Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАВ"-"ГЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАВ"-"ГЕД")

ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ (в миру Василий Николаевич Воскресенский), архимандрит [1795, Москва-10(22) мая 1868, Муром, Спасский монастыре-русский православный богослов, историк философии. Окончил Московскую духовную академию (1820) и оставлен бакалавром на кафедре философии. В 1821 принял монашество и назначен библиотекарем Академии. В 1824 переведен в Петербургскую духовную академию бакалавром на кафедру философии. Позже ректор Орловской, затем Могилевской семинарии (1825-27), настоятель казанского Зилантова монастыря (с 1829). В 1835-50 профессор Казанского университета, сначала на кафедре церковного права, затем на кафедре философии. В 1839-40 в Казани опубликовал 6-томную "Историю философии", шестая часть этого труда посвящена русской философии. Это была первая попытка систематического изложения истории русской философии, которой, по Гавриилу, присущ специфически религиозный характер. Каждый народ имеет свои особенности и свою философию, "более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии" (ч. 6, с. 3). Русский человек "богобоязлив, до бесконечности привержен к вере, престолу и отечеству", а в "любомудрии" отличительным характером его мышления является "рационализм, соображаемый с опытом" (ч. 6, с. 5). Русская философия, по Гавриилу, обязана своим возникновением и-развитием греческому и русскому духовенству. Благодаря грекам мы "полюбили преимущественно" Платона, европейцы же - Аристотеля. Первым учителем русских в философии был митрополит Никифор (12 в.), затем Владимир Мономах, Даниил Заточник, Нил 'Сорский, Феофан Прокопович, Сковорода и др.

Соч.: Философия правды. Казань, 1843; Поучительные слова. В 2-х ч. Казань, 1850.

Лит.: Ванчугов В. В. Очерк истории философии "самобытно-русской". М., 1994.

В. В. Ванчугов

ГАДАМЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЗАЛЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЙ

ГАЙ (Γαίος) (1-я пол. 2 в.) - греческий философ, представитель среднего платонизма. О Гае сохранилось несколько косвенных свидетельств. Лекции некоего ученика Гая слушал Гален в Пергаме в 143; учеником Гая был также Альбин; Порфирий говорит о комментариях Гая, которые на занятиях с учениками разбирал Плотин. Важно свидетельство Прокла (In Tim. I 340, 24 Diehl; разбор текста у К. Прехтера): "круг Альбина и Гая" выделял у Платона два способа философствования: научный и исходящий из правдоподобия (επιστημονικώς ή είκοτολογικώς), которые последний чередовал в зависимости от того, каков излагаемый предмет, в связи с чем разные диалоги следовало толковать по-разному- буквально либо метафорически. Возможно, Гай ничего не писал, ограничиваясь преподаванием. Упоминаемые в Cod. Par. gr. 1962, fol. 146v лекции Гая, изданные Альбином, использовал Прискиан в "Вопросах и ответах к царю Хосрову"; о толковании Гаем "Государства" говорит Прокл (In Remp. 2, 98, 11 Kroll). О характере платонизма Гая можно судить по сочинениям Альбина и анонимным комментариям к "Теэтету" Платона. Некорректность попытки реконструировать учение Гая на основе сопоставления Альбина и Апулея и самого понятия "школа Гая" показана Дж. Диллоном.

Лит.: Sinke T. De Apulei el .Albini doctrinae Platonicae adumbratione. Krakow, 1905; Praechter K. Zum Platoniker Gaios.-"Hermes", 1916, 51, S. 510-529 = Kleine Schriften, S. 81-100; Wit R. E. Albinus and the History of Middle Platonism. Cambr., 1937, 2 ed. 1971; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1976, 2 ed. 1996, P. 266-340.

Ю. А. Шичалин

ГАЙГЕР

ГАЙГЕР (Geiger) Мориц (26 июня 1880, Франкфурт-наМайне - 9 сентября 1937, СиалХарбор, США)-философ феноменологического направления, представитель мюнхенской школы. Изучал юриспруденцию, психологию, философию, биологию в Мюнхене, где в 1904 защитил кандидатскую, а в 1907-докторскую диссертацию. В начале века Гайгер сотрудничал с Гуссерлем. Затем между ними возникли разногласия. С 1923 Гайгер-ординариус в Геттингене. В 1933 досрочно уволен нацистами с профессорской должности; в 1935 эмигрировал в США, преподавал в НьюЙорке. Главная проблематика исследований Гайгера-феноменология чувств, теория эстетики, в частности, эстетических наслаждений, сначала основанная на психологии В. Вундта, а потом на феноменологии ("Bemerkungen zur Psychologie der Gefühlsmomente und Gefühlsverbindungen".- "Archiv für die gesamte Psychologie", 1904, 4, S. 233 ff.). Эстетическое наслаждение, по Гайгеру,-"специальный случай" наслаждения как такового, сущность которого выявляется на основе анализа соответствующих феноменов. Сущностные мотивы наслаждения Гайгер связывал со следующими признаками: отсутствие мотива-полнота-причастность Я - центрирование вокруг Я - отдача (Hingabe) во власть объекта наслаждения (Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses, 1913, S. 61). Эстетику Гайгер рассматривал как главную прикладную область феноменологического метода ("Phänomenologische Ästhetik", 1924, S. 273), как науку об эстетических ценностях. Однако эстетика только основывается на феноменологии; как философская дисциплина она выходит за узко феноменологические рамки, соприкасаясь с этикой, философией религии и психологией. Ряд работ Гайгера посвящен философии науки - философии математики ("Systematische Axiomatik der euklidischen Geometrie". Augsburg, 1924) и теории относительности ("Die philosophische Bedeutung der Relativitätstheorie". Halle, 1921).

Соч.: Die Bedeutung der Kunst. Zugänge zu einer materialen Wertästhetik. Hrg. aus dem Nachlaß von K. Beiger und W. Henckmann. Münch., 1976 (библиография).

H. В. Мотрошилова

ГАЙМ

ГАЙМ (Haym) Рудольф (5 октября 1821, Грюнберг27 августа 1901, Св. Антон, Тироле-немецкий историк философии и литературы. С 1868-профессор в Галле. Основатель и редактор журнала "Preussische Jahrbücher" (1854-64). Автор работ по истории философии и литературы в Германии.

Соч.: Feuerbach und die Philosophie. Halle, 1817; W. v. Humbolt. B., 1856; Hegel und seine Zeit. B., 1857; Herder, 2 Bde. B., 1877-85; Aus meinem Leben. B., 1902; в рус. пер.: Гегель и его время. СПб., 1861; Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1-2. M., 1888; Романтическая школа. M., 1891; Вильгельм фон Гумбольдт. М., 1898. Лит.: Антонович М. А. О гегелевской философии. Рец. на кн. Р. Гайма, Гегель и его время.- Он же. Избр. философ, соч. М., 1945.

А. О.

ГАЛЕВИ

ГАЛЕВИ Иегуда (ок. 1080, Толедо-ок. 1140, Палестина?) - еврейский поэт и философ, раввинический богослов, врач. Главное сочинение-написанные по-арабски, вскоре переведенные на иврит диалоги "Хазар: Книга доводов в защиту презираемой религии"-воображаемые беседы хазарского хана Булана II, обратившегося в 740 в иудаизм, с философом, христианином, мусульманином и раввином. Обогащая иудаизм аристотелизмом и неоплатонизмом, Галеви утверждал превосходство Торы и предания над самомыслием. Между повелевающим Богом Авраама и безразличным богом философов пролегла бездна; одиноким искателям "трудно вообразить начало мира" вне традиции Откровения, непрерывной в избранном народе от дней Адама. Творец непознаваем и неантропоморфен, его оперативные (от его действий), релятивные (от его отношения к человеку), негативные (апофатические) определения не достигают сути. Его поступки непредсказуемы, "он волит то, что волит, тогда, когда волит". Вселенная-продукт этой воли и ее агентов, вторичных природных причин. Душа (по Аристотелю и Авиценне) есть "первое совершенство природного инструментального тела, имеющего жизнь в потенции", "субстанция, сущая в самой себе и несущая атрибуты ангельских и божественных сущностей". Откровения всегда исторически конкретно даны избранному народу. Заслоненный позднее Маймонидом, Галеви оставался почитаемым автором. Гердер назвал "Хазар" образцом для своих диалогов "О духе еврейской поэзии". Соч.: Kitab al khazari, trad. H. Hirschfeld. L.-N. Y., 1905. Лит.: Druck D. Yehuda Halevy: His life and works. N. Y., 1941; Bertola E. II pensiero ebraicol. Padova, 1972.

В. В. Бибихин

ГАЛЁН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЛИЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЛИЧ

ГАЛИЧ (наст. фам. Говоров, в семинарии Никифоров) Александр Иванович [4 (15) июля 1783, Трубчевск Орловской губ.-9 (21) сентября 1848, Царское Село]-русский философ, психолог, эстетик. Сын дьячка. Окончив Севскую духовную семинарию (1803), направлен в Петербургскую учительскую семинарию (с 1804 Педагогический институт). В 1808 отправлен для учебы в Германию, где увлекся философией Шеллинга. В 1813 защитил диссертацию на кафедре философии Педагогического института (тема неизвестна); в 1813-21 читал курс философии в Педагогическом институте и основанном на его базе Петербургском университете. С 1817 экстраординарный профессор. Одновременно (1814-15) преподавал русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. В 1818-19 издал "Историю философских систем" в 2 т., составленную на основании немецких руководств и включавшую рассмотрение философии Шеллинга. Ко 2-й книге приложен "Опыт философского словаря"-один из первых русских философских справочников. Изложению философии Шеллинга посвящена также изданная в 1829 книга "Черты умозрительной философии..." В 1821 отставлен от преподавания во время ревизии университета Д. П. Руничем, обвинен в "безбожии" и "революционных замыслах" за то, что в своей книге излагал учения философов, но не опровергал их. В 1825 отставлен от профессуры и в 1837 окончательно уволен. Служил переводчиком (с 1838) и начальником архива Провиантского ведомства (с 1839). Подготовил две книги - "Философия истории человечества" и "Наука общих прав", рукописи которых сгорели во время пожара. Начал составлять "Лексикон философских предметов", но успел довести его только до буквы "В" (в. 1, 1845). Эстетику разрабатывал в русле романтизма, понимая ее как науку изящного ("Опыт науки изящного", 1825). Прекрасное ("изящное") рассматривал как единство истинного, доброго и приятного. Оно суть воплощение божественного начала и имеет цель в самом себе. Дал классификацию видов искусств и литературных жанров. В книге "Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий" (1834) предложил самостоятельную антропологическую концепцию, в центре которой идея единства духовного и телесного, мышления и чувств.

Лит.: Никитенко А. И. Александр Иванович Галич. СПб., 1869; Каменский 3. А. Московское общество любомудров. М., 1980.

С. И. Бажов

ГАМАН

ГАМАН (Hamarm) Иоганн Георг (27 августа 1730, Кенинсберг-21 июня 1788, Мюнстер) - немецкий филолог, философ, мистик. Зарабатывал на жизнь, служа в акцизном управлении таможни. Называл себя "северным магом", резко выступал против рационализма и идеалов Просвещения. Главный труд - "Крестовые походы филолога" (Kreuzzьge des Philologen, 1762). Борясь с рассудочным методом мышления, Гаман противопоставлял ему учение о "непосредственном знании", получаемом с помощью мистической интуиции. Отсюда культ гения и поэзии- "родного языка человечества", а также утверждение о том, что подлинное художественное творчество является процессом подсознательным. Критиковал Канта в работе "Метакритика пуризма разума" (Metakritik ьber den Purismum der Vernunft, 1784, изд. 1830). В автобиографии "Мысли о ходе моей жизни" (1758) содержатся мистические размышления о Библии, в частности о книге Екклезиаста. Развивал идеи интуитивистской диалектики (учение о совпадении противоположностей- coincidentia oppositorum). Оказал влияние на представителей движения "Буря и натиск", а также на Гердера, Гёте, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Кьеркегора.

Соч.: Schriften und Briete, Bd 1-4. Hannover, 1872-74; Sämtliche Werke, Bd 1-8. Wien, 1949-57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemen und A. Henkel, Bd 1-7. Wiesbaden - Fr./M., 1955-79. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. M., 1987; Jorgensen S.-A. 1. G. Hamann. Stuttg., 1976; linger R. Hamann und die Autklärung. 2 Aufl., Bd 1-2. Halle, 1925.

О. В. Суворов

ГАМИЛЬТОН

ГАМИЛЬТОН (Hamilton) Уильям (8 марта 1788, Глазго-6 мая 1856, Эдинбург-шотландский философ. Профессор гражданской истории Эдинбургского университета (с 1821); в 1836 занял кафедру логики и метафизики. Гамильтон сочетал принципы философии здравого смысла Шотландской школы с кантианством. Обосновывал веру в "непознаваемого Бога" как внутреннее требование морали. Автор обширных комментариев к собранию сочинений Г. Рида. Им написаны журнальные статьи, опубликованные затем в сборнике "Дискуссии о философии, литературе, образовании и университетской реформе" (Discussions n Philosophy and Literature, Education and University Reform, 1852). Свою философскую концепцию называл "естественным реализмом". В статье "Философия восприятия" отстаивал идею непосредственности восприятия внешних объектов (не-Я) и непосредственной данности души (Я) в самосознании. В то же время Гамильтон доказывал, что любое познание имеет относительный характер, т. к. нам даны лишь феномены, а также потому, что в процессе познания устанавливается отношение познающего и познаваемого, и мышление накладывает на объект априорные концептуальные ограничения. К традиционному для британского эмпиризма делению на первичные и вторичные качества он добавил т. н. вторично-первичные (субъективно-объективные) качества, возникающие в результате отношения одних тел к другим. В статье "Философия безусловного" подверг критике взгляды В. Кузена, отстаивавшего возможность рационального постижения бесконечного и абсолютного. Согласно Гамильтону, мышление носит исключительно обусловленный характер. Этот подход получил развитие в богословских работах его ученика Г. Л. Мэнселя. В своей логической концепции Гамильтон первым выдвинул идею квантификации предиката суждения, однако не понял значения этого открытия для коренного преобразования логики. Философия Гамильтона потеряла влияние после критики ее с позитивистских позиций Дж. С. Мшлем.

Лит.: Кант и кантианцы. М., 1978, с. 136-44; (йrtc/i J. Sir W. Hamilton: The Man and his Philosophy. 1883; Rasmussen S. V. The Philosophy of Sir William Hamilton. Kobenhavn, 1925; Sorley W. R. A History of British Philosophy to 1900. Cambr., 1965, p. 240-49.

А. Ф. Грязное

ГАНГЕША

ГАНГЕША (санскр. Gangesa) (ок. последней четверти 12-13 в.)-основатель индийской логической школы навья-ньяя. Известен так же, как Гангешвара Упадхьяя (родовое имя). Родился в брахманской семье в деревне Карион недалеко от Дарбханги - столицы провинции Тиртхут в Митхиле. В его полулегендарной биографии сообщается, что в юности он был неграмотным, но богиня Кали наделила его глубокими познаниями в области логики. Его сын Вардхаманопадьяя также стал выдающимся логиком, а Митхила в течение 250 лет после смерти Гангеши оставалась центром навья-ньяи. Главное сочинение - "Таттвачинтамани" ("Исполняющий желания драгоценный камень категорий"), некоторые исследователи приписывают ему также сочинение "Лакшана-манджари" ("Бутон цветка определений"), но вполне вероятно, что оно является частью первой работы.

В "Таттва-чинтамани" представлены эпистемология и логика школы навья-ньяи. Работа состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена рассмотрению одного из признаваемых в школах ньяи источников достоверного знания: 1) восприятия, 2) вывода, 3) сравнения и 4) словесного свидетельства авторитета. В первой части даются определения достоверного и недостоверного знания, рассматриваются два вида чувственного знания (обычное, получаемое посредством органов чувств-шестивидное, и необычное, получаемое сверхчувственным образом- трехвидное: восприятие общего, опосредованное восприятие и восприятие через медитацию). Здесь же разъясняется механизм получения различных видов чувственного знания и учение об атомарном строении сознания, участвующего в производстве знания. Во второй части речь идет о различиях чувственного и выводного знания и критически анализируются пять определений неразрывной связи между средним и большим терминами силлогизма, а также "тигровое" и "львиное", а затем еще двенадцать определений той же связи, которые давались предшественниками навья-ньяи. Гангеша показывает ошибочность их всех и взамен предлагает свое, соответствующее разработанной им новаторской концепции вывода. Кроме того, в этой части рассматривается структура вывода, его разновидности и логические ошибки. Логическую часть "Таттва-чинтамани" отличают более строгие, чем у предшественников, определения логических терминов и убежденность в том, что логику можно использовать для доказательства бытия Бога. В третьей части доказывается, что сравнение не похоже на выведение; в четвертой-рассматривается язык как носитель достоверной информации, роль определений в процессе познания, различные способы представления информации через структуру слов и обосновывается отличие словесного свидетельства от сравнения и вывода. Соч.: Tattvacintвmani, йd. with Paksadhara's Aloka on parts of the Praiyaksakhanda. on Isvaranumana and on Ucchannapracchanna t end of Sabdakhanda; Raghunatha's Didhiti on Anunianakhanda; Maihurаnаtha's Mаthun on pan Pratyaksakhanda on Anurnanakhanda up to the Badha section and on Sabdakhanda; Krsnakanta SiddhlntavIg'Sa's Dipani on Upamanakhanda; Raghunatha Siromani's Akhyatavada and Nanvada.-eBibliotheca Indica". Calcutta, 1884-1901. 98, repr., with S. С. Vidyabhusana's English summary. Delhi, 1974.

Лит.: Gangopadhyay M. Gangesa on the Means for the Ascertainment of Invariable Concomitance.-"Journal of Indian Philosophy". Dordrecht, 1975. 3.

Я. А. Канаева

ГАНДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАНС

ГАНС (Gans) Эдуард (22 марта 1798, Берлин-5 мая 1839, Берлин-немецкий философ, юрист, ученик и последователь Гегеля. Профессор Берлинского университета (с 1825), один из издателей первого собрания сочинений Гегеля (посмертного). Исследовал историю государства и права. Ранее других гегельянцев истолковал философскоисторические взгляды Гегеля в сторону большего радика" лизма, привнес в немецкую философскую атмосферу некоторые идеи французской исторической школы (Гизо, Мишле) и утопического социализма (сенсимонизм, "принцип ассоциации" Ш. Фурье). Соч.: Philosophische Schriften. В., 1971. Лит.: ReissnerH. G. Eduard Gans. Ein Leben in Vormärz. Tub., 1965. А. Б. Баллаев

ГАОС

ГАОС (Gaos) Хосе (26 декабря 1900, Гихон - 1969, Мехи ко) - испанский философ, последователь идей X. Ортегии-Гассета. Ректор Мадридского университета (1936-39). В 1939 эмигрировал в Мексику, ставшую для него второй родиной. Основные работы: "Философия философии и история философии", "Две идеи философии", "Испаноамериканская мысль", "Мексиканская философия наших дней". Главный предмет исследования-природа философского знания, соотношение универсализма философии как вида умственной деятельности и порождение се определенными обстоятельствами. Опираясь на идеи "перспективизма" Ортеги, утверждал, что природа мировой реальности такова, что всегда предстает перед человеком в определенной "перспективе", зависящей от его точки видения мира. Рассматривая реальность мира как совокупность множества реальностей-перспектив", признавал правомерность каждого мировидения и, следовательно, правомерность стольких философских истин, сколько существует философствующих субъектов. Философская истина понимается им как личная истина философа, размышляющего о мире в определенных обстоятельствах. Каждая философия для Гаоса есть автобиография ее создателя, его "личная исповедь". Так утверждалось многоголосие философии, но терялся смысл понятия объективной истины. Эти идеи Гаоса воспринимались в Мексике как утверждение права на самостоятельное осмысление проблем национального бытия и способствовали усилению интереса мексиканских философов к оригинальности своей философии как самостоятельного способа освоения латиноамериканского исторического опыта, подчеркивалось избирательное отношение мексиканских мыслителей к идеям европейской философии и адаптация последних к особенностям местной культуры.

Соч.: Filosol'ia de la filosofia e historia de la filosofia. Mexico, 1947; La filosofia mexicana de nuestros d'ias. Mexico, 1954; Del hombre. Mexico, 1970.

А. Б. Зыкова

ГАРМОНИЯ СФЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРНАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРПОКРАТИОН

ГАРПОКРАТИОН (Άρποκρατίων) из Аргоса (2-я пол. 2 в.)-греческий философ, представитель Афинской школы среднего платонизма, ученик Аттика (Prod. In Tim. 305, 6), находившийся также под влиянием неопифагорейцев (школы Нумения и Крония). Согласно "Суде", Гарпократиону принадлежали "Комментарий к Платону" (Υπόμνημα εις Πλάτωνα) в 24 книгах и "Платоновский лексикон" (Λέξεις Πλάτωνος). Фрагменты его комментариев к "Алкивиаду I", "Федону", "Государству", "Федру" и "Тимею" собраны Дж. Диллоном. Вслед за Аттиком Гарпократион понимал демиургический акт в "Тимее" как творение мира во времени (fr. 13). В духе Нумения учил о трех ступенях универсума (ср. триаду ум-душа-космос), истолковываемых как иерархия богов: 1 -и бог - Уран или Крон, 2-й-Зевс или Зен, 3-й-небо или космос; при этом 1-й и 2-й боги замещают собой платоновского демиурга (fr. 14 = Procli In Tim. I 304 sq. Diehl). Гарпократион признавал бессмертие всех душ - "даже у муравьев и мух" (fr. 10). Телесность-источник зла, поэтому для души оказывается злом всякое воплощение (fr. 11, 12). "Комментарий" Гарпократиона, вероятно, содержал общие положения среднеплатонической доктрины и частные мнения самого Гарпократиона; он был использован неоплатониками, в первую очередь - Порфирием.

Фрагм.: Dillon J. Harpocration's Commentary on Plato: Fragments of a Middle Platonic Commentary.-"California Studies in Classical Antiquity", 1981, 4, p. 125-146.

Ю. А. Шичалин

ГАРТЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРТМАН

ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард фон (23 февраля 1842, Берлин-5 июня 1906, Грослихтерфельде) - немецкий философ-иррационалист. Источниками философии Гартмана были волюнтаризм Шопенгауэра и "философия тождества" Шеллинга. В своем основном сочинении "Философия бессознательного" (1869, рус. пер. 1902) Гартман противопоставил естественно-научному материализму мистический идеализм, а идее социального прогресса-пессимистический взгляд на историю. Основой всего сущего он полагал бессознательное духовное начало. Вселенная, по Гартману, - это продукт иррационального процесса, в котором сознание-лишь орудие бессознательной мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития. Разделяя позиции панпсихизма. Гартман допускал наличие ощущений у растений и даже у атомов. В этике Гартман призывал к избавлению от трех иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате исторического развития ("Феноменология нравственного сознания"-Phдnomenologie des sittlichen Bewusstseins, 1879). В результате Гартман пришел к проповеди нигилистической религии ("Религиозное сознание человечества" - Das religiцse Bewusstsein der Menschheit, 1882); эволюция влечет Вселенную к уничтожению путем осознания ее неразумия и нецелесообразности.

Соч.: System der Philosophie im Grundriss, Bd 1-8. Lpz., 1907-09; Kategorienlehre, Bd 1-3. Lpz., 1923; в рус. пер.: Современная психология. М., 1902; К понятию бессознательного.- В сб.: Новые идеи в философии, сб. 15. СПб., 1914.

Лит.: Дебольский Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана. Β сб.: Новые идеи в философии, сб. 13. СПб., 1914; Huber M. Eduard von Hartmanns Metaphysik und Religionsphilosophie. Winlerhur, 1954.

ГАССЕНДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГВАРДИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГВАТТАРИ

ГВАТТАРИ (Guattari) Феликс (30 апреля 1930, Коломбо - 29 августа 1992, ок. Блуа) - французский мыслитель. Активный участник революционного движения 60-х гг., член "Центра инициатив по созданию нового пространства свободы", теоретик и практик антипсихиатрии, соучредитель журнала Recherches. Испытал влияние Фрейда, Лакана, Фуко, марксизма. Хотя по роду профессиональных занятий Гваттари считается психоаналитиком, его теоретические усилия были сосредоточены как раз на противостоянии психоанализу как идеологии. Полемизируя с психоанализом как с частью репрессивной машины современной власти, Гваттари организовал альтернативную психиатрическую клинику La Borde, целью которой была разработка особой "революционной" психиатрической практики. Центральное понятие мышления Гваттари - "желание". В противовес Фрейду и его последователям Гваттари настаивает на несводимости желания к некоему набору побуждений и инстинктоподобных импульсов; желание представляет собой скорее изначальную реальность, лежащую в основе как телесного, так и психического мира. Отсюда механистическая, восходящая к Спинозе, терминология Гваттари - понятие "машина желания", а также "технических", "органических", "экологических" и пр. "машин".

Наиболее известные публикации Гваттари написаны совместно с Делезом. В соавторстве с последним Гваттари выпустил такие работы, как "Анти-Эдип" (1972), "Тысяча поверхностей" (1980), "Что такое философия?" (1990), а также книгу о Кафке (1975). Из монографий мыслителя наиболее значительны "Психоанализ и трансверсальность" (1972), "Молекулярная революция" (1977), "Машинное бессознательное" (1978), "Шизоаналитические картографии" (1989). Эпатирующий и "безответственный" стиль произведений Гваттари отражал сознательно избранную им стратегию ускользания от бюрократических конвенций.

Соч.: (совместно с Ж. Делезом) Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990; Капитализм и шизофрения: беседа К. Клеман с Ж. Делезом и Ф. Гваттари. - В кн.: Ad Marginem'93. Ежегодник. M., 1994.

Лит.: Гараджа А. Вавилонское столпотворение. Памяти Ф. Гваттари. - В кн.: Ad Marginem'93. Ежегодник. М., 1994; Рыклин М. Памяти Феликса Гваттари. - Там же.

В. С. Малахов

ГВИЧЧАРДИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕГЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО

ГЕГЕЛЬЯНСТВО - школа учеников и последователей Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее значительным было гегельянство в Германии, где различалось старшее поколение ("старогегельянцы", "правые") и младшее ("младогегельянцы", "левые"). "Старогегельянцы" (Г. Габлер, К. Гешель, К. Дауб и т. д.) выступили с интерпретацией гегелевской философии в ортодоксально-религиозном духе. "Младогегельянцы", организационно оформившиеся во 2-й половине 30-х гг., переосмыслили основы гегелевской доктрины, выступили с критикой христианства (Д. Штраус, Л. Фейербах, М. Штирнер, М. Гесс, А. Цешковский, Б. Бауэр, К. Маркс).

Общей для младогегельянства была ориентация на "освобождение" гегелевской философии от социально-политического консерватизма, "абсолютного идеализма" и толерантности к религии. Идейный радикализм младогегельянцев сочетался с остро критическим отношением к существующей политической и социальной практике; в их воззрениях чувствуется влияние французского утопического социализма. Младогегельянцы говорили о "закате христианства", о конце господствующего положения религии в сфере морали и жизненных ориентации личности: "критическая философия" призвана заменить или вытеснить христианство.

Круг проблем, обсуждавшихся младогегельянцами, весьма широк: проблемы морали, "зла" и "блага" в обществе, возможности и пределы индивидуального самоосуществления и свободы личности, духовное и практическое отчуждение человека, поиск гармонии в отношениях между людьми, между человеком и природой. Значительный вклад в философию религии внесли работы Л. Фейербаха и Б. Бауэра. В социальной философии следует отметить философское обоснование анархизма М. Штирнером и социализма К. Марксом. В стиле философствования, терминологии, понятийном аппарате и способах рассуждения младогегельянцы находились в большой зависимости от философии Гегеля.

Во 2-й половине 19 в. формируется гегельянство в Англии

(Дж. Стирлинг, Ф. Брэдли, Т. X. Грин).

Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983; Pepperle l. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. B., 1978; Sass H. M. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in Hegelschule. 1830-1850. Münster, 1963.

А. Б. Баллаев

ГЕГЕСИЙ

ГЕГЕСИЙ (Ήγησίας) (ок. 320-280 до н. э.) - греческий философ, представитель киренской школы. Был известен проповедью самоубийства, за что получил прозвище "учитель смерти" (πεισιθάνατος). Исходил из гедонистического принципа киренаиков о наслаждении как высшем благе, но утверждал, однако, что чистого наслаждения все равно нет и удовольствие всегда сопровождается страданием; в такой жизни нет смысла, последовательный гедонизм невозможен,-поэтому жить не стоит. После лекций Гегесия некоторые его слушатели, осознав несовместимость идеала с действительностью, кончали жизнь самоубийством. При этом Гегесий рекомендовал самоубийство путем голодной смерти, о чем написал книгу Άποκαρτερών (Cic. Tuscc. Disp. I 84, 4, ср. Plut. De amore prolis, 497D5). Выступая против традиционного этического эвдемонизма, Гегесий утверждал, что счастье не просто вторично по отношению к удовольствию, но что его "вообще не может быть" (Diog. L. U 94), и отрицал такие добродетели, как приязнь, благодарность, дружба.

Диоген Лаэртий дает также сводку учения последователей Гегесия: если всё мерить удовольствием как таковым, то безразлично, беден ты или богат, свободен или раб, честный человек или подлец; сама по себе жизнь тоже безразлична, можно выбирать конкретные удовольствия и выгоды жизни, а для достижения максимального количества удовольствий следует стремиться ко всем, не выбирая. (Diog. L. Il 93-96). Лит. см. к ст. Киренская школа.

М. А. Солопова

ГЁДЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕДОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница