Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФЕДОТОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЕДОТОВ

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (псевдоним Е. Богданов) 1 (13) октября 1886, Саратов - 1 сентября 1951, Бэкон, НьюДжерси, США] - русский религиозный мыслитель, историк культуры, эссеист, публицист христианско-социалистического направления. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета по отделению всеобщей истории, специализировался по истории Средних веков под руководством И. М. Тревса. С 1916 приват-доцент Петербургского университета, в 1920-22 профессор Саратовского университета. С 1925 в эмиграции. Преподавал в Православном богословском институте в Париже (1926-40), сотрудничал в эмигрантской периодике. В 1931-39 совместно с И. И. Бунаковым (Фондаминским) и Ф. А. Степуном редактировал журнал "Новый Град". В 1940 переехал в США, где с 1943 до конца жизни состоял профессором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

Основные темы Федотова: история духовной культуры, проблемы медиевистики, агиология. Выступив с критикой крайностей теологии К. Барта, сосредоточивается на историческом исследовании субъективно-психологического комплекса религиозной веры, в котором раскрывается, по его мнению, сложная динамика духовных процессов в культуре, подчас не распознаваемая в системе объективированных форм религиозного культа (догматике, церковном богослужении, нормах канонического права и т. д.). Этот подход, опиравшийся на достижения представителей французского католического модернизма (А. Бремонд, Э. Леруа), реализован в исследованиях Федотова по агиографии меровингской Галлии ("Чудо освобождения", 1923; "Боги подземелья", 1923; "К истории средневековых культов", 1923) и в опытах по истории русской духовности ("Святые Древней Руси", 1931; "Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам", 1935; "The Russian Religions Mind", v. l, 1946). В эмигрантский период творчества неоднократно возвращается к теме особенностей культурно-исторического и духовного пути России, переосмысливая их в контексте революционной катастрофы и перенося спор о "русской идее" из области метафизических конструкций в плоскость конкретно-исторического, культурологического и политологического анализа. Дистанцируясь от евразийства, отстаивает идею о восточнохристианских, эллинистических, т. е. европейских, истоках русской культуры ("Три столицы", 1926). В поздних работах исследует проблемы типологии национального сознания ("Русский человек", 1938), возрождения русской культуры ("Завтрашний день", 1938; "Создание элиты", 1939), судьбы политической свободы в России ("Россия и свобода", 1945; "Запад и СССР", 1945) и русской государственности ("Судьба империй", 1947). Интерпретация истории как трагического действия, в основе которого свободный и ответственный выбор личности (нации), не предопределенный ни давлением всеобщих исторических законов, ни силой божественного Проведения, сближает позицию Федотова с общими установками критиков исторического детерминизма и телеологизма. Бог не тождествен истории, но лик Его "просвечивает" в ней. Отсюда история и культура трактуются в духе П. Тиллиха как перманентный ответ человека на Божественную Благодать, оканчивающийся победой или выпадением в небытие, исторической катастрофой. В оценке истории для Федотова характерен особый морализм, граничащий с ригоризмом. Безнравственная политика власти, поддерживаемая народом, приводит нацию к историческим поражениям ("Св. Филипп, митрополит Московский", 1928; "Народ и власть", 1949), а историческая правда не измеряется мерой исторического успеха ("Правда побежденных", 1933) Движущие мотивы культурофилософии и социальной доктрины Федотова - апология христианской культуры ("Эсхатология и культура", 1938) и убеждение в невозможности исключить из христианского идеала социальный компонент ("Социальное значение христианства", 1933) Многочисленные статьи-эссе Федотова оставили заметный след в интеллектуальной истории русской эмиграции, а некоторые из них принадлежат к лучшим образцам русской публицистики.

Соч .: Собр соч ,т 1 Абеляр Статьи 1911-1925 гг Μ , 1996, т 2 Стаτι и 20-30 χ гг из журналов "Путь", "Православная мысль" и "Вестник РСХД" M , 1998, Полное собр статей, т 1-4 Париж, 1967-88 Новыи Град Сб статей под ред Ю Π Иваска Нью-Йорк, 1952, Россия и свобода Сб статей Нью-Йорк, 1981.

Лит : Карпович Μ Μ Γ Π Федотов - "Новый журнал", 1951, Ν" 27, Иваск Ю Π τη Федотов (1886-1951) - "Опыты", 1956, № 6, Степунф А Г Π Федотов - "Новый журнал", 1957, № 49 Архивы: Бахметьевекий архив Колумбийского университета, США (л φ Федотова)

M Г. Галахтин

В начало энциклопедии