Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ

РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Richardus a Sanct Victore Parisiensis, Richard de Samt-Victor) (OK. 1123, Шотландия - 10 марта 1173, Париж) - средневековый теолог-мистик и библейский экзегет; "великий созерцатель" (magnus contemplator). Уставной каноник, приор (с 1162) августинской Конгрегации св. Виктора; представитель Сен-Викторской школы. Среди основных произведений: "О Троице" (De Trinitate), "Извлечения" (Tractahis Exceptionum), "О приутотовлении души к созерцанию, или Вениамин Меньший" (De praeparatione anirni ad contemplationem, liber dictus Benjamin Minor) и "О благодати созерцания, или Вениамин Больший" (De gratia contemplatioius, seu Benjamin Major).

Развивая идеи своих учителей, Бернарда Кяервоского и 1^го Сея ВчКторского, Ришард выстраивает тщательно разработанную систему восхождения человеческой души к Богу по ступеням мистического созерцания. Считая существенным условием духовной жизни нравственную чистоту души и способность ее к самопознанию, он сравнивает волю и разум человека е двумя женами Иакова, Лией и Рахилью: как Иаков сочетался сначала с Лией и произвел от нее потомство, так и воля сперва должна быть оплодотворена Духом Божьим, чтобы родить в себе добродетели; и как потом Рахиль родила от Иакова Иосифа и Вениамина, так и разумная душа должна обратиться вслед за этим к самой себе и предаться созерцанию Бога сначала в себе как в зеркале ("Иосиф"), а после этого и напрямую ("Вениамин").

Отвергая учения тех диалектиков, которые ищут какой бы то ни было мудрости помимо христианского учения и предпочитают следовать Аристотелю более, чем Христу, Ришард при этом (вслед за Ансельмом Кентерберийским) обращается в "О Троице" к "вере, ищущей разумения" (fides quaerens intellectum) и, не отказываясь от попытки понять столько, сколько вообще доступночеловечеекому разуму, намеревается показать не только возможные, но и необходимые основания христианской веры в существование Бога, в Его единство и троичность, вечность и всемогущество.

Указанное восхождение души следует, согласно Ришарду, начинать с обращения к вещам и явлениям, существование которых дано нам в чувственном опыте, т. е. к миру возникновения и уничтожения, который, однако, "не вечен и не необходим по своей природе". Следовательно, сам факт его бытия, являющийся для нас несомненным, объясним лишь через признание существования иных бытийственных уровней: "вечного, но не необходимого по своей природе" (сверхчувственный мир пребывающих в телах форм, а также душ и ангелов) и "вечного и необходимого по своей природе" (Бог как основание и источник всякой возможности существования, Его умопостигаемые атрибуты и превосходящая всякое познание сущность).

Так, последовательно используя свои способности чувственного воображения, разумного постижения и созерцания, душа сначала испытывает расширение, плавясь, подобно воску, затем - возвышение, впуская в себя божественный свет, и, наконец, отчуждение от себя самой, от своего чувства, воли и разума, сливаясь с Богом в мистическом созерцании, когда "часть становится не менее целого, а целое не более части". К этой высшей ступени мистической жизни (описываемой Ришардом как смерть Рахили при рождении Вениамина) человек можетсебя лишь приуготовить, но достичь ее без божественной благодати он не в силах. Причем созерцаемое им - во избежание ереси - должно непременно поверяться авторитетом Св. Писания.

Примечательно, что в своей оценке духовной практики и созерцательного опыта христианина Ришард (подобно Бернарду) делал особый акцент на анализе его эмоционально-психической жизни, что вело к формированию представления о человеческой личности как неповторимой индивидуальности, несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной). Учение Ришарда СенВикторского о мистическом восхождении души к Богу оказало заметное влияние на сходные построения позднейших мыслителей, в частности Бонавентуры и Ж. Жерсона.

Соч.: MPL, 1.196, col. 1 -1379.

Лит.; Carmelo 0. Riccardo di San Vittore. Roma, 1933; Dumeige G. Richard de Saint-Victor et l'idée chrétienne de l'amour. P., 1952; EbnerJ. Die Erkenntnislehre Richards von Sankt Viktor (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XIX, Heft 4). Münster i. W, 1917; Lenglart M. La théorie de la contemplation mystique dans l'oeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935.

A. M. Шишков

В начало энциклопедии