Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГАРМОНИЯ СФЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАРМОНИЯ СФЕР

ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер-античное учение о музыкальном звучании планет (в т. ч. Солнца и Луны и планетных "сфер") в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о "кругах", Аристотель-просто о звучании "светил") и - шире - о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции. В латинских, в т. ч. средневековых, текстах употребляется также термин harmonia (musica) caeli (mundi) - "гармония (музыка) неба (или мира)".

В древнегреческую философию учение о гармонии сфер было введено Пифагором, но впервые засвидетельствовано для "пифагорейцев" (5 в. до н. э.) Аристотелем ("О небе" II 9, 290 b 12 слл.), где оно подвергнуто критике, косвенно направленной против Платона (ср. также "Метафизика" 982 b 32: пифагорейцы считали всю Вселенную "гармонией и числом"). В изложении Аристотеля "скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся между собой так же, как тоны консонирующих интервалов", и поэтому "звучание, издаваемое светилами при движении по кругу, образует гармонию" (т. e. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении сам термин αρμονία означал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону (De ге publica 6, 18), самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звезд, самый низкий- Луне. Адаптация гармонии сфер в эсхатологическом мифе об Эре в 10-й книге "Государства" Платона (617 b, ср. также 530 d и "Кратил" 405с) предопределила долгую жизнь идеи гармонии сфер и ее необычайный успех на исходе античности и в Средние века.

Согласно гипотезе Д. Бернета - В. Кранца, в древнейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла только о трех сферах-звезд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3: 4), квинтой (2: 3) и октавой (1: 2), тем самым вся музыкально-матема

тическая сущность космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме гармония сфер служила "доказательством" сокровенной числовой природы мира и имела глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл, поскольку "душа" тоже мыслилась как "гармония", изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным "отображением" небесной, игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредственно слышать гармонию сфер мог только Пифагор, остальные не различают ее "за неимением контрастирующей с ней тишины").

Гармония сфер входила в более широкий круг концепций "космической музыки", не обязательно связанной с астрономией. От нее следует отличать корреляцию четырех тонов тетрахорда (четырехструнной лиры) и четырех элементов (Боэций, "О музыке" 1, 20) или "пифагорейскую" теорию музыки времен года в изложении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15 W.-L): весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету и т. д. Сходные концепции засвидетельствованы для древневосточных традиций, в частности "халдейской" (Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. 1. 16, l) и особенно китайской (ср., напр., соответствие пяти нот китайской гаммы "пяти элементам" и временам года). Благодаря оживлению идеи гармонии сфер в неопифагореизме и неоплатонизме и гл. о. через посредство Августина, Макробия и Боэция пифагорейско-платоновское космологическое понимание музыки подчинило себе всю средневековую и западноевропейскую музыкальную эстетику. Параллельно-благодаря включению гармонии сфер в систему Птолемея - идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологической традиции вплоть до Нового времени ("Гармония мира" Кеплера, 1619, и др.). Представление о гармонии сфер имели успех у поэтов всех веков-от Скифина Теосского до Шекспира ("Венецианский купец" V, 1), Гёте (Пролог к "Фаусту"), романтиков и "звездного хора" А. А. Блока.

Лит.: Grämt M. La pensée chinoise. P., 1934, p. 209 sq.; Tatarkiewicz W. History of aesthetics, v. 1-2. The Hague-P.-Warsz., 1970; Guthrie W. К. С. A history of Greek philosophy, v. l. Cambr., 1971; Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972, p. 350 sq.

А. В. Лебедев

В начало энциклопедии