Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
БОЛЬНОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЛЬНОВ

БОЛЬНОВ (Bollnow) OTTO Фридрих (14 марта1903, Штеттин-7 февраля 1991, Тюбинген) - немецкий философ, педагог, продолживший традиции философии жизни. Начинал как физик, защитив в 1925 диссертацию у М. Борна, затем обратился к философии, став учеником Г. Ноля и Г. Миша, после 1927 - М. Хайдеггера. Испытал влияние Гамана, Гердера, Гёте, Песталоцци, Дильтея. В 1953-70 профессор в Тюбингене. В 1983-91 -один из соиздателей , "Дильтеевского ежегодника" (DiltheyJahrbuch). Автор работ по проблемам философской антропологии, этики, философии жизни, экзистенциальной философии. В 1950-60 Больнов обратился к проблемам философской герменевтики.

В первом наиболее значительном произведении-монографии о Дильтее (Dilthey. Eine Einführung in seine Philosophie. Lpz., 1936) Больнов попытался изложить идеи Миша, а также показать развитие философии жизни после Дильтея. Он считает устаревшим противопоставление "естественных" и "гуманитарных" наук (Natur- und Geisteswissenschaften): развитие физики нач. 20 в. показало возможность применения понятий, разработанных в гуманитарных науках, в науках о жизни в естествознании. Для более адекватной трактовки проблемы возникновения нового опыта, модифицирующего имеющееся у человека целостное понимание мира - "предпонимание", Больнов предлагает дополнить дихотомию Хайдеггера "подручное" - "наличное" (см. Бытие-в-мире) третьим моментом-качествами говорящего с нами мира: вслед за Мишем и Гёте Больнов полагает, что мир и его вещи обращаются к нам (sprechen zu uns), обладая "направленной к нам" значимостью. В ряде работ он анализировал отдельные феномены человеческой жизни (благодарность, ирония, надежда, страх, стыд, отчаяние, уважение). В "Добродетели надежды" (Tugend der Hoffnung, 1953) он полемизировал с "Принципом надежды" Э. Блоха, считая, что последний излишне опирался на возможности человека и его доверие к собственным силам. В педагогических трудах Больнов исходил из невозможности целостного образа человека (такой образ был бы возможен только при взгляде на отдельные аспекты человеческого бытия "извне"). В силу этого наставник не должен заниматься воспитанием, имея перед собой некую "цель" или "образец": утверждаемый Больновым принцип диалогического общения не предопределяет, чточеловек есть и чем может стать. Заблуждения и ошибки человека-не случайность, а выражение фундаментальной его черты, неизменного падения в то, что Хайдеггер называл "неподлинностью". В философии образования Больнов исходил из понятия "педагогического отношения", осуществляя антропологический поворот в педагогике.

Больнов сформулировал различие между философской герменевтикой и герменевтической философией (к ней он относил "Истину и метод" Гадамера), понимая последнюю как деятельность по созданию общего герменевтического метода, интерпретирующего действительность жизненного мира в целом; герменевтическая философия исходит из того, что в нашей жизни уже изначально всегда присутствует понимание ее самой и мира.

Соч.: Dilthey. Lpz., 1936, 4 Aufl. Schaffhausen, 1980; Existenzphilosophie. Stuttg., 1943, 8 Aufl., 1978; Rilke. Stuttg., 1951, 2 Aufl. 1955; Die Lebensphilosophie. Β.-Gött.-Hdlb., 1958; Philosophie der Erkenntnis, Bd. 1-2. Stuttg., 1970-75; Die pädagogische Atmosphäre. Hdlb, 1964, 4 Aufl., 1970; Studien zur Hermeneutik, Bd. 1-2. Freiburg-Munch., 1982-83. Лит.: O.-F. Bollnow im Gespräch. Freiburg-Munch., 1983.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии