Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БОЛЬЦАНО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЛЬЦАНО

БОЛЬЦАНО Бернард (Bolzano Bernard) (5 октября 1781, Прага-18 декабря 1848, там же) -чешский просветительгуманист, теолог, философ и математик; член Чешского королевского общества наук (1815). Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета, где занимал (1805-20) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за "пропаганду свободомыслия" и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главное логико-философское сочинение- "Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам..." (Зульцбах, 1837)- обширный четырехтомный труд по методологии точных наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об "истинах в себе"). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную "материю" предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений-суждениям в собственном смысле (Sätze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное-"непосредственно данное" (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное- существование "в себе" (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию). Тавтологичность (тождественную истинность) законов логических Больцано выделял из более общего понятия аналитичности, а логическое следование (Ableitbarkeit) определял через "общезначимость в моделях", т. е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к "действительности". Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-мно

жественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В "Парадоксах бесконечного" (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г. Кантора начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность актуально-бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).

В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения ("О наилучшем государстве"-О nejlepSim state..., 1832).

Соч.: Wissenschaftslehre..., Bd. 1-4, 2 ed. Lpz., 1929-31, Was ist Philosophic? Wen, 1849; Mathematische und philosophische Schriften 1810-16, Bd. l. Stuttg.-Bad-Cannstadt, 1977.

Лит.: Нуцубидзе Ш. Больцано и теория науки. - "Вопросы философии и психологии", кн. 116-117. М-, 1913; Кальман Э. Б. Бернард Больцано. М., 1955; Фёдоров Б. И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980; Кояядко В. И. Бернард Больцано. М., 1982; Lebensbeschreibung des Dr. B. Bolzano mit einigen seiner Ungedruckten Aufsätze und dem Bildnisse des Verfassers, eingeleitet und erläuten vom Herausgeber. Sulzbach, 1836 (автобиография); MotöorA. Bernard Bolzano: Wissenschaft und Weltbild. W., 1949; SchokH. Wissenschaftslehre Bolzano.-"Archiv für Philosophie", 1956; BergJ. Bolzano's Logic. Stockh., 1962; Winter E. B. Bolzano. Ein Lebensbild. Stuttg.-BadCannstadt, 1969; Bolzano-Symposium. Bolzano als Logiker. W., 1974; iouyIJ. Bolzano. Studie z ukazami z dila. Pracha, 1978.

M. M. Новосёлов

В начало энциклопедии