Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БЛОХ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЛОХ

БЛОХ (Bloch) Эрнст (8 июля 1885, Людвигсхафен- 4 августа 1977, Тюбинген) - немецкий философ, создатель т. н. философии надежды. Получил образование в ряде немецких университетов (Мюнхене, Вюрцберге, Берлине, Гейдельберге). Первая работа "Дух утопии" (Geist der Utopie. В., 1918). В 1933 эмигрировал из страны, с 1938 жил в США, с 1949-директор института философии при Лейпцигском университете в ГДР, с 1961 жил и работал в Тюбингене (ФРГ). Наиболее известные работы - "Субъект - Объект. Разъяснение к Гегелю" (Subject-Object Erläuterung zu Hegel. В., 1951), "Принцип надежды" (Das Prinzip Hoffnung, Bde l- 3. В., 1954-59), "Проблема материализма-его история и субстанция" (Das Materialismus problem-seine Geschichte und Substanz, 1972). Блох считал, что в философии JK. Маркса есть два направления: анализ исторического развития и конкретной ситуации и анализ материалистически-гуманистических аспектов жизни. По его мнению, Маркс и Энгельс, превратив утопию в науку, выполнили только половину задачи, вторая состоит в том, чтобы соединить науку с утопией. Сам марксизм он определял как "конкретную утопию", не принимающую желаемое за действительное, но стремящуюся утвердить желаемое в действительности.

Уже в "Духе утопии" Блох проводил мысль, что утопия является составной частью жизни человека, с его неизбежной устремленностью вперед. Предлагая человеку образ будущего как желаемого идеала, утопия, по Блоху, выступает как космологическо-антропологическая категория, поскольку сама материя наделяется возможностью нового и стремлением к совершенству. Утопия имеет универсальный характер. Через становление космического субъекта - объекта возможно снятие противоположности мышления и бытия, субъекта и объекта. Конечный момент объекта заключен в освобождении субъекта, конечный момент субъекта-в неотчужденном объекте. Отчуждение человека выступает как центральная проблема у Блоха. Этот мир есть юдоль плача, страданий, человек в нем "бездомен", он находится "не у себя", у него нет "Родины". Мир "еще не тот", он "вещь в себе", он определяется через категории "неясность", "темнота переживаемого момента". Снятие отчуждения и создание надежного "человеческого дома" - смысл жизни. В этом бездомном мире человека поддерживают только ожидания. Надежда выступает не только как принцип человеческого сознания, она изначально присуща самой материи. Своей направленностью вперед надежда связана с утопией, с мечтами о будущем. В то же время надежда противостоит страху, будучи самым человеческим из всех движений человеческой души. История предстает как осуществление человеческих надежд и мечтаний. Человек надеется только на возможное, невозможное лишает его всяких надежд. Обитель культуры, обжитое человеком место в мире-это надежда, но она совершенно не исследована. В отличие от рационального, которое познает лишь отчужденный мир, подлинное познание помогает человеку создать образ лучшего будущего. Как интуитивное предвосхищение оно позволяет схватить "еще-не ставшее", заложенное в самой природе человека. Одна из работ Блоха называется "Онтология Еще-не-бытия" (Zur ntotogie des Noch-Nicht-Seins. Fr./M., 1961). В своем обращении к области иррационального Блох пользовался поэтическим образным языком, полным иносказаний и лишенным научной четкости и определенности. Философия выступает у него как система теоретического мессианства, как "руководство для пророков", описывающее движение мира к будущему совершенству. Такое будущее дается в мечтаниях. Но мечты бывают "ночные", непроизвольные, связанные с прошлым, и "дневные", связанные с сознательной деятельностью человека, свободные, направленные на будущее. Подобные фантазии ближе к практике, чем простая констатация экономических отношений. "Принцип надежды" выразил эсхатологические ожидания будущего как совершенства. Будущее у Блоха предстает как "царство свободы", получившее обозначение "коммунизм", "гуманизм", "утопия". Все это предполагает достижение конечной цели-гармонии человека с миром. У человека появляется "настоящий дом", в котором обитает не человекоподобный Бог, а богоподобный человек.

Соч.: Gesamtausgabe, Bde 1-16. Fr./M., 1959-78; Freiheit und rdnung, Fr./M., 1969; Über Karl Marx. Fr./M., 1971; Experimentum Mundi. Fr./M., 1975; Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.

Лит.: Damus R. Hoffnung als Prinzip-Prinzip ohne Hoffnung. Meisenheim am Glan, 1971: M. А. Хевеши

В начало энциклопедии