В 1752 начал преподавательскую деятельность в Абердинском университете. После выхода в свет книги "Исследование человеческого духа на основе здравого смысла" занял кафедру моральной философии в Университете Тлазго, где прослужил до отставки (1780). По собственному признанию в молодости был сторонником философии Дж. Беркли. Знакомство с "Трактатом о человеческой природе" Д. Юма пробудило Рида от "догматического сна". Рассуждения Юма показались Риду справедливыми, и перед ним возникла дилемма: либо поднять вопрос о принципах, либо признать скептические выводы. Корень зла Рид увидел в непомерном расширении значения термина "идея" в ее локковском понимании (как репрезентанта объекта в субъекте). Экспансия "идей" (в терминологии Рида - "идеизм") ведет к скептицизму, пагубному для науки, философии и религии. К счастью, человечество обладает здравым смыслом (Common sense, букв. "общим чувством"), интуитивными аксиоматическими суждении ями, не подлежащими критике рассудка. Эти суждения утверждают реальность внешнего мира, субстанциональность нашего Я, принцип причинности и многое другое, в чем сомневаются скептики. В своем главном произведении "Опыты об интеллектуальных способностях человека" (1785) Рид распространяет свою аксиоматику на все основные отрасли знания, в т. ч. и на метафизику и естествознание.

В эпитафии на могиле Рида его заслуги в исследовании человеческого духа приравнивались к заслугам Бэкона в исследовании природы. До сер. 19 в. влияние Рида было весьма значительным на его родине (Д. Стюарт, У. Гамильтон). В нач. 19 в. учение Рида было популярно во Франции (В. Кузен, Т. Жоффруа, П. Руайе-Коллар). В 20 в. интерес к идеям Рида возрождается в неореализме и лингвистической философии.

Соч.; The Warks of Thomas Reit). Edinbourgh, 1872; Grave S. A. The Scottish Philosophy of Common Sense. Oxf., 1960; Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., 2000.

Лит.: Пристли Д. Разбор "Исследования о человеческом духе на основе здравого смысла" д-ра Рида, "Опыта о природе и неизменности истины" д-ра Битги и "Обращения к здравому смыслу для защиты религии" д-ра Освальда.- В кн.: Английские материалисты XVIII в., т. 3. M., 1968; ГрязновА. Φ. Философия шотландской школы. М., 1979.

M. A. Абрамов

РИКЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИККЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИСМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТМ

РИТМ - форма организации временных искусств, а шире - восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности: возможность восприятия в каждом из указанных случаев обусловлена чередованием напряжений и разрешений (соответственно восходящих и нисходящих фаз ритма), которые, группируясь в периоды или отрезки, приводят к установлению различия между ними и создают у воспринимающего определенный род антиципации, Именно это порождаемое ритмическим повтором ожидание может быть оправдано иди, напротив, обмануто, приводя к различного рода эмоциональным реакциям воспринимающего, в которые окрашивается художественный прием. Философия и эстетика 20 в. демонстрируют образцы переосмысления ритма. Так, брехтовская теория (социального) жеста применительно к театру отводит заметное место влиянию движения и темпа на производство смысла высказываний и действий. Современный французский философ Ф. Лаку-Лабарт исследует ритм в контексте становления субъективности. Его интересует ритм как интонация, как то, что аффицирует язык, не принадлежа при этом лингвистическому порядку, а, следовательно, ускользая как от лингвистических (типа семиотика/семантика и проч.), так и от метафизических оппозиций, лежащих в их основе (чувственное/умопостигаемое, форма/материя, душа/тело и т. д.). Ритм, иначе говоря, есть область проявления невыразимого, то "место", где стирается грань прежде всего между реальным и воображаемым. Это область коллапса "первичного нарциссизма", но также, как говорит Лаку-Лабарт, "условие возможности субъекта". Т. о., конституирование субъекта мыслится им с помошью ритма в терминах его (де Конституции.

Лт.:ДелёзЖ. Различие и повторение. СП&. 149К, Ршм пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, Lacoue-Labarihe Ph. Le sujel de la philosophie: Typographies 1. P., 1979; Meschonnit И Critique du rythme. Anthropologie historique du langage Vferdier, 1982.

Ε. В. Петровская

РИТУАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОБИНЕ

РОБИНЕ (Robmet) Жан Батист Рене (23 июня 1735, Ренн - 24 марта 1820, там же) - французский философ. Учился в иезуитском коллеже и вошел в орден, но затем порвал с иезуитами и во избежание преследований уехал в Амстердам, где издал свое основное произведение - "О природе" (De la nature, 1.1-4,1761-66, сокращенный рус. пер. 1935). Вернувшись во Францию, в 1778 был назначен цензором в Париже. Выпустил 4 тома комментариев на словарь Бей.гя, 5 томов дополнений к ^Энциклопедии" Дидро. Принимал участие во Французской революции в начальный ее период. Философские взгляды Робине сложились под ктятвм Декарта, Ньютона, Лейбница и Локка, биологических теорий 17-18 вв. Единой творческой причиной природы он считал Бога, бытие которого устанавливается космологическим доводом: от цепи причин к первопричине. Робине отвергал физический и духовный антропоморфизм, провозглашал универсальный закон равенства добра и зла в каждой вещи и в каждом явлении. Согласно Робине, вся материя носит органический характер (гилозоизм), ее первоэлементом является мельчайший животный организм (зачаток). Природа представляет собой непрерывную градацию всех существ, на вершине ее лестницы находится человек. Психологию Робине сводил к механике мозговых волокон. Отрицая взгляд на человека как свободно действующее существо, Робине считал возможным, однако, в определенном смысле говорить о свободе воли: "Свобода - это возможность делать то, что не делаешь, или не делать того, что делаешь" ("О природе". М-, 1935, с. 322). Определенное влияние органицистских идей Робине прослеживается в натурфилософии Шеллинга.

Соч.: Les vertus, reflexions morales en vers. Rennes, 1814; в рус. пер.: Философские рассуждения о человеке и его превосходствах. Воронеж, 1800.

Лит.: Ситковский Е. П. Философия Ж. Б. Робине. М., 1936; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993; Albert R. Die Philosophie Robinets. Lpz., 1903.

И. А. Андреева

РОД ЛОГИЧЕСКИЙ

РОД ЛОГИЧЕСКИЙ - см. Классификация, Определение.

РОДЖЕР МАРСТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЗАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЗЕНБЕРГ

РОЗЕНБЕРГ Отгон Ооггонович (Юлиус Карл Отгон) (7 июля 1888, Фридрихштадт - 26 сентября 1919, Петроград) - специалист по буддийской философии. В 1910 окончил факультет восточных языков Петербургского университета, в 1912-16 обучался в аспирантуре Токийского университета, с 1917 - приват-доцент факультета восточных языков Петербургского университета. Он резко критиковал филологизм, господствовавший в буддологии 19 - нач. 20 в., указывал, что лингвистически точный перевод буддийских текстов отнюдь не гарантирует правильного понимания их содержания. Основные методологические установки исследования им буддийской философии: рассмотрение философии как органического компонента буддизма; разграничение "популярного" и "схоластического" буддизма и рассмотрение категорий догматики в рамках того или др. типа, не смешивая интерпретаций; использование в первую очередь буддийских трактатов и "философских" сутр, в которых наиболее полно выражен философский аспект буддийского учения; описание и анализ буддийских философских доктрин "изнутри", не подгоняя их под европейские, схемы; знакомство с работами современных буддийских теоретиков как первоначальный этап изучения буддийской философии в ее классических формах. Он применил свою методологию при анализе понятий, и в первую очередь в трактовке такой основополагающей категории раннего буддизма, как дхарма. Он показал, что дхармы, некие безусловные реальные единичные сущности, не являются "частицами", атомами, а представляют из себя что-то подобное "вещам-в-себе". Живое существо и окружающий его мир ("эмпирическое" бытие) не что иное, как комбинация дискретных проявлений "волнующихся" (т. е. находящихся в "недолжном" состоянии) дхарм, которые подразделяются на 75 групп. "Волнение" тех или иных дхарм и характер конфигураций "волнений" обусловливается "кармой" данного существа. Прекращение "волнения" дхарм как раз и есть нирвана. Розенберг подробно проанализировал "механизм" функционирования "эмпирического" бытия и выхода из круга перерождений, т. е. "успокоения" дхарм. Изыскания в буддийской философии оказали огромное влияние на развитие буддологических исследований в мире благодаря переводу на немецкий язык его главного труда "Введения в изучение буддизма по японским и китайским источникам".

Соч.: Еведение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 1. Свод лексикографического материала. Токио, 1916; ч. 2. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918 (пер. на нем. яз.); О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг„ 1919 (пер. на нем. яз. 1924): Об изучении японского буддизма; О понимании восточной души.- В кн.: Буддизм Проблемы, истории. культуры, современности. М., 1990.

А. Д. Игнатович

РОЗЕНКРАНЦ

РОЗЕНКРАНЦ (Rosenkranz) Иоганн Карл Фридрих (23 апреля 1805, Магдебург - 14 июня 1879, Кенигсберг) - немецкий философ, гегельянец, занимал промежуточную позицию между левыми и правыми гегельянцами. Учился в Берлине, Галле и Гейдельберге. Приват-доцент (1828), профессор в Галле (1831), в Кенигсберге (1833). С 1848 - советник Министерства культуры в Берлине, в 1849 возвратился в Кенигсберг. В отличие от Гегеля, который стремился снять объективные противоречия в высшем синтезе, Розенкранц проводил мысль о неразрешимости противоречий, которые принимали у него форму дуализма. Науку логики Гегеля он трактовал как науку о логической идее, которая распадается у него на метафизику, логику и учение об идеях. Метафизика состоит из онтологии, этиологии и телеологии. Логика - учение о понятиях, суждениях и умозаключениях. Учение об идее исследует принципы, метод, системы. Идея рассматривалась им как единство мышления и бытия, как абсолютное, безусловное бытие, раскрывающееся в природе и в духе. В "Энциклопедии теологических наук" (1820) он применил логику Гегеля для изложения теологии как науки. Личность понималась им как неразрушимая реальность, а душа - как бессмертное начало. Розенкранц известен как историк немецкой, и особенно гегелевской, философии

Соч.: Die Naturreligion, Iserlohon, 1831 Encyclopédie der theologischen Wissenschaften. Halte, 1821; Hegel. Kgsb., 1834. Das Verdienst der Deutschen um der Philosophie der Geschichte. Kgsb., 1835; Kritik der Schleiermacherschen Glaubenslehre. Kgsb.. 18Î6 Kritische Erläuterungen des Hegelschen Systems. Kgsb , IS40. l'her Schelling und Hegels. Kgsb., 1843, Schelting. Danzig, 1843, Hegeb Lebens. B., 1844; Die Pädagogik als System. Kgsb., 1848; Meine Reform der hegeischen Philosophie. Kgsb., 1852; Ästhetik des Hasslichen. Kgsb., 1853; Wissenschaft der logischen Idee. Kgsb., 1858-59; Hegels,Naturphilosophie. B., 1868; Hegel als Nationalphilosoph. Lpz.. 1870; Neue Studien, Bd. 1-4. Lpz., 1875-78. Лит.: Lassale F. Die Hegeische und die Rosenrkanzische Logik. B., 1859; Mefike E. K. Rosenkranz und Hegel. B., 1929.

Α.Ο.

РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЗЕНЦВЕЙГ

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (25 декабря 1886, Кассель - 12 декабря 1929, Франкфурт-на-Майне) - религиозный мыслитель экзистенциального направления, переводчикОсновные интересы: философия иудаизма и языка. В 1905-14 преподает в различных университетах; В 1912 защищает под руководством Ф. Мейнеке диссертацию. До 1918 - служит в частях регулярных войск. В 20-х гг. под влиянием Г. Когена, О. Розенштока-Хюсси и М. Бубера Розенцвейг сосредоточивается на философском осмыслении иудаизма и практической религиозной деятельности. Становится одним из основателей (17 октября 1920) "Свободного еврейского учебного дома" (Freies judisches Lehihaus).

Религиозно-философские идеи Розенцвейг излагает в своем главном сочинении - "Звезда спасения" (Stem der Erlösung, 1920). Он считает, что три элемента, являющиеся постоянной темой его размышлений - Бог, мир и человек - впервые были открыты и поняты в качестве фундаментальных элементов мира язычеством. Языческая культура осознала также, по мнению Розенцвейга, что эти три элемента образуют динамическое единство. Бог и люди были некогда совершенно оторваны друг от друга. "Восстановить", воспроизвести это единство мы можем благодаря рассказу (Erzählung), а не благодаря конструированию их нового единства мышлением.

Поскольку откровение - источник веры, а в этом смысле - также и близости и удаленности, то оказывается возможным толковать откровение как исток не только пространства, но и временности. Если человек знает, что благодаря откровению мир рождается каждый день заново - он живет. Язык этого откровения есть диалог. (То, чтомы не знаем Бога, значит, чтоБогу присуще "Да". То, что, несмотря на это, мы все равно не знаем Бога, значит, что Богу присуще и "Нет". "Да" и "Нет" - присущи Богу и человеку.) Диалог - основа спасения (Erlösung), и является "снятием" (Auflösung) напряжения между Богом и творением. Три первых элемента (потенции) - Бог, мир и человек, а также три "этапа" "космической истории" - творение, откровение, спасение Розенцвейг видит объединенными в сионской звезде: Бог

Творение

Мир

Откровение

Человек

Спасение

Многие мотивы роднят философию Розенцвейга с размышлениями его современников: Хайдеггера, Леттаса и др. Однако в отличие от Хайдеггера Розенцвейг настаивает на единстве теологии и философии. От других же мыслителей (напр., Левинаса, для которого теология также есть прежде всего иудаизм) Розенцвейга отличает то, что теология в этой связке занимает первое место.

Соч.: Kleinere Schriften. В., 1937; Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus. Hdib., 1917; Hegel und der Staat. Mönch., 1920; Der Stern der Erlösung. 1920, 3 Aufl., 1954.

Лит.: The Philosophy of Franz Rosenzweig (Conference Proceedings, Hanover, USA). 1976.

И. А. Михайлов

РОЙ

РОЙ (Roy) Раммохан (22 мая 1772, Радханагар- 27 сентябрь 1833, Бристоль)- индийский философ, реформатор индуизма, общественный деятель. Основатель первого в Индии религиозно-реформаторского общества "Брахмо Самадж" (Калькутта, 1828). С его именем связывается зарождение религиозно-философской и общественной мысли Индии Нового времени. Разделял представление вишишта-адвайты о Сагуна Брахмане, т. е. личностном Боге как первоначале мира. Критиковал майя-валу Шанкары, связывая творение мира с водящей деятельностью Брахмана. Настаивал на идее единства Бога и расценивал монотеизм как результирующее учение Упанишад, пренебрегая иными их представлениями. Требовал рационального подхода к ведийскому канону и пересмотра некоторых положений дхармашастр с гуманистических позиций.

Соч.: The English works of Raja Rammohun Roy, v. 1-4. Calcutta, 1945-47.

Лит.: Костючснко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 19S3.

О. В. Мезенцева

РОЙС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО (РФО)

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО (РФО) - добровольная общественная научная организация, объединяющая граждан России, ведущих научную, педагогическую и просветительскую работу в области философии. Общество открыто для всех интересующихся философией, а также для лиц, не имеющих российского гражданства независимо от места их проживания. РФО конституировано в 1992 в качестве правопреемника Философского общества СССР, созданного в 1971 при Академии наук СССР. РФО имеет разветвленную сеть первичных организаций и отделений в 46 субъектах РФ, включает в себя в качестве ассоциированных членов 4 философских общества (Московское, Уральское, Якутское, Ярославское) и Санкт-Петербургскую философскую ассоциацию. Насчитывает (по состоянию на 15 ноября 1999) 1947 индивидуальных членов - тех, кто персонально уплатил ежегодный членский взнос (за 1999).

Высшим руководящим органом РФО является общее собрание его членов, которое проводится не реже 1 раза в 5 лет и избирает на очередной срок (до следующего общего собрания) Президента, вице-президентов, Президиум и Ревизионную комиссию Общества. Последнее такое собрание состоялось в рамках Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999, в Екатеринбурге), где был избран новый состав Президиума РФО (26 чел.), куда вошли известные академики и члены-корреспонденты РАН, деканы ведущих философских факультетов страны, а также наиболее авторитетные философы России.

Основные направления работы РФО включают в себя организацию и проведение научных мероприятий, издательскую деятельность, установление и развитие научных контактов как внутри России, так и за рубежом. Ежегодно по инициативе Общества или при непосредственном его участии в целом по стране проводится до 100 конференций, семинаров, круглых столов, творческих встреч и т.п. Важнейшей формой творческого общения философов являются Российские философские конгрессы (РФК), которые проводятся под эгидой Российского философского общества раз в два-три года в различных регионах России. Первый такой конгресс «Человек - Философия - Гуманизм» состоялся в июне 1997 в Санкт-Петербурге. Его материалы, включающие основные доклады и более 1800 тезисов, были опубликованы в 9 томах. Не менее масштабным и содержательным стал и Второй РФК «XXI век: будущее России в философском измерении» (7-11 июня 1999, Екатеринбург), на который поступило около 2300 тезисов, в т.ч. из ближнего и дальнего зарубежья. Они были опубликованы к началу конгресса в 10 томах.

Президиум РФО ежеквартально издает «Вестник Российского философского общества», в котором дается обширная информация о философской жизни в различных регионах России, содержатся сведения о новейшей литературе и защищенных в стране диссертациях по философии, освещаются результаты философских конгрессов и наиболее интересных конференций, рецензируется философская и учебная литература, публикуются дискуссионные материалы и т.п.; издательскую деятельность ведут также многие отделения и организации РФО. Так, ряд отделений Общества имеет свои периодические издания, напр. Оренбургское - журнал «Credo», Костромское - «Отражения», Ивановское - «Философский альманах», Красноярское - альманах «Сибириум», Белгородское - альманах «Дух и время», Краснодарское - «Философский альманах», Санкт-Петербургская философская ассоциация - журнал «Вече» и ежегодник «Мысль».

РФО является полноправным членом Международной федерации философских обществ, а его члены неизменно участвуют во Всемирных философских конгрессах (ВФК). Так, на последнем, XX, ВФК «Пайдея. Философия в воспитании человечества» (1998, Бостон, США) из 60 российских философов 42 были членами РФО.

А.Н.Чумаков

"РОССИЯ И ЕВРОПА. ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СЛАВЯНСКОГО МИРА К ГЕРМАНО-РОМАНСКОМУ"

"РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" - одно из важнейших произведений И. Я. Данилевского. Создано в 1865-68 и впервые опубликовано в виде серии статей в журнале "Заря" в 1869. Отдельным изданием книга вышла в 1871 и неоднократно переиздавалась; последнее издание: СПб., 1995.

По содержанию книга делится на два основных тематических компонента, которые соотносятся между собой как часть и целое: учение о культурных и политических отношениях славянского мира к германо-романскому и общая философско-историческая доктрина - теория культурно-исторических типов. Для Данилевского большее значение имела разработка учения о культурных и политических взаимоотношениях славянского и германо-романского миров. Это учение Представляло собой дальнейшую (в ряде отношений оригинальную) разработку центральной темы славянофильства - проблемы соотношения России и Запада. Но мировую известность Н. Я. Данилевскому принесла именно разработка нового взгляда на всемирную историю - теория культурно-исторических типов.

Теория типов, изложена в основном в главах 4 ("Цивилизация европейская тождественна ли с общечеловеческою?"), 5 ("Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития") и 17 ("Славянский культурно-исторический тип. Вместо заключения"). В остальных 14 главах книга гл. о. раскрываются различные содержательные аспекты вышеупомянутого учения. Данилевский констатирует враждебность Европы к России и задается вопросом о природе этого антагонизма; указывает на опасность болезненного и разрушительного влияния Запада, вступившего в историческую фазу умирания, на Россию и молодой славянский культурно-исторический тип. Кроме того, ои дает сравнительную характеристику славянского (славяно-русского) и германо-романского культурно-исторических типов, анализируя их под углом зрения особенностей "психического строя", религии, исторического воспитания и разрядов (основ) культурной деятельности. Исторически поворотным пунктом во взаимоотношениях России и Запада должно стать разрешение Восточного вопроса, суть которого в необходимости завоевания Царьграда (Константинополя) для превращения его в столицу Всеславянского союза - политической основы славянского культурно-исторического типа.

Публикация и переиздания книги "Россия и Европа" вызвали в России оживленную полемику, растянувшуюся на десятилетия, в которой сторонниками Н. Я. Данилевского выступили Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев, К. Н. Бестужев-Рюмин, противниками - Вл. С. Соловьев, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев и др.

С. И. Бажов

РОСТОУ

РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (7 октября 1916, НьюЙорк) - американский экономист и социолог. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. Преподавал экономическую историю в университетах США и Великобритании, с 1969 - в университете штата Техас. Ряд лет находился на государственной службе. Создатель наряду с Р. Ароном современного варианта теории индустриального общества. В качестве альтернативы марксизму разрабатывал теорию стадий экономического роста как общую теорию исторического развития общества. Ростоу выделил в истории общества пять стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем технологического развития: 1) "традиционное общество" (период до конца феодализма), это аграрное общество с примитивными формами сельскохозяйственного производства, иерархической социальной структурой, властью земельных собственников, низким уровнем развития науки и техники; 2) "переходное общество" (переход к домонополистическому капитализму), характеризующееся ростом производительности сельскохозяйственного труда, новым типом предпринимателя, ростом национализма, возникновением централизованного государства; 3) период "сдвига", или промышленной революции, с быстрым ростом промышленного производства, использующего новые методы; 4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, признаками которого являются бурное развитие промышленности, ее новых отраслей, повышение уровня капиталовложений, широкое использование достижений науки и техники, рост городского населения, увеличение доли квалифицированного труда, изменение структуры занятости; 5) эра "высокого массового потребления", когда основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления.

Теория "стадий роста" послужила отправным пунктом для последующих теорий постиндустриального общества. Соч.; The Stages of Economic Growth. A non-communist Manifesto. Cambr., 1960.

Ε. В. Остова

РОСЦЕЛИH

РОСЦЕЛИH (Roscelinus Compendiensis, Rucelinus) (ок. 1050, Компьень - ок. 1125) - средневековый философ и теолог, создатель крайней формы номинализма. Сохранилось его письмо к Абеляру, посвященное учению о Троице. Прочие сведения о нем извлечены из сочинений Ансельма Кентерберийского, П.Абеляра, Иоанна Солсберийского и анонимного сочинения «О родах и видах».

Росцелин утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия - это имена совокупностей вещей; они реальны лишь в качестве «звучаний голоса» (flatus vocis). Росцелин отрицал реальное существование родов и видов: существовать может лишь нечто единое («одно»), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым. Универсалии не более чем словесные выражения. Отрицал он и реальное существование частей целого: они - как предикаты индивидуальной вещи - только слова; т.е. всякое различие, которое мы видим в вещах, происходит от нашего мышления, реально же существуют только замкнутые единства.

Номинализм Росцелина определил его учение о Троице. Ансельм приписывает ему такое утверждение: «Если три Лица в Боге - одна вещь (res), а не три вещи, каждая из которых сама по себе является обособленной, подобно трем ангелам или трем душам,- и притом они едины в том [смысле], что все три суть одно и то же в отношении воли и могущества, - тогда Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном» (Epistola de incarnatione Verbi, 1). Утверждение о единстве божественной субстанции противоречит догмату о воплощении только второго Лица Троицы: все, что приписывается какому-то отдельному Лицу (напр., воплощение), необходимо тогда приписать единому Богу, т.е. всем Лицам. Поэтому следует утверждать, что три Лица в Боге - это три отдельные субстанции, а их единство существует только как тождество их в отношении воли и могущества.

Учение Росцелина о Троице было осуждено на соборе в Суасоне в 1092, и он вынужден был отречься от него.

Литература:

Reiner J. Der Nominalismus in der Frühscholastik. Münster, 1910;

Picavet F. Roscelin, philosophe et théologien d’après la légende et d après d’histoire. P., 1911;

Wilmart A. Le premier ouvrage de saint Anselme contre le trithéisme de Rosceiin. - «Recherches de théologie ancienne et médiévale», 1931, p. 20-26.

В.П.Гайденко

РОТХАКЕР

РОТХАКЕР (Rothacker) Эрих (12 марта 1888, Пфорцхайм - 10 августа 1965, Бонн) - немецкий философ и психолог, один из основоположников философской антропологии. Был профессором в Гейдельбергском (с 1924) и в Боннском (с 1928) университетах. В первых своих работах по «логике наук о духе» и философии истории, написанных под влиянием В.Дильтея и «исторической школы», приходит к идеям, которые станут фундаментом его «культурной антропологии»: культуры, как и индивиды, представляют собой неповторимые исторические общности, обладающие собственным «окружающим миром» (Umwelt) и «жизненным стилем» (Lebensstil). Подверг критике дуалистическую концепцию позднего М.Шелера и биологически ориентированную антропологию А.Гелена, для которых особенностью человека является наличие у него «мира» (Welt), а не среды (Umwelt). Мир как таковой есть абстрактная идея, реальность всегда дана нам посредством языка и сознания, выступает в той или иной перспективе. Для Ротхакера человека можно определить позитивно - как творца и носителя культуры (а не некой «культуры вообще»), т.е. как исторически возникшей индивидуальной тотальности, характеризуемой теми «ландшафтами», которые доступны только в конкретной перспективе данной культуры. Носителями культуры являются общности разного уровня - группы, нации, расы. Будучи одним из немногих профессоров философии, вступивших в Национал-социалистскую партию еще до прихода Гитлера к власти, в 1930-х гг., Ротхакер писал об особенностях «арийского мировоззрения». В истории нет общих для всех культур законов, поскольку каждая из них представляет собой неповторимый организм со своей морфологией. В работах 1950-60-х гг. развивает учение Шелера о «познавательных интересах», которое было перенято у него Ю.Хабермасом и К.-О.Апелем (учившимися у Ротхакера в нач. 1950-х гг.).

Сочинения:

Logik und Systematik der Geisteswissenschaft. Münch., 1927;

Geschichtsphilosophie. Münch. - В., 1934;

Die Schichten der Personlichkeit. Lpz., 1938;

Mensch und Geschichte. В., 1944;

Probleme der Kuituranthropologie. Bonn, 1948;

Philosophische Anthropologie. Bonn, 1964;

Zur Genealogie des menschlichen Bewusstseins. Bonn, 1966.

Литература:

Bruning W. Philosophische Anthropologie. - Historische Voraussetzungen und gegenwartiger Stand. Stuttg., 1960.

A.M.Руткевич

РОУЛЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ

РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич [15(27) июня 1878, Москва - 3 апреля 1953, там же] - русский философ, психолог и педагог. В 1905 окончил философское отделение Оренбургского университета. Магистерская диссертация - "Логические основания гегелевской системы и конец истории". По возвращении в Россию читает курсы психологии и философии в Университете Шанявского, на Высших женских педагогических курсах в Москве. С 1912 - приват-доцент, с 1918 - профессор Московского университета. В 1918-20 - организатор и ректор Восточно-Сибирского университета (Иркутск). В 1923-51 - профессор кафедры психологии в МГПИ.

Преобладающий круг интересов Рубинштейна - философия воспитания и образования личности. Эти проблемы рассматриваются им в глобальном контексте миро- и жизнепонимания. Центральная задача главного философского труда (О смысле жизни, ч. 1. Л., 1927; ч. 2. M., 1927) - поиск правдиво-жизненного мировоззрения, способного "осветить действительную жизнь и углубить ее". В развитии такого мировоззрения отводил важную роль своей концепции "монистического идеал-реализма и творческого антропоцентризма", свободной от трансцендентных моментов. Книга подверглась ожесточенной идеологической критике, положившей конец публикации философских работ Рубинштейна.

Соч.: Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909; Социализм и индивидуализм. М., 1909; Семейное или общественное воспитание? М., 1916; Очерк педагогической психологии в связи с обшей педагогикой. М., 1920; Платон-учитель. Иркутск, 1920; Проблема "Я" как исходный пункт философии.- В кн.: Сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского университета, в. 5. Иркутск, 1923; Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М., 1927.

Лит.: Никольская А. А. Некоторые аспекты научного творчества М. М. Рубинштейна.- "Вопросы психологии", 1978, № 5.

А. И. Алешин

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУГЕ

РУГЕ (Rüge) Арнольд (13 сентября 1802, Берген- 31 декабря 1880, Брайтон, Англия) - немецкий философ, публицист, политический деятель, издатель. С 1832 - приват-доцент университета в Галле, с 1838 - издатель влиятельных философских журналов. Принимал участие в революции 1848, был депутатом франкфуртского Национального собрания, в 1850-60-х гг. - политический эмигрант. Демократ, республиканец, противник коммунизма, Руге сыграл значительную роль в развитии младогегельянства как общественно-политического движения в Германии в 30-40-х гг. 19 в. В издаваемых им журналах ("Die Reform", "Hallesche Jahrbücher für deutsche Kunst und Literatur"), в работах самого Руге нашли отражение антиклерикальные и непосредственно республиканско-демократические требования (общенационального представительства в рейхстаге, свободы печати, изгнания церкви из системы образования и т. д.). Одним из первых среди гегельянцев отказался от гегелевской интерпретации конкретных исторических феноменов как воплощений логических категорий. В начале 40-х гг. перешел на позиции фейербаховского антропологического гуманизма; в 1842-43 пытался осуществить проект совместной издательской работы с К. Марксом, закончившийся неудачно.

Соч.; Sämtliche Wirke, 2 Aufl., Bd. 1-10. Mannheim, 1846-48; Aus früherer Zeit, Bd. 1-4. В., 1862-67; Reden über die Religion, 1868; Die Junghegelianer (D. F. Strauss, Bruno Bauer, Amold Rüge), Ausgewählte Texte. B., 1963.

Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. Киев, 1983. А. Б. Баллаев

РУССКАЯ ИДЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"РУССКАЯ ИДЕЯ"

«РУССКАЯ ИДЕЯ» - сочинение Вл.Соловьева. Весной 1888 Соловьев прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение «La Russie et l’Eglise universelle» («Россия и Вселенская Церковь»). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения, он прочел в салоне княгини Сайн-Витгенштейн доклад, вышедший вскоре в виде брошюры под названием «L’idée russe».

В брошюре Соловьев продолжает развивать идеи церковного объединения, кратко ссылаясь на сформулированные в работах конца 1870-х - начала 80-х гг. («Чтения о Богочеловечестве», «Великий спор и христианская политика», цикл публицистических статей «Национальный вопрос в России» и др.) богословские и общественно-политические принципы. Объединение Церквей представляется ему необходимым подготовительным этапом к превращению «великого человеческого единства во вселенское тело Богочеловечества». Этому объединению, по мнению Соловьева, препятствует национальный эгоизм русского народа, который должен быть преодолен «ради вселенской истины» (как это уже дважды случалось в истории: при Владимире Святом и Петре Великом). Кроме того, необходимо достижение независимости Православной церкви от государства, которое в свою очередь предоставит гарантии религиозной свободы и непредвзятого богословского диалога между церквами (в критике синодального управления Церковью он целиком следует за И.С.Аксаковым).

Брошюра Соловьева, хотя и не была разрешена к продаже в России, вызвала множество откликов в отечественной прессе, преимущественно негативного или остро критического характера. Особое недовольство выражалось по поводу предложенного проекта Вселенской Церкви, предполагающего существование «общего, или интернационального, священства, централизованного и объединенного в лице... Верховного Первосвященника», которому должна быть передана часть полномочий светских правительств национальных государств. Третьей составляющей Вселенской Церкви должны были стать пророки - «свободно воздвигаемые Духом Божиим для просвещения народов и их властителей и непрестанно указывающие им на совершенный идеал человеческого общества». В «согласном и гармоническом действии этих факторов» Соловьев полагал первое истинное условие человеческого прогресса, или движения человечества к Богочеловечеству. В собственном проекте Соловьев надеялся «восстановить на земле образ Божественной Троицы» и полагал, что именно в таком восстановлении и состоит подлинная «русская идея». На русский язык брошюра Соловьева была впервые переведена Г.Рачинским в 1909 и появилась в журнале «Вопросы философии и психологии», кн. 100 (V), а в 1911 вышла в том же переводе отдельным изданием в книгоиздательстве «Путь». Переиздания: Соч., т. 2. М., 1989 (серия «Из истории отечественной философской мысли»); Русская идея. М., 1992, с. 185-205; Соловьев Владимир. О христианском единстве. М., 1994, с. 161-79.

Литература:

Носов А. В защиту «Русской идеи» Владимира Соловьева, вступительная статья к публикации: Трубецкой С.Н. Неопубликованное письмо в редакцию «Московских ведомостей». - «Новая Европа», [1994], №4.

А.А.Носов

"РУССКАЯ ИДЕЯ" (БЕРДЯЕВ)

"РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века" - произведение Н. А. Бердяева, представляющее итог раздумий философа о русской душе, об исторических судьбах России, о религиозном призвании ее народа. 1-е изд.: Париж, 1946. Переизд. в кн.: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Бердяев исследует "не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея" (указ. соч., с. 43). Основополагающим понятием для характеристики русской идеи служит "коммюнотарность" (от франц. commun - община, коммуна), им охватывается как (прежде всего) религиозное, так и мирское содержание понятий "общинности" и "соборности", что резюмируется в идее Богочеловечества. Коммюнотарность антииндивидуалистична. "Это русская идея, что невозможно индивидуальное спасение, что спасение коммюнотарно, что все ответственны за всех" (там же, с. 220). Это есть "идея братства людей и народов" (там же, с. 268). Русская идея есть прежде всего идея религиозная, она отражает особенности национального религиозного духа, пронизывающего и богоборческие настроения, и атеизм, и нигилизм, и материализм, - все эти направления в России проникнуты эсхатологичностью и ожиданием новой эпохи, в собственно православном сознании - эпохи Св. Духа; все это и есть "более всего русская идея" (там же, с. 214, 269).

Русская идея у Бердяева включает также идеи, противоречащие ей, антирусские, как ее модификации (напр., сентенции В. С. Печерина); с другой стороны, он отказывает идеям Н. Я. Данилевского в причастности ей. Единство русской идеи предстает всегда как разрывное, целостность в ней он рассматривает только как цель. Склонный к парадоксам и к "мозаичному" изложению мыслей, Бердяев настаивает на "глубоком конфликте" русской идеи с русской историей, на коренной "дуалистической структуре" самой русской истории и противоречивости, присущей "духовной структуре России и русского народа" (там же, с. 215, 236), что, несмотря на стремление к "целостности", к "всеединству", может вести, по убеждению Бердяева, только к дальнейшему дроблению, к плюрализму.

В. В. Лазарев

"РУССКАЯ ИДЕЯ" (СОЛОВЬЕВ)

"РУССКАЯ ИДЕЯ" - сочинение Вл. Соловьева. Весной 1888 Соловьев прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение "La Russie et l'Eglise universelle" ("Россия и Вселенская Церковь"). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения, он прочел в салоне княгини Сайн-Витгенштейн доклад, вышедший вскоре в виде брошюры под названием "L'idée russe".

В брошюре Соловьев продолжает развивать идеи церковного объединения, кратко ссылаясь на сформулированные в работах конца 1870-х - начала 80-х гг. ("Чтения о Богочеловечестве", "Великий спор и христианская политика", цикл публицистических статей "Национальный вопрос в России" и др.) богословские и общественно-политические принципы. Объединение Церквей представляется ему необходимым подготовительным этапом к превращению "великого человеческого единства во вселенское тело Богочеловечества". Этому объединению, по мнению Соловьева, препятствует национальный эгоизм русского народа, который должен быть преодолен "ради вселенской истины" (как это уже дважды случалось в истории: при Владимире Святом и Петре Великом). Кроме того, необходимо достижение независимости Православной церкви от государства, которое в свою очередь предоставит гарантии религиозной свободы и непредвзятого богословского диалога между церквами (в критике синодального управления Церковью он целиком следует за И. С. Аксаковым).

Брошюра Соловьева, хотя и не была разрешена к продаже в России, вызвала множество откликов в отечественной прессе, преимущественно негативного или остро критического характера. Особое недовольство выражалось по поводу предложенного проекта Вселенской Церкви, предполагающего существование "общего, или интернационального, священства, централизованного и объединенного в лице... Верховного Первосвященника", которому должна быть передана часть полномочий светских правительств национальных государств. Третьей составляющей Вселенской Церкви должны были стать пророки - "свободно воздвигаемые Духом Божиим для просвещения народов и их властителей и непрестанно указывающие им на совершенный идеал человеческого общества". В "согласном и гармоническом действии этих факторов" Соловьев полагал первое истинное условие человеческого прогресса, или движения человечества к Богочеловечеству. В собственном проекте Соловьев надеялся "восстановить на земле образ Божественной Троицы" и полагал, что именно в таком восстановлении и состоит подлинная "русская идея". На русский язык брошюра Соловьева была впервые переведена Г. Рачинским в 1909 и появилась в журнале "Вопросы философии и психологии", кн. 100 (V), ав 1911 вышла в том же переводе отдельным изданием в книгоиздательстве "Путь". Переиздания: Соч., т. 2. M., 1989 (серия "Из истории отечественной философской мысли"); Русская идея. М., 1992, с. 185-205; Соловьев Владимир. О христианском единстве. М., 1994, с.161-79.

Лит.: Носов А. В защиту "Русской идеи" Владимира Соловьева, вступительная статья к публикации: Трубецкой С. Н. Неопубликованное письмо в редакцию "Московских ведомостей". - "Новая Европа", [1994], № 4.

А. А. Носов

"РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РФО

РФО является полноправным членом Международной федерации философских обществ, а его члены неизменно участвуют во Всемирных философских конгрессах (ВФК). Так, на последнем, XX, ВФК "Пайдея, Философия в воспитании человечества" (1998, Бостон, США) из 60 российских философов 42 были членами РФО.

А. Н. Чумаков

РЮЙСБРУК

РЮЙСБРУК Ян ван (Jan van Ruysbroeck, Johannes RuusЬгоес) (1293, Рюйсбрук, ок. Брюсселя - 2декабря 1381, Грунендал, ок. Брюсселя) - фламандский мистик, чье творчество тесно связано с немецкой мистической традицией 14 в. Настоятель общины в Грунендале (с 1343), августинец (с 1350); "восхитительный доктор" (doctor extaticus). Повлиял на формирование идеологии "нового благочестия" (devotio modema). Несмотря на обвинения в неортодоксальности (напр., Ж. Жерсоном), причислен Римско-католической церковью к лику блаженных в 1908.

Согласно Рюйсбруку ("Царство любящих Бога", "Одеяния духовного брака"), божественная сущность, пребывая в вечном запредельном покое, является вместе с тем сохраняющей силой и целью всего сотворенного. Тварный мир истекает от Бога в процессе творения, имея в Нем вечные архетипы своих форм, в т. ч. и вечный архетип человека, реализуя который тварная душа посредством созерцания возвращается к Творцу. Единство (и отличие как твари от Творца) человеческой души и Бога Рюйсбрук определяет как взаимоотношение любящего и любимого. Благодаря своей чувственной стороне душа живет в теле и во внешнем мире; благодаря разумной - в себе, отрешаясь от внешнего мира; благодаря духовной - выше себя, в Боге. Последняя сторона души есть зеркало, содержащее в себе образ Божий, Бога-Сына, Который, присутствуя в каждом человеке всецело и глубоко лично, единит Собою всех людей.

В соответствии с тремя аспектами души мистическая жизнь имеет следующие направления: активное - практика благих дел, необходимая, но недостаточная для очищения души; внутреннее - отрешение от внешнего мира, сосредоточение в себе и подчинение Богу всей своей внутренней жизни; созерцательное - выход за пределы себя, умерщвление личностного начала и соединение с Богом в вечной любви, когда дух соединяется с Его сущностной основой, но не утрачивает при этом своей тварной природы. При этом "боговидцы", достигшие этой цели, не освобождаются от совершения благих дел: напротив, необходимость практической любви есть результат их внутренней благости.

Соч.: Ruusbroec Werke (2. Aufl.), ed. B. Ponkens et al., 1.1-4. Cologne, 1950; Opera omnia, (s. l. ], 1988; в рус. пер.: Одеяния духовного брака, [б. м.], 1910. Лит.: d'AsbeckM. La mystique de Ruysbroeck l'Admirable. P., 1928; Fraling B. Der Mensch von dem Geheimnis Gottes. Untersuchungen zur geistlichen Lehre des Jan van Ruysbroeck. Würzburg, 1967; Hermans F. Ruysbroeck l'admirable et son école. P., 1958.

A. M. Шишков

РЯД

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница