Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГВИЧЧАРДИНИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГВИЧЧАРДИНИ

ГВИЧЧАРДИНИ (Guicciardini) Франческо (6 марта 1483, Флоренция - 22 мая 1540, вилла Арчетри, ок. Флоренции) - итальянский социальный мыслитель, историк, политик. С 1498 изучал право во Флоренции, Ферраре и Падуе, с 1505 - доктор и профессор гражданского права. Занимался адвокатской практикой во Флоренции, составил "Историю Флоренции" с 1378 по 1509 (Storie Florentine, 1508-09). В 1512-13 - посол при дворе Фердинанда Католика в Испании, затем на службе у папы Льва X, который назначает его правителем Модены (с 1516) и Реджо (с 1517); в 1522 возглавил оборону осажденной французами Пармы. В 1521-25 написал диалог "О государственном устройстве Флоренции" (Del reggimento di Firenze). B 1523-28 - правитель всей Романьи, военный министр у папы Климента VII. После sacco di Roma (разграбление Рима) в 1527 и в годы второй флорентийской республики (1527-30), отойдя от дел, упорядочивает "Политические и гражданские записки" (Ricordi politici е civili, 1512-30), пишет "Соображения о Беседах Макиавелли" (Considerazioni sui Discorsi del Machiavelli, 1530). В 1531-34 управитель и вице-легат Климента VII в Болонье, в 1534-37 - советник герцога Алессандро Медичи во Флоренции. Пользуясь семейным и личным архивами и доступом к государственным документам, создает многотомную "Историю Италии" (Storia d'ltalia, 1537-40) с элементами критики источников, в которой, следуя за изменениями сил в европейской политике, поместил события в Италии в международную перспективу.

Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к миру при энергичной деятельности, неприязнь (внушенная отцом, гуманистом из круга М. Фичино) к лицемерию и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с культурным типом Северного Ренессанса и Реформации. Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот флорентийской историко-политической мысли от антично-идеальных образцов к анализу реального явления. Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться на идеальные нормы, раз "мир уже не такой, какой должен быть, а такой, какой есть". Природные добро и воля искажены глупостью, страстями и эгоизмом, превращающими человеческую массу в бешеное животное и провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии, восстанавливает мир, "дивное согласие", когда только и возможны благополучие, культурно-историческое творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая воля. Сосредоточенность на поступках делает Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли широтой и точностью описания. Ж. Боден назвал Гвиччардини "отцом исторической науки". Идущая от Гвиччардини традиция философского осмысления факта продолжена Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.

Соч.: Opere. Mil.-Napoli, 1953; Sloria d'ltalia, ν. 1-3. Torino, 1971; Caneggi, ν. 1-17. Bologna-Roma, 1938-72; в рус. пер.: Соч. М., 1934.

Лит.: Житомирская С. В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945; Бибихин В. В. Гвиччардини. - В кн.: Он же. Новый Ренессанс. М., 1998; Caprariis V. de. Francesco Guicciardini: Della politica alla storia. Bari, 1950; Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton, 1965; Bondanella P. E. Francesco Guicciardini. Boston, 1976.

В. В. Бибихин

В начало энциклопедии