Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
"ЭТИКА" (СПИНОЗА)

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ЭТИКА" (СПИНОЗА)

"ЭТИКА, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется I О Боге, II о природе и происхождении души, III о происхождении и природе аффектов, IV о человеческом рабстве или о силах аффектов, V о могуществе интеллекта или о человеческой свободе" (Ethica, ordine geometrico demonstrata et in quinque partes distincta in quibus agitur Ι de Deo, II de natura et origine mentis, III de rigine et natura aflectuum, IV de servitute humana, seu de afiectuuffl viribus, V de potentia intellectus) - главное произведение Спинозы. Опубликовано в составе его "Opera posthuma" в Амстердаме в 1677.

1-я часть содержит основные положения метафизики Спинозы - его учение о субстанции, тождественной как Богу, так и природе, ее атрибутах, единичных вещах и модусах. Затронуты также вопросы гносеологии, различие между интеллектом и воображением (imaginatio), вопросы детерминизма и телеологии, случайности и необходимости и др.

Во 2-й части гаюке исследуются вопросы метафизики, гносеологии и онтологии: взаимоотношение тела и души; параллелизм телесного и мыслительного атрибутов (в частности, отождествление порядков вещей и идей в 7-й теореме); разновидности идей; способы познания и три его рода - чувственное, рассудочное, интуитивное; различие образов, слов и идей; вечность (aetemitas) и время (длительность - duratio); соотношение воли и разума (интеллекта).

В 3-й части рассматриваются проблемы антропологии и психологии. В связи с учением об аффектах вновь обсуждается проблема психофизического параллелизма. Вскрывается зависимость активных и пассивных аффектов (страстей) от лежащих в их основе адекватных и неадекватных идей; преимущественная зависимость пассивных аффектов от внешних вещей, а активных - от самой души и присущих ей понятий. В конце этой части раскрываются главные аффекты - влечение и желание, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, а также говорится о бесчисленном множестве других аффектов (как производных от главных) в зависимости от направленности души к объекту.

В 4-й части показана сила аффектов - страстей, определяющая человеческое рабство. Здесь поднимаются и вопросы этики в более узком смысле, в частности стремление к самосохранению, проблема добра и зла, подлинная добродетель, отличная от псевдорелигиозного суеверия, ее зависимость от стремления и способности человека руководствоваться только разумом (ratio). Человек, руководствующийся разумом, действительно свободен, живет в согласии с законами государства. Здесь же обсуждаются и вопросы частной жизни человека.

В 5-й части показывается, каким образом могущество разума может привести человека к свободе, отличающейся от свободы воли. Свобода возможна на основе познания природной и индивидуально-человеческой необходимости. Знаменитая 33-я теорема этой части "Этики" утверждает, что "познавательная любовь к Богу" (Amor Dei intellectualis) возникает из интуитивного рода познания и поэтому вечна. Проблема бессмертия (вечности) души решается не в индивидуально религиозном, а в философском смысле: разумно-интуитивная способность души бессмертна как элемент познания природы.

Влияние идей "Этики" было многообразным. С критикой ряда ее важнейших положений выступали Толанд, затем Кондильяк и французские просветители 18 в. Немецкие философы 18 в., напротив, восприняли идеи Спинозы как выражение пантеизма и органицизма.

Рус. переводы В. И. Модестова (1886), H. А. Иванцова (1892). Лит. см. к ст. Спиноза.

В. В. Соколов

В начало энциклопедии