Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ЭПИКТЕТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (Επίκτητος - букв. "прикупленный", вероятно рабская кличка) из Гиераполя во Фригии (ок. 50 - после 120) - крупный представитель Поздней Стой. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х - нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги "Бесед" (Διατριβαί), "Руководство" (Έγχειρίδιον) и фрагменты. Различные названия записей Арриана (Διατριβοα, Όμιλίαι, Διαλέξεις, Σχολαί, Υπομνήματα) относились, видимо, к одному сочинению - "Беседам" (первоначально в 8 или 12 книгах). "Руководство" скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).

Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него - нечто вторичное, она никогда не излагается в "чистом" виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает "возврат к истокам", в частности к Хрисаппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss.

III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (П 11,1 ел.). Задача философии - врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего - "правильное пользование представлениями" (ορθή χρησις των φαντασιών - 120,14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (προαίρεσις - впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: "Это меня не затрагивает" (ουδέν προς έμέ - 129,7; 24). Сама возможность выбора - единственное внутреннее благо, "то, что от нас зависит" (122,10; 24,5), "мое": "Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет - мне безразлично" (IV 13, 24). Προαίρεσις - первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему - излюбленная тема Эпиктета. Желая стать "из человека богом" (II 19,27), "терпи и воздерживайся" (άνέχου καΐ άπέχου - Gell. N. A. XVII 19), но выход всегда есть - "дверь тебе открыли" (III 8,6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение "Руководства" для нужд монастырской жизни, приписываемое НилуАнкирскому; еще раньше "Руководство" использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику. Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H. SchenM. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transi, by W. A. Oldfather. L., 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte établi et trad. parJ. Souilhé avec la coll. de A. Jagu, vol. 1-4. P., 1949-65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма, пер. В. Алексеева. СПб., 1888.

Лиг.; МаковельскийА. Мораль Эпикгета. Казань, 1912; Штаерман Е. М. Эпиктет и его место в римском стоицизме.- "Вестник древней истории", 1975, 2, с. 197-210; BonhцfferA. Epietet und die Stoa. Stuttg., 1890 (2 ed. 1968); Jagu A. Epictиte et Platon. Essai sur les relations du Stoïcisme et du Platonisme. P., 1946; D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950 (2 ed. 1962); Bonfortef. The Philosophy of Epictète. N. Y, 1955; BodsonA. La morale sociale des dernière stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967; GretenkordJ. Der Freiheitsbegriff Epiktets. Bochum, 1981; HershbeUJ. P. The stoicism ofEpietetus. Twentieth century perspectives, ANRW II 36, 3. B.-N. Y, 1989, p. 2148-2163; Döbln R. Προαίρεσις in Epictetus.- "Ancient Phiiosophy" 1991, 11, p. 111-135; Oldfather W. A. Contributions towards a bibliography ofEpicletus. Chi., 1927.

А. А. Столяров

В начало энциклопедии