Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГАРТЛИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАРТЛИ

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30 августа 1705, Армли, Йоркшир - 28 августа 1757, Бат, Сомерсет)-английский мыслитель, один из признанных основоположников психологической теории, известной под названием ассоциационизма. Родился в семье священника и первоначально готовился к духовной карьере. Позднее не захотел целиком принять одобренный в 1571 религиозный кодекс "Тридцать девять статей" и стал заниматься медицинской практикой в различных городах Англии. Отдавая дань механистическим представлениям о жизненных процессах, господствовавшим в Европе под влиянием работ Ньютона и Локка, Гартли в своем основном труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (Observations on man, his frame, his duty and his expectations, v. 1-2, 1749; рус. пер. в кн.: "Английские материалисты 18 века", т. 2. M., 1967) попытался создать собственную "физику разума" и основанную на ней этику: "Главная цель, которую я преследую, состоит в том, чтобы объяснить, установить и применить учение о вибрациях, а также учение об ассоциации [идей]. Первое из этих учений выведено из соображений относительно того, как совершаются ощущения и движения, которые высказаны сэром Исааком Ньютоном в конце его "Начал", а также в вопросах, приложенных к его "Оптике"; второе-из того, что г-н Локк и другие изобретательные люди разработали относительно влияния ассоциации на наши мнения и привязанности". Идея о том, что тело и душа действуют в строгом соответствии друг с другом, изложенная в "Размышлениях", оказала большое влияние на развитие психологической теории. Синтезируя локковское учение об ассоциации идей со своим собственным представлением о работе нервной системы, Гартли объяснял сложные мыслительные процессы-воображение, память - прследовательностью элементарных чувственных впечатлений, а все психологические акты, согласно Гартли, в конечном счете могут объясняться на основе единого закона ассоциации. Во второй части "Размышлений" рассматриваются преимущественно богословские проблемы: бытие Бога, Его атрибуты, благость, милосердие и всемогущество.

Лит.: Кузнецов В. ff., Мееровскии Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986; Пристли Д. Избр. соч. М., 1934, Виноградов H Д. Д. Гартли и его "Наблюдения над человеком".-В сб.: Л. М. Лопатину. М., 1912; Schontank В. Hartley und Priestley, die Begründer des Associationismus in England. Halle, 1882.

В. Ф. Коровин

ΓΑΡΤΜΑΗ (Hartmann) Николай фон (20 февраля 1882, Рига-9 октября 1950, Гетто н re н )- немецкий философ. Учился в Петербургском университете, после !905 жил в Германии, с 1909 преподавал философию в Марбурге, с 1925-профессор Кельнского, а затем Берлинского университетов, в 1945-50 работал в Геттингене. В процессе имманентной критики неокантианского гносеологизма Гартман утвердился на позиции примата онтологии в структуре философских исследований. Эту позицию он впервые сформулировал и обосновал в книге "Метафизика познания" (Metaphysik der Erkenntnis, 1921). Метафизика познания предполагает рассмотрение субъект-объектного отношения в более широкой, онтологической перспективе с точки зрения его укорененности в бытии. Эту задачу Гартман решает с помощью феноменологического понятия интенциональности. Согласно этой позиции, предмет познания лежит за пределами самого познавательного акта и, т. о., представляет собой реальное бытие. В этом его концепция отличается от взглядов Гуссерля, понимавшего под реальным бытием трансцендентальную субъективность и тем самым оставлявшего различие между имманентным и трансцендентным в сфере трансцендентального сознания. Гартман, подчеркивая реальность бытия, опирается непосредственно на Шелера, не разделяя, однако, его спиритуалистической интерпретации реальности.

О принципиальном расхождении Гартмана со спиритуализмом свидетельствует его труд "Возможность и действительность" (Mцglichkeit und Wirklichkeit, 1938), в котором он проводит анализ модальностей. Вывод философа-возможность, в сущности, есть необходимость, а необходимость, в свою очередь, есть не что иное, как действительность. Возможным является лишь то, что было или будет реальным, а реальная возможность неотличима от действительности. Действительность им понимается как бытие, единственный атрибут которого-действенность. Признать действенной еще и возможность означает отождествить идеальное бытие с реальным, которое всегда необходимо и только необходимо, но это необходимость факта, а не понятия. Так он обосновывает отличие своей "новой онтологии" от всей традиционной метафизики с ее тенденцией к панлогизму. Редуцируя реальную возможность к необходимости, Гартман лишает себя концептуальных средств выражения процессуальности, ибо становление. процесс, развитие предполагают превращение возможности в действительность, что, по Гартману, несовместимо с "законами модальности".

Гартман подчеркивает несводимость бытия к мышлению. Это заметно в его учении об эмоционально-трансцендентных актах, развернутом в работе "К основанию онтологии" (Zur Grundlegung der Ontologie, 1935). Согласно этому учению, если познание превращает реальность в объективную предметность, за которой только угадывается независимое от сознания бытие, то в эмоционально-трансцендентных актах сама реальность выступает непосредственно. В воспринимающих актах, представляющих собой прежде всего переживания субъекта, вызванные разнообразными жизненными обстоятельствами, реальность как бы навязывает себя субъекту, неожиданно вторгаясь в его внутренний мир. В проспективных актах реальность выступает в антиципациях (предвосхищениях) субъекта, из которых самые главные-надежда, страх и беспокойство. И наконец, в спонтанных актах инициатива соприкосновения с реальностью целиком принадлежит субъекту. Это такие акты, как вожделение, желание и воля. В своей совокупности эмоционально-трансцендентные акты служат, по Гартману, лучшим опровержением сомнений относительно существования реального мира и обличают несостоятельность солипсизма. Хотя реальность обнаруживает себя как иррациональная данность, она вполне доступна познанию в своих общих чертах. В целом позиция Гартмана - статический стратификационизм, признающий существование материи и духа как различных слоев бытия, не сводимых друг к другу.

В книге "Строение реального мира" (Der Aufbau der realen Welt, 1940) Гартман утверждает иерархичность мироздания. Соотношение между ступенями иерархии, т. е. между неорганической природой, жизнью, психическим и духовным бытием, с его точки зрения, определяется специфическими "законами расслоения". Так, "закон возвращения" фиксирует присутствие закономерностей низших слоев в высших, "закон нового" отмечает специфику высшего по сравнению с низшим, "закон дистанции" подчеркивает своеобразие внугренней детерминации в каждом новом слое бытия. Принцип детерминизма проявляется повсюду-его всеобщность вытекает из отождествления действительности с необходимостью,-но способ детерминации меняется от слоя к слою (напр., процессы воли предполагают "экстракаузальные" детерминанты). В системе Гартмана нет места идее развития, проблемы генезиса выносятся за пределы "критической онтологии", а основная последовательность слоев бытия дана как факт, допускающий лишь анализ, но не генетическое объяснение.

В анализе духовного бытия он придает решающее значение исследованию взаимодействия личного и объективного духа. Гартман утверждает, что объективный дух реально не существует помимо человеческих индивидуальностей, но представляет собой их всеобщую, отчужденную и обезличенную форму. Как стихия всеобщего, объективный дух возвышается над индивидуальным сознанием точно так же, как индивидуальное сознание человека над его биологическим организмом. Как высший уровень бытия объективный дух представляет собой целостность, обладающую собственной структурой и принципами, из которых и складываются его специфические проявления-философия, искусство, литература, наука, техника, религия и мифы. Когда индивид реализует свою психическую энергию в одной из всеобщих форм (или сразу в нескольких), он становится историческим деятелем, а объективный дух превращается в "живой дух" исторического процесса-только соединение индивидуального конечного духа с всеобщими формами деятельности конституирует историческое бытие. Гартман указывает на то, что интенциональность присуща не только перцептивной и репрезентативной сторонам сознания, но и аффективной. Это значит, что эмоции не только принадлежат внутреннему миру личности, но подразумевают существование неких предметностей объективного порядка за пределами субъективных актов. Они-то и есть ценности. Субъективный полюс ценностного отношения составляют эмоционально-трансцендентные акты, а объективный-их интенциональные предметы, то есть ценности. Ценности не могут познаваться рационально, они открываются лишь в актах любви и ненависти, которые представляют собой особые ценностные чувства, заставляющие человека мгновенно и безотчетно, т. е. интуитивно, предпочитать один образ действий другому или восхвалять одно произведение, порицая иное. Такая трактовка нравственных и эстетических оценок имеет рациональный смысл в том, что выбор нравственный или эстетический всегда совершается под диктовку чувства, а не бесстрастной рефлексии или холодной калькуляции, что бы говорили на этот счет поклонники утилитаризма. Человек абсолютно рациональный (а можно представить себе такую воображаемую фигуру в воображаемых обстоятельствах (вряд ли оказался способен на эстетические впечатления и моральные терзания. Но что совершенно не учитывает Гартман, так это своеобразного участия рациональных мотивов в этическом суждении и эстетической оценке. Как ни критикуй Канта за "формализм в этике", а эстетику классицизма за жесткий нормативизм, все-таки в формировании нравственных и эстетических чувств огромную роль играет образование в самом широком смысле этого слова, включающем и "воспитание чувств". За непосредственностью эмоциональной реакции скрывается "социальная память", а это значит, что феноменологическое описание "ценностного чувства", которым ограничивается Гартман, разбирая основания этики и эстетики, явно недостаточно. Гартман не оставил после себя школы. Однако его влияние заметно и в последующей разработке онтологических проблем (П. Вейсс, Г. Якоби), феноменологической этики (Д. Гильдебранд) и эстетики (Р. Ингарден, М. Дюфрен). Соч.; Эстетика. М„ 1958; Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе.-В кн.: Культурология. 20 век. М„ 1995; Ethik. B.-Lpz., 1926; Das Problem des geistigen Seins. B., 1933; Philosophie der Natur. B., 1950; Kleinere Schriften, Bd 1-2. В., 1955-57.

Лит.: Горнштейн Т. Н. Философия Николая Гартмана. Л., 1969; Nikolai Hanmann. Der Denker und sein Werk. Hrsg. Von H. Heimsoeth und R. Heiss. Gott., 1952; Mohanlly ]. N. N. Hartmann und A. N. Wliitehead.A Study Recent Platonism. Calcutta, 1957; Tj/mienecka А. Т. Essence et Existence Etude à propos de la philosophie de R. Ingarden et N. Hartmann. P., 1957; Buch A. (Hg.). Nicolai Hartmann 1882-1982. Bonn, 1982.

M. A. Киссель

В начало энциклопедии